Лучший педагог года

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и ОВЗ

Василина Павликова
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и ОВЗ) МБОУ ЦО №2

Адрес: г. Тула, ул. Галкина, д. 17

тел. / факс: 39-32-02

e-mail : ds74.tula@mail.ru

C пециалисты:

Учитель-дефектолог:

• Павликова В. В.

• Анисимова Ю. В.

• Игнатьева Н. В.

Педагог-психолог : Пинкальская Е. В

Технические и средовые

ресурсы Человеческие ресурсы Методическое обеспечение

Уголок для отдыха Сопровождающий (тьютор) Коррекционно-развивающие программы

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и ОВЗ» размещена в разделах

Средства для сенсорной разгрузки (гамак, «лазилки», батут, тесный домик, наушники и т. д.) Специалисты, владеющие навыками работы с аутичными детьми, ОНР, ЗПР и др. сложными дефектами рекомендации по индивидуальным программам обучения и воспитания конкретного ребенка

структурированность пространства и времени, визуальные опоры Пед. коллектив, доброжелательно настроенный по отношению к ребенку Возможность консультирования на месте (в ОУ)

Контингент:

• Обычные дети.

Дети ОВЗ и инвалиды:

• - РАС;

• - синдром Дауна;

• - ДЦП;

• - выраженные формы СДВГ;

• -дети со сложными дефектами.

• - эпилепсия;

Фундаментальный принцип инклюзивного образования- все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути. Организация образовательной среды в ОУ, реализующее инклюзивную практику. Необходимы специальные условия для оптимального обучения ребенка с ОВЗ.

Задачи нашего сада.

1. Создание уютного, комфортного пространства для всех– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности.

2. Формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.

3. Создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество.

4. Формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

Наиболее часто встречающиеся ошибки при формировании взаимодействия между ребенком с РАС воспитателями и специалистами в ОУ.

1. Симбиоз и гиперопека, попустительство.

2. Неприятие.

3. Страх агрессии (часто ложной) у коллектива

4. Ригидность коллектива:

- в удержании традиционного уклада и правил,

- относительно изменений в поведении ребенка.

1. Капитулирование перед трудными детьми (в первую очередь детьми с выраженным отставанием в развитии)«все равно не выздоровеет» :

- отказ от привнесения специальных игр или элементов в общие занятия, доступных для выполнения ОР;

- попытка «избавиться» от такого ребенка;

- дополнительная изоляция такого ребенка;

- попытка отправить такого ребенка «лечиться» и т. д.

Описание опыта педагогической деятельности учителя-дефектолога

МБОЦО№2

Тема опыта: «Социальное развитие личности через создание ситуации в условиях детского сада».

Современное содержание дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации. (Гуманизм в образовании - прежде всего призна-ние самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы

В Конвенции о правах ребенка(1989г., Конвенции ООН о правах инвалидов(2006г.)- закреплено право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья.

Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012г. № 273- ФЗ обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

В ФГОС ДО, основанном на предыдущих документах, также одним из основных принципов является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основная его задача - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации

.ФГОС ДО обращает внимание на создание необходимых условий для детей с ОВЗ : психолого-педагогических (п. 3.2.2.,кадровых (п. 3.4.3, финансовых (п 3.6.3, обеспечивающих адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности этих детей.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны также в приказе Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014" Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". В нем указано, что дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Таким образом - индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ - актуальная проблема на современном этапе.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С. В., Лабунская Н. А., Тряпицына А. П., Тимофеева Ю. Ф. и др.).

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г. А. Бордовский, С. А. Вдовина, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская и др. , обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное (специальные педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект).

При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т. В. Волосовец, Т. Н. Гусева, Л. М. Шипицына и другие) :

• принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

• принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

• принцип отказа от усредненного нормирования, т. е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

• принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.

• принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ

Этап медико- психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы

I этап - Подготовительный. Наблюдение за детьми, беседы с ними, Изучение сведений о родителях (законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК

II этап – Комплексной диагностики. Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – Деятельностный этап. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. Консультирование и привлечение родителей (законных представителей) к реализации маршрута

V этап – Рефлексивный этап

Итоговая диагностика. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

Компоненты образовательного маршрута:

• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

• содержательный (Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы, которые планируются каждым специалистом, работающим с ребенком с отметкой о выполнении поставленных целей

• технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

• диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

• результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Предлагается несколько вариантов оформления индивидуальных образовательных маршрутов.

Остановимся на опыте нашего детского сада по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Алгоритм сопровождения

Комплектование групп происходит на основе заключений и рекомендаций, выданных районной психолого-медико-педагогической коммиссией и с согласия родителей.

После зачисления ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности воспитатели и специалисты ДОУ проводят диагностическое обследование детей. Результаты диагностики анализируются на заседании психоло-медико-педагогического консилиума, созданного в ДОУ, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка.

По необходимости (изменившиеся обстоятельства, нет результативности и т. д) индивидуальный образовательный маршрут ребенка может корректироваться, изменяться. Это решение принимается также на заседании ПМПк.

В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагоги активно сотрудничают с родителями детей с ОВЗ. Родители знакомятся с ИОМ, получают консультативную помощь специалистов.

В ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Родители - активные участники праздников и развлечений, конкурсов и выставок.

Задачи маршрута сопровождения.

развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)

осуществление полноценной адаптации в группе сверстников

проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми

подготовка к школьному обучению

оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

На каждого ребенка с ОВЗ заведена папка индивидуального сопровождения ребенка в которую включаются:

1. Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ

2. Общие данные о ребенке (дата рождения, группа здоровья, заключение ПМПК, сведения о семье

3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (ксерокопия запрашивается у родителей)

4. Выписка из протокола Городецкой ПМПК (направление в группу)

5. Характеристика ребенка (заполняется дефектологом)после обследования)

8. Карты диагностического обследования дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем,инструктором физкультуры, логопедом)

9. Индивидуальный образовательный маршрут

10. Взаимодействие с семьей (формы взаимодействия, содержание работы)

11. Психолого-педагогические характеристики ребенка (представляются на ПМПК, составляются педагогами, которые работают с ребенком)

12. Справка по результатам освоения программы за учебный год (составляет учитель-дефектолог или учитель-логопед)

13. Детские работы (рисунки, аппликации, результаты выполнения диагностических заданий)

Таким образом, происходит непрерывное сопровождение ребенка с ОВЗ с момента обращения родителей для устройства ребенка в детский сад и до выпуска в школу

Результативность индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.

Взаимосвязь в работе всех специалистов дает положительный результат :

-высокая посещаемость групп комбинированной и компенсирующей направленности

-анализируя результаты диагностики, прослеживается положительная динамика в освоении детьми программы

-выпускники ДОУ продолжили свое обучение в массовых школах, в школах для детей с интеллектуальными нарушениями.

-родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированны к социум.

Публикации по теме:

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и ОВЗ
Опубликовано: 7 февраля 2020 в 22:03
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Василина Павликова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД