Любовь Николаевна Хабибулина
Работа с родителями «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы с родителями
Дети раннего возраста, до посещения детского сада, воспитываются дома, родители постепенно вводят их в мир человеческих взаимоотношений, помогают адаптироваться к новой для ребёнка среде, учат взаимодействовать с окружающими, обучают нормам и правилам поведения принятых в обществе, заботятся и оберегают ребёнка от любых трудностей, стараются поддержать, помочь.
И вот наступает момент, когда ребёнок поступает в детский сад. Мама радуется тому, что ребёнок будет общаться со сверстниками, но и переживает. Переживает о том, что её не будет рядом.
Публикация «Работа с родителями „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Какой будет первая встреча с воспитателем, первый опят общения с ним? Будет ли воспитатель относиться к ребёнку так же трепетно как она, как комфортно будет ему целый день в детском саду без маминой опеки? Ведь каждой маме очень хочется, чтобы её ребёнок быстро адаптировался, нашёл общий язык с воспитателем и детьми, и просто хочет, чтобы ребёнку было хорошо в детском саду.
Большую роль во взаимодействии с родителями с целью позитивной социализации ребёнка играет воспитатель. От него зависит, то первое впечатление, которое он произведёт на родителей, а так же дальнейшая совместная работа и весь воспитательный процесс.
Я в своей работе с родителями выбираю доброжелательное, позитивное общение, на первом этапе общения настраиваюсь на «принятие» каждой семьи, её уклада, традиций. От этого строятся доверительные отношения, и родители охотнее усваивают предложенную им информацию, правдиво отвечают на предложенные анкеты. Видя мою заинтересованность, легко идут на контакт и затем уже можно предлагать им приёмы или методы воздействия на детей с целью коррекции поведения, режима дня или изменения некоторых привычек. На этом этапе привлекаю родителей ребёнка к сотрудничеству, для создания единых подходов в воспитании, развиваю их педагогическую компетентность, помогаю им находить ответы на интересующие вопросы по воспитанию детей, помогаю проявлять искреннюю заинтересованность родителей в прохождении позитивной социализации в период адаптации ребёнка к условиям детского сада.
Во взаимодействии с родителями на ряду с традиционными формами работы, такими как памятки, беседы, консультации, акции я использую дистанционные формы работы. Активно использую социальные сети и мессенджеры, с помощью которых я имею возможность общения с родителями в любое время. Эти формы работы дают некоторые преимущества:
- возможность обмена опыта режиме on-line;
- экономия времени;
- доступность и открытость информации;
- установление общения в любое время и в любом месте;
- возможность получить ответы воспитателя на интересующие вопросы, а также обмена опыта между родителями.
Такая модель работы с родителями показала позитивную динамику развития.
Но есть и свои трудности с которыми пришлось столкнуться при проведении родительских собраний на платформе Зум. Тема была выбрана совместно с родителями «Секреты лёгкой социализации в период адаптации». Многие родители, готовы были поделиться позитивным опытом прохождения адаптации с первым ребёнком. При проведении онлайн-конференций возникли некоторые трудности, такие как: не у всех родителей исправно работает интернет, у всех родителей есть желание но не у всех есть возможности выйти в интернет из-за места положения, многие родители просто не могли подключиться, им выдавало ошибку подключения, у кого-то не включался звук. В конечном итоге запланированная интересная тема превращалась в периодическое налаживание связи, что вызывало раздражение родителей. И видеоконференции мы пока отложили. Но тему всё таки обсудили по Ватсап в общей группе. Мы выслушали опыт родителей, а я в свою очередь дала рекомендации для быстрой и лёгкой адаптации Так произошло сплочение родителей между собой, что тоже считаю очень важным моментом в своей работе.
Так же через группу Ватцап. пересылаются презентации и видео, высылаются ссылки-чем можно занять ребёнка дома, даю понять родителям, что для меня очень важно, чтобы их ребёнку было комфортно в детском саду. Здесь же родители могут задавать интересующие их вопросы, комментировать информацию, а я в свою очередь рекомендую ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информирую о предстоящих мероприятиях: праздниках, акциях, семинарах, охотно участвуют в конкурсах поделок т. д. В нашей группе были проведены такие акции как «Поделись игрушкой», «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Родители с удовольствием приносили игрушки и книги.
На таких мероприятиях как «Дни добрых дел»- ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в нашей группе налаживается атмосфера мира и тёплых доверительных взаимоотношений. Родители с удовольствием откликались на просьбу помочь, а дети видя доброжелательные отношения между воспитателем и их родителями с охотой идут в детский сад.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я думаю это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае и родители платят мне тем же. Я убеждена, что успешно решать все наши проблемы воспитания детей можно лишь в тесном контакте с семьёй, при единстве и сплочённости наших усилий.
Так же, чтобы поддерживать связь с родителями мною была открыта страница в инстаграм, где родители могут в свободное время прочитать, на мой взгляд, нужную для них информацию по воспитанию детей. Так как я пишу стихи, излагаю посты в стихотворной форме, это нашло отклик у родителей, они пишут в директ, задают вопросы и я освещаю интересующие их темы в очередном посте. Этим самым я показываю, что открыта для делового и искреннего общения, и в нашей группе строятся тёплые доверительные взаимоотношения.
Поралельно я создала «Почта доверия» «knopka@com.ru» куда родители ананимно или открыто присылают свои вопросы. На открытые вопросы отвечаю лично, на ананимые- пишу, в общей форме, пост в инстаграм, где родители могут в любое удобное для них время прочитать интересующую их информацию.
Так же благодаря почте доверия, куда родители помимо вопросов присылали ещё и пожелания, я выявила потребность родителей в том, что почти каждый хотел по наблюдать за процессом скрытым от их глаз. Родители очень хотели посмотреть как их ребёнок проводит время без них, как ведёт себя в кругу своих сверстников, как входит в мир социальных отношений за руку с посторонним для него, на первом этапе, человеком- Воспитателем. Разрешить присутствовать родителям в режимные моменты в группе мы не могли, так как в раннем возрасте дети по-особому реагируют на приход мамы. Но я нашла выход. Сначала собрала письменные согласия со всех родителей о том, что можно вести видеосъёмку их детей, а потом с большим удовольствием формировала видео- фрагменты с участием детей в разные режимные моменты. Родители были в восторге, ведь эти видео очень ценны, они идут в семейный архив и ребёнок может в любой момент посмотреть на себя со стороны, а в более старшем возрасте окунуться в своё детство!
Так же по просьбе родителей я снимаю мастер-классы игр, в которые можно поиграть дома со своим ребёнком.
Когда чувствуешь доверие родителей,
Когда видишь счастье ты в глазах детей,
Мир становиться большой и удивительный
Только в каждого из них поверь!
(Хабибулина Л. Н.)