Домашова Эльвира
Работа с родителями в условиях ДОУ с приоритетом физкульутно-оздоровительного направления развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями в условиях ДОУ с приоритетом физкульутно-оздоровительного направления развития детей
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить, семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, расширяется их кругозор, получают уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции.
Публикация «Работа с родителями в условиях ДОУ с приоритетом физкульутно-оздоровительного направления развития детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. В нашем детском саду есть такие узкие специалисты, как физкультурный и музыкальный работники. Анализ научных исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического).
Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов в работе с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Детский сад — один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания, в силу недостатка педагогических знаний, низкого уровня педагогической осведомленности и педагогической рефлексии. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т. д. В настоящее время накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями в дошкольном учреждении, в целом для практики педагогического просвещения родителей характерна раздробленность и случайность, а так же не всегда учитываются запросы родителей в содержании педагогических знаний.
Современная концепция сотрудничества включает 2 традиционных аспекта: концептуальный и организационно-деятельностный, и предполагает следующие этапы работы : информационно-подготовительный этап (педагогическая диагностика семьи, непосредственное включение родителей в деятельность, и третий этап — оказание педагогической поддержки семье, т. е. повышение ее педагогической осведомленности.
Первый – «Давайте познакомимся!». На этом этапе знакомство родителей с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом и раскрывает перед ними возможности совместной работы.
Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.
Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.
Таким образом, современная точка зрения рассматривает родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.
Путем анкетирования выявлялся воспитательный потенциал семьи и их информационные запросы, что в последствии послужило основанием для распределения родителей по группам и оказания им действенной дифференцированной помощи.
Педагогическая осведомленность родителей включает следующие компоненты:
• Степень участия родителей в воспитательном процессе.
• Понимание и осознание ответственности за физическое развитие ребенка.
• Уровень педагогический знаний родителей (знания о развитии, воспитании и обучении детей).
• Стиль педагогического общения с ребенком (практические умения по организации жизнедеятельности ребенка в семье, осуществления воспитательной деятельности).
Подтверждается предположение, о том, что вопросы оздоровления в большей степени волнуют родителей. И это правомерно, так как детский сад укомплектован детьми часто болеющими.
Нами проводятся как традиционные, так и не традиционные формы работы с семьей : круглые столы с приглашением специалистов разного рода (медицинских работников, физкультурных работников и др., устные журналы, особый интерес у родителей вызвала «Школа здоровья». Вся работа, ее содержание и формы организации согласовывалась с запросами родителей.
Активное участие всех заинтересованных родителей позволило сделать вывод о том, что данная система работы является достаточно эффективной формой работы ДОУ с семьей, способствующей повышению педагогической осведомленности родителей, а наиболее эффективными методами являются интерактивные методы работы.
Успешной работе ДОУ по повышению педагогической осведомленности родителей будут способствовать постоянный учет потребностей родителей в педагогических знаниях, учет трудностей в воспитании и установлении обратной связи, введение интерактивных форм работы ДОУ с семьей и включение родителей в повседневный педагогический процесс.
В работе с родителями мы используем различные формы работы, направленные на формирование здорового образа жизни:
• Индивидуальные и групповые беседы с родителями
• Родительские собрания
• «Круглые столы»
• Семинары
• Тренинги
• Чаепития
• Спортивные соревнования, КВНы
• Экскурсии
Конференции родителей и воспитателей.
Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Газеты, бюллетени.
Газеты и бюллетени можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи разнообразной полезной информацией, направленной на формирование здорового образа жизни детей и родителей.
Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Доска объявлений.
Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о ежедневных событиях, оздоровительных и профилактических мероприятиях.
Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка. Располагается такая информация в родительском уголке.
Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, календарные праздники, вечера и т. п.
Совместные детско-родительские мероприятия.
Особой популярностью в нашем ДОУ пользуются всевозможные спортивные детско-родительские мероприятия, такие как «Дни именинника», «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Малые олимпийские игры», «Недели здоровья» и различные спортивные соревнования с участием родителей.