Юлия Рештаненко
Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников.
В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность и другие качества, необходимые для гармоничного развития личности. Именно в этом возрасте формируются навыки здорового образа жизни. Систематическое выполнение всех режимных моментов этому способствует.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Режим дня
- Темочки
Старший дошкольный возраст является определяющим этапом, как в становлении жизни, так и в формировании основ здорового образа жизни. Остановимся на том, что такое здоровый образ жизни. Это соблюдение режима дня, закаливание, гигиенические процедуры, двигательная активность, питание. Бесспорно, что здоровье – одно из основных составляющих счастья и благополучия человека. Режим - абстрактное понятие из взрослой жизни. Важно донести до осознания ребенком, что от соблюдения режима дня зависит состояние его физического, психического, эмоционального здоровья и подготовить дошкольника к осознанному выполнению режима дня. А это возможно только при совместной, целенаправленной работе педагогов и родителей. Важно,чтобы все режимные моменты соблюдались и дома. Тогда формируется устойчивая привычка к ведению здорового образа жизни.
Проблема воспитания культуры здоровья детей в ДОУ является наиболее востребованной на современном этапе развития. Сегодняшняя обстановка предъявляет высокие требования к состоянию здоровья, в особенности для детей дошкольного возраста. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей навыки саморегуляции и релаксации. С этой целью в нашем Детском саду в работу с дошкольниками включены занятия по познавательному развитию, которые влияют на формирование здорового образа жизни. Занятия организуются в игровой форме, например: «В гостях у Здоровейки», «Путешествие с Мойдодыром», «Айболит спешит на помощь». Занятие – это театрально-игровое действие, заряжающее ребёнка положительными эмоциями. В процессе занятий используем разнообразные виды массажей, пальчиковые игры, а также динамические и оздоровительные паузы.
Формирование культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.
Существуют разнообразные компоненты здорового образа жизни, такие как утренняя гимнастика и гимнастика после сна, спортивные праздники, подвижные игры, физкультминутки, дозированная ходьба и т. п. Также используем такие формы работы с семьями детей как совместные дни здоровья, весёлые старты, соревнования.
Такая форма привлечения детей к здоровому образу жизни как физкультурные занятия развивают интерес детей к физическим упражнениям. Цель физических упражнений - обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей : регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями. В своей практике часто используем такие совместные формы работы с родителями, как спортивные досуги, праздники, прогулки, экскурсии. Родители частые гости на наших спортивных праздниках. Папы, например, ежегодно участвуют в спортивных праздниках, приуроченных ко Дню Защитника Отечества. Это отличный повод провести время вместе и получить положительный эмоциональный заряд.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры : подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные и т. д. В руках взрослых эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение.
Особенно полезны игры и развлечения на открытом воздухе. Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит взрослым, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.
Но нельзя забывать и про дневной сон, который является важным компонентом здоровье сберегающих технологий. Для быстрого засыпания детей используем следующие методические методы: колыбельные, прослушивание классической музыки, сказки. По окончанию дневного сна организуем гимнастику пробуждения. Гимнастика после сна проводится ежедневно с применением воздушных ванн, самомассажем и комплексов несложных упражнений в кроватках. Используются приёмы игрового самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления
В работу с дошкольниками включаются занятия по познавательному развитию, которые влияют на формирование здорового образа жизни. Занятия организуются в игровой форме, например: «В гостях у доктора Айболита», «Путешествие с Мойдодыром». Занятие – это театрально-игровое действие, заряжающее ребёнка положительными эмоциями. В процессе занятий используем разнообразные виды массажей, пальчиковые игры, а также динамические и оздоровительные паузы.
Ещё одно важное направление в детском саду – лечебно-оздоровительное. Есть такие виды лечебно-оздоровительных мероприятий, которые проводятся на общих основаниях: дыхательная гимнастика, контрастное закаливание, ходьба по массажным дорожкам, водные процедуры, полоскание рта, обширное умывание, точечный массаж, релаксация, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Также вводятся коррекционные технологии: арт-терапия, технологии музыкального развития, психогимнастика, сказкотерапия. Важно на протяжении всех процедур придерживаться следующих принципов: регулярность и постоянство.
Основным условием в воспитании культуры здоровья ребёнка становится культура здоровья семьи. Ведь без участия родителей мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
.