Ирина Гладилина
Работа с родителями на современном этапе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных показателей развития дошкольной образовательной организации является грамотно организованная работа с родителями воспитанников.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Публикация «Работа с родителями на современном этапе дошкольного образования» размещена в разделах
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ.
Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, а также повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Работники дошкольного образования обязаны развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы взаимодействия, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольная организация не только должна воспитывать ребенка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность ДОУ как равноправных и равноответственных партнеров.
Нетрадиционные формы по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей позволяют создать единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации и семьи, а также обеспечить высокое качество услуг.
Рассмотрим некоторые нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
1. Акции.
Нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому одним из направлений образовательной работы детского сада является вовлечение детей и родителей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции через поддержку социальных инициатив участников образовательных отношений.
Социальные инициативы позволяют формировать у ребят такие ценности как милосердие, доброту, ответственность, активность, коллективизм, организованность. Именно готовность приносить пользу, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание дошкольника как гражданина. Понимание образования как социального процесса, вписанного в соответствующий контекст, оказывает влияние на содержание и формы организации образовательного процесса.
Обеспечить поддержку социальной инициативы участников образовательных отношений позволяют такие формы работы как акции.
Данная форма способствует укреплению индивидуальной автономии и самостоятельности ребенка с одной стороны, а с другой – акцентирует его внимание на участии в организации своего социального и культурного окружения, принятия на себя доли ответственности, соответствующей уровню своего развития.
Основная цель акций: привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями. Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Таким образом, организация социально значимых акций позволяет преодолеть парадигму передачи знаний и опыта ребенку, обеспечивая полноправное участие ребенка в образовательном процессе, его субъектную позицию. Особая ценность акций заключается в том, что, участвуя в них, ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, становясь полноценным участником образовательного процесса.
Вот некоторые примеры акций, которые можно организовать в ДОУ:
«Добрая зима для птиц», «Берегите елочку», «Крышечки доброты», «Украсим планету цветами», «Наш дом – Земля».
В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, мастер-классы, различные субботники и т. д., посвящённые объектам акции.
2. Проектная деятельность широко используется в образовательной работе с детьми во многих дошкольных образовательных организациях. Как правило метод проектов трактуется педагогами как интегрированный подход в рамках одной темы для решения педагогических задач с детьми.
Но на мой взгляд, метод проектов содержит более глубокий развивающий и образовательный потенциал, обеспечивающий не только развитие ребенка, но и психолого-педагогическую поддержку родителей, повышение их педагогической компетентности и рефлексии в вопросах воспитания и обучения своих детей.
Наша задача обеспечить с помощью метода проектов максимальное проявление заинтересованности родителей в полноте передаче ребенку социальной информации, социального опыта, формирование педагогической позиции родителей, позволяющей понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.
Такой подход к пониманию метода проекта позволяет обеспечить высокое качество и позитивный эффект, основанный на активности всех участников образовательных отношений, и родителей в том числе. К сожалению, организуя проект, многие педагоги только заявляют об этом, а на практике участие родителей формально или сведено до минимума.
Под проектом понимается отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями) совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. Это не серия занятий, объединенных одной темой, которые организует воспитатель, определяя, чем сегодня буду заниматься дети и каким образом в этом процессе могут поучаствовать родители (традиционная практика). Нам важно, чтобы проект продолжался пока у детей сохраняется интерес к теме. Взрослые удерживают интерес, обогащая развивающую среду разнообразными материалами, ресурсами, которые позволяют развивать тему новыми идеями. Это позволяет каждому ребенку реализовать свои планы и получать удовлетворение от действий.
Нерегламентированная длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности. Каждый ребенок принимает самостоятельное решение чем он будет заниматься и кого выберет в партнеры. Родители имеют равное с детьми и педагогами право вносить идеи, касающиеся тематики, содержания проектов, видов деятельности. Также воспитатель не является единственным источником знаний, обеспечивающим содержание образовательной деятельности в рамках проекта. Родители играют значительную роль в обеспечении ресурсов развития темы и воплощения идей. Задача педагогов и родителей заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным и необходимым, а в том, чтобы ребенок спланировал свою деятельность, сделал выбор, нес ответственность за него или чтобы ребенок осознал важность и нужность предложенных взрослыми действий.
3. Творческие мастерские.
Актуальность совместного творчества детей родителей и педагогов очевидна, так как творческие мастерские предоставляют возможность свободы действий, максимального проявления инициативы, самовыражения через создание творческих продуктов. Дети и взрослые испытывают похожие ощущения от процесса творчества. И тех, и других объединяет радость погружения в стихию цвета, материалов. При этом взрослые, занимаясь творчеством могут пережить чувства сходные с теми, которые у них вызывала игра в детстве. Как в детстве, они относятся к рисованию как к игре и поэтому воспринимают его как форму отдыха, что и вызывает у родителей особый интерес.
Выставки организуются с целью побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания. Родители активно вовлекаются в занятия изобразительной деятельностью с детьми. Педагоги детского сада могут предоставить родителям возможности привнести в образовательную деятельность свои особые умения (дизайн, рукоделие, рисование, рассказать о картине, скульптуре, музее и т. п.). Это позволит внести разнообразие в жизнь детского сада, предоставляет детям новые образовательные возможности, помогает лучше познакомиться с миром взрослых. Родители также получают возможность познакомиться с методами и приемами образовательной работы по развитию художественно-творческих способностей детей, спецификой организации изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, созданию условий поддержки детской инициативы и проявлению творческой активности.
Педагоги могут поощрять обмен мнениями и установление взаимодействия между родителями, поддерживать их инициативу по реализации совместных проектов в «Творческой мастерской».
4. Конференция. Такая форма взаимодействия с родителями как родительская конференция у детских садов является самой непопулярной, так как требует от педагогов и руководителя достаточно высоко уровня профессиональной компетентности и системной, глубокой работы.
Организация родительской конференции возможна при предоставлении родителям инициативы, на что руководители и педагоги идут крайне неохотно, так как на обсуждение родители могут вынести неудобные вопросы или проблемы. Вместе с тем, это очень интересная форма родительского участия в жизни детского сада.
Правильно организованная родительская конференция позволит сделать родителей участниками процесса и включить в решение тех самых острых вопросов и проблем. Ее можно рассматривать как метод объединения активных родительских сил, которые имеют желание и возможности включения в образовательный процесс на основе партнерства и сотрудничества или как орган разработки и принятия решений по совместной деятельности родителей, детей и педагогов в повышении качества дошкольного образования.
Ценность родительской конференции в том, что в ней участвуют не только педагоги и родители, но и общественность в более широком смысле этого слова: работники отдела образования, представители медицинской службы, воспитатели, педагоги-психологи, социальные партнеры и т. д.
Таким образом, образовательный процесс приобретает социокультурный контекст в результате организации социального и культурного окружения детского сада. Тематика конференций может быть разнообразной : от знакомства с концепцией и программой развития ДОО до проблем социальной, правовой и психологической защиты детей, их безопасности и др.
5. «Семинар – практикум». На семинаре практикуме могут выступать не только воспитатель, но и родители, и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по само регуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
6. Почта доверия.
Основное назначение деятельности «Почты доверия» — способствовать созданию условий для соблюдения прав и законных интересов участников образовательных отношений.
Данная форма работы с семьей достаточно эффективна. Так как в силу своей занятости родители не всегда могут задавать тот или иной вопрос или побеседовать с воспитателем. Но в письменном виде родители могут задавать вопросы, выражать благодарность, общаться со специалистами, высказывать свои пожелания, идеи, предложения.
Родители могут задать вопросы, касающиеся воспитания и образования детей.
Здесь же они могут отправить письма со своими идеями и предложениями. А также родители могут анонимно в записке задавать любой интересующий их вопрос.
Огромное внимание уделяется письмам, в которых высказана какая-то проблема, чтобы найти пути ее решения.
Все вопросы или пожелания могут рассматриваться на родительских собраниях, так же в виде консультаций на стендах, в устной, личной беседе воспитателя и родителей!
Ни одно послание не должно остаться без внимания.
«Почту доверия» с инструкцией размещают на видном и доступном месте в приемной. Родителям объясняют принцип работы и поясняют, что представленная почта не замещает и не может заменить непосредственного общения, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным. Родители опускают в ящик письма, записки, содержащие вопрос, просьбу, изложение проблемы, пожелания и т. п. Указывать имя, фамилию не обязательно, обращение может быть анонимным. Необходимо указать дату и время, по которым автор обращения сможет обнаружить ответ на стенде.
7. Выпуски семейных газет и плакатов.
Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей. Несмотря на видимые достоинства, газета для родителей не стала популярной формой взаимодействия ДОУ и семьи в массовой практике.
Газета для родителей станет эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, если:
• содержание газеты обеспечит психолого-педагогическое информирование родителей о развитии их детей;
• в газете будут публиковаться высказывания детей, описание возникающих в группе педагогических ситуаций и их анализ;
• каждый номер будет включать советы психолога, заметки родителей, рекомендации специалистов, работающих с детьми;
• Также в газете можно анонсировать предстоящие мероприятия ДОУ, а кроме того рассказывать о прошедших мероприятиях.
• Ну и, наконец, публикации в газете могут быть отражением запросов родителей, ответами на вопросы, заданные ими в Почте доверия.
Таким образом газета выступает, как продолжение информационных стендов ДОУ и альтернативой сайту детского сада, на который родители, к сожалению, не всегда заходят. К достоинству газеты можно отнести также то, что ее можно взять с собой домой, а в условиях занятости родителей это довольно актуально.
8. Совместные прогулки и экскурсии.
Одной из активных форм и методов работы с родителями являются совместные экскурсии.
Поход ребенка в музей вместе с семьей – это встреча с неведомой для них историей города, а для родителей – это необычное мероприятия вне детского сада, возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны. Совместные экскурсии педагога и родителей, родителей и детей, могут способствовать взаимодействию между семьями, сплотить коллектив детей.
Экскурсии собирают не только детей с мамами и папами, но и активно включаются бабушки с дедушками, родители приводят старших братьев и сестер.
Благодаря экскурсиям, родители учатся проявлять искренний интерес к жизни группы, выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, активно участвовать в жизни группы и детского сада.
Совместные экскурсии с воспитанниками и их родителями, могут проводится 1-2 раза в месяц, в один из выходных дней. Несмотря на то, что саму экскурсию проводит экскурсовод (если это не экскурсия по городу, воспитатель планирует тему и направления с учетом возраста, и интересов детей конкретной группы. По возможности перед каждой экскурсией с экскурсоводом оговаривается ее наполнение. Темы экскурсий согласуются с лексическими темами, изучаемыми в данное время в детском саду, с планом кружка «Петербурговедение», а также с темой проектной деятельности. Перед экскурсией проводится предварительная работа, подготавливающая ребенка к приему материала (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игры).
После экскурсий в развивающую среду вносятся открытки, сувениры. Проводятся закрепляющие беседы и т. д.
Впечатления от совместных мероприятий отражаются в рисунках и рассказах детей в самостоятельной деятельности, переносится в сюжетно-ролевые игры.
Перед каждой экскурсией проводится инструктаж детей по безопасность на дороге, поведению в местах большого скопления людей. Напоминаются правила поведения в музее.
Это только некоторые из современных нетрадиционных форм взаимодействия, которые предложены вашему вниманию. Педагоги самостоятельно выбирают спектр форм взаимодействия с родителями воспитанников, главное, чтобы формы взаимодействия не ограничивались беседами и родительскими собраниями, а общение педагогов с родителями было интересным, эффективным и доброжелательным.