Екатерина
Консультация «Ранняя профориентация дошкольников средствами финансовой грамотности»
В соответствии с существенными изменениями в государственно-политическом и экономическом устройстве России особое внимание уделяется экономическому образованию и воспитанию у подрастающего поколения экономической самостоятельности, инициативности, ответственности, трудолюбия, способности к взаимодействию, восприятию происходящих экономических преобразований, принятию необходимых решений. Становление и развитие данных качеств начинается на этапе дошкольного возраста, как наиболее сенситивного периода развития и социализации личности.
Публикация «Консультация „Ранняя профориентация дошкольников средствами финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО, главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Ознакомление детей с трудом взрослых происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, наблюдения, общения со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания и привития детям ценностного отношения к труду у них формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Выбор будущей профессии требует осмысленного подхода. Для этого дошкольнику необходимо знать и понимать кем работают его родители и ориентироваться в мире разнообразных профессий. Необходимо знать и понимать специфику разных профессий и требования, предъявляемые к человеку при выборе данной профессии. Чем разнообразнее и богаче знания ребенка, тем легче ему сделать свой выбор в будущем, который определит его дальнейшую жизнь. Дошкольная организация – та самая необходимая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Необходимая подготовка детей к выбору профессии связанна не с навязыванием мнения родителей о той или иной профессии, а в том, чтобы дать ребенку личное право выбора и формирование собственного мнения. Все это можно осуществить, если облегчить выбор с помощью развития и поддержки творческих способностей, развития веры в свои силы.
Ещё одна не менее актуальная проблема, тесно связанная с самоопределением, дальнейшей профессиональной успешностью – финансовое воспитание подрастающего поколения.
Насыщение жизни дошкольников элементарными финансовыми сведениями способствует развитию у них предпосылок реального финансового мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Финансовое воспитание дошкольников - это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Современная действительность потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Чем больше разных умений и навыков получит ребенок в дошкольном возрасте, тем лучше будет знать и оценивать свои возможности во взрослой жизни. Организуя образовательный процесс, важно использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, стимулирующие познавательную активность детей.
Ознакомление детей с той или иной профессией на занятиях и в повседневной жизни должно происходить с такими ее характеристиками:
- название профессии;
- инструментарий;
- обязанности;
- место работы;
- социальная роль;
- спецодежда;
- профессиональная лексика.
Работа по формированию у детей финансовой грамотности в ДОУ составляется на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагог-воспитанник, родители - воспитанник.
Анализ психолого-педагогических исследований и результатов проведенных диагностик уровня сформированности финансовых представлений у детей дошкольного возраста, позволили определить четыре направления работы по формированию финансовой грамотности: «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи». Каждое направление решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Среди образовательных задач следует выделить овладение детьми первоначальными финансовыми представлениями, основными финансовыми категориями, принципами и методами разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков, др. Развивающие задачи направлены на развитие умения проявлять разумные экономические потребности, соизмеряя их с реальными возможностями удовлетворения, др. Воспитательные задачи связаны с привитием детям уважения к представителям разных профессий, бережливого отношения к объектам трудовой деятельности, а также воспитанием нравственно-экономических качеств: бережливости, организованности, честности, справедливости, деловитости, предприимчивости, др.
Первое направление «Потребности» способствует приобретению знаний и представлений о потребностях человека, необходимости удовлетворения жизненно важных (в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье) и социальных (безопасности, любви, дружбе, защите, общении, др.) потребностей.
Второе направление «Труд и профессии» обеспечивает формирование знаний о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда создаются, производятся различные предметы и продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется производство продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления.
Третье направление «Товар, товарообмен» способствует формированию представлений об обмене товарами и услугами как средстве удовлетворения экономических потребностей, о цене товара, влиянии спроса и предложения на установление цены товара, пониманию, что все товары имеют свою цену.
Четвертое направление «Деньги и бюджет семьи» знакомит детей с понятиями «деньги», «основные» и «неосновные» расходы, «карманные деньги», «бюджет», «деньги-товар», «обмен», «купля-продажа». В процессе работы у детей формируется правильное отношение к деньгам, их разумному использованию и способам зарабатывания, умение грамотно планировать свои расходы, принимать необходимое решение в вопросах ведения домашнего хозяйства.
Содержание предлагаемых направлений осваивается в различных образовательных областях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивая комплексное изучение финансовых вопросов в единстве экономических, этических и нравственных категорий, а также целостность процесса обучения на основе принципа интеграции.
Специфика формирования финансовых представлений у детей дошкольного возраста связана с их эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, наглядно-действенным мышлением. Данное положение обуславливает, во-первых, создание в групповой комнате насыщенной и гибкой предметно-пространственной развивающей среды (например, оформление игрового комплекса «Супермаркет» включает современное оборудование (банкомат, вариативные витрины, отдел рекламы, др., оснащенное необходимыми атрибутами и моделями для обогащения представлений детей о деньгах, рекламе, товарах, др.). А во-вторых, применение проблемно-игровых технологий экономического образования и сочетание различных методов работы в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников, в том числе, в творческих видах деятельности.
Наиболее целесообразными считаются:
- организация разных видов игр (сюжетных, дидактических, развивающих, игр-соревнований, квестов, командных, аукционов, др.): «Семейный бюджет», «Бизнесмен», «Доходы из отходов», «Супермаркет», «Салон красоты», «Кондитерская фабрика», «Мамино кафе», «Доходы», «На пути к финансовой грамотности»;
- включение разнообразных моделей, символов, ребусов, кроссвордов, обозначающих различные финансовые и экономические понятия, креативных заданий, др. ;
- решение экономических и финансовых задач, проблемных ситуаций (например, «Давайте помечтаем, если бы у меня было много денег…», «Как я помогаю маме», «Кого можно назвать богатым человеком?», «На что бы я потратил деньги?», др.);
- анализ поступков героев литературных произведений, сказок, (например, И. Шведова «Экономическая азбука для детей и взрослых», К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены», др.);
- просмотр мультфильмов и их последующее обсуждение («Винни-Пух и все-все-все», «Лето в Простоквашино», «Дядюшка Скрудж», «Утиные истории», др.);
- обращение к устному народному творчеству («Хорошо дешево не бывает», «Копейка рубль бережет», «Маленькая добыча лучше большого наклада», «Не деньги богатство, а бережливость и разум») и др.
Особое значение в современных условиях приобретают информационно-коммуникационные технологии, расширяющие возможности ребенка в освоении финансовых представлений. Поэтому в процессе работы особое внимание должно уделяться:
- интерактивным играм: «Бюджет семьи», «Хочу и надо», «Что можно купить за деньги», «Что сначала, что потом?», «Деньги, классификация», «Дорогой или дешевый», «Размен монет», «Семейный доход», «Путешествие по городу профессий», «Ассоциации», «Товарный склад», «Сказка на новый лад»;
- занятиям с использованием информационно-коммуникационных технологий: «Путешествие в сказочную страну финансовой грамотности», «Расходы или как потратить деньги с пользой»; компьютерных презентаций «Крупные компании нашей страны/города», «Что такое бизнес», др.
В процессе формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста необходимо активное взаимодействие с семьями воспитанников, ведь именно в семье ребенок приобретает первый опыт хозяйственно-экономической деятельности.
Весьма результативными мы считаются конкурсы семейных газет, обмен опытом «Домашней экономики», ведение «Семейного экономического (или финансового) дневника», в котором дети и родители совместно планируют «доходы» и «расходы», рассчитывают варианты экономии денежных средств.
Совместная деятельность родителя и ребёнка по формированию начальной профориентации средствами финансовой грамотности должно основываться непосредственно в конкретных жизненных ситуациях и по принципу:
«Говорите с детьми о деньгах и ваших действиях с ними»
В магазине:
Обсудите стоимость продуктов (дорого/дёшево)
Расставьте приоритеты в покупках с учётом ограниченности бюджета (поговорите о потребностях)
Дайте задание найти часть покупок.
В банке:
Проговорите с ребёнком о деталях, что и как вы делаете (Открываете счёт /получаете кредит/снимаете деньги с карты в банкомате)
Покажите карту, расскажите о ПИН – коде / CVV – коде, о возможных рисках мошенничества.
При оплате через интернет:
Расскажите, что вы покупаете / оплачиваете и как этот процесс происходит
Обсудите риски мошенничества, с которыми можно столкнуться при этом.
На улице / в машине:
Поговорите о том, кто строит / ремонтирует дороги
Зачем платить налоги и поток их траты
Зачем нужны платные парковки и какие расходы есть у владельцев автомобилей.
В поликлинике / в государственном учреждении:
Чем занимается конкретное государственное учреждение и какие ещё государственные учреждения бывают
Что такое государство и зачем оно нужно гражданину
Какие документы удостоверяют личность человека
Дома:
Покажите ребёнку счётчики на электроэнергию и воду, платёжные документы на квартиру
Поговорите о расходах собственников квартир
Расскажите о каждой профессии, задействованной в каждой сфере жизни.
Таким образом, на этапе дошкольного детства создаются необходимые условия для планомерного, последовательного введения детей в мир экономики и финансов. В процессе овладения финансово- экономическими категориями у детей обогащается словарь, воспитывается чувство достоинства, формируется опыт положительного финансового поведения, осознанного отношения к явлениям социо-экономической действительности, осознанного выбора профессии.