Василина Павликова
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и ОВЗ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и ОВЗ) МБОУ ЦО №2
Адрес: г. Тула, ул. Галкина, д. 17
тел. / факс: 39-32-02
e-mail : ds74.tula@mail.ru
C пециалисты:
Учитель-дефектолог:
• Павликова В. В.
• Анисимова Ю. В.
• Игнатьева Н. В.
Педагог-психолог : Пинкальская Е. В
Технические и средовые
ресурсы Человеческие ресурсы Методическое обеспечение
Уголок для отдыха Сопровождающий (тьютор) Коррекционно-развивающие программы
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и ОВЗ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Средства для сенсорной разгрузки (гамак, «лазилки», батут, тесный домик, наушники и т. д.) Специалисты, владеющие навыками работы с аутичными детьми, ОНР, ЗПР и др. сложными дефектами рекомендации по индивидуальным программам обучения и воспитания конкретного ребенка
структурированность пространства и времени, визуальные опоры Пед. коллектив, доброжелательно настроенный по отношению к ребенку Возможность консультирования на месте (в ОУ)
Контингент:
• Обычные дети.
• Дети ОВЗ и инвалиды:
• - РАС;
• - синдром Дауна;
• - ДЦП;
• - выраженные формы СДВГ;
• -дети со сложными дефектами.
• - эпилепсия;
Фундаментальный принцип инклюзивного образования- все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути. Организация образовательной среды в ОУ, реализующее инклюзивную практику. Необходимы специальные условия для оптимального обучения ребенка с ОВЗ.
Задачи нашего сада.
1. Создание уютного, комфортного пространства для всех– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности.
2. Формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.
3. Создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество.
4. Формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.
Наиболее часто встречающиеся ошибки при формировании взаимодействия между ребенком с РАС воспитателями и специалистами в ОУ.
1. Симбиоз и гиперопека, попустительство.
2. Неприятие.
3. Страх агрессии (часто ложной) у коллектива
4. Ригидность коллектива:
- в удержании традиционного уклада и правил,
- относительно изменений в поведении ребенка.
1. Капитулирование перед трудными детьми (в первую очередь детьми с выраженным отставанием в развитии) – «все равно не выздоровеет» :
- отказ от привнесения специальных игр или элементов в общие занятия, доступных для выполнения ОР;
- попытка «избавиться» от такого ребенка;
- дополнительная изоляция такого ребенка;
- попытка отправить такого ребенка «лечиться» и т. д.
Описание опыта педагогической деятельности учителя-дефектолога
МБОЦО№2
Тема опыта: «Социальное развитие личности через создание ситуации в условиях детского сада».
Современное содержание дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации. (Гуманизм в образовании - прежде всего призна-ние самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы
В Конвенции о правах ребенка(1989г., Конвенции ООН о правах инвалидов(2006г.)- закреплено право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья.
Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012г. № 273- ФЗ обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
В ФГОС ДО, основанном на предыдущих документах, также одним из основных принципов является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основная его задача - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации
.ФГОС ДО обращает внимание на создание необходимых условий для детей с ОВЗ : психолого-педагогических (п. 3.2.2.,кадровых (п. 3.4.3, финансовых (п 3.6.3, обеспечивающих адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности этих детей.
Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны также в приказе Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014" Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". В нем указано, что дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Таким образом - индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ - актуальная проблема на современном этапе.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С. В., Лабунская Н. А., Тряпицына А. П., Тимофеева Ю. Ф. и др.).
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г. А. Бордовский, С. А. Вдовина, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская и др. , обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное (специальные педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект).
При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т. В. Волосовец, Т. Н. Гусева, Л. М. Шипицына и другие) :
• принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
• принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
• принцип отказа от усредненного нормирования, т. е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
• принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
• принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ
Этап медико- психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы
I этап - Подготовительный. Наблюдение за детьми, беседы с ними, Изучение сведений о родителях (законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК
II этап – Комплексной диагностики. Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.
III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
IV этап – Деятельностный этап. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. Консультирование и привлечение родителей (законных представителей) к реализации маршрута
V этап – Рефлексивный этап
Итоговая диагностика. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.
Компоненты образовательного маршрута:
• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
• содержательный (Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы, которые планируются каждым специалистом, работающим с ребенком с отметкой о выполнении поставленных целей
• технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
• диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
• результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Предлагается несколько вариантов оформления индивидуальных образовательных маршрутов.
Остановимся на опыте нашего детского сада по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Алгоритм сопровождения
Комплектование групп происходит на основе заключений и рекомендаций, выданных районной психолого-медико-педагогической коммиссией и с согласия родителей.
После зачисления ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности воспитатели и специалисты ДОУ проводят диагностическое обследование детей. Результаты диагностики анализируются на заседании психоло-медико-педагогического консилиума, созданного в ДОУ, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка.
По необходимости (изменившиеся обстоятельства, нет результативности и т. д) индивидуальный образовательный маршрут ребенка может корректироваться, изменяться. Это решение принимается также на заседании ПМПк.
В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагоги активно сотрудничают с родителями детей с ОВЗ. Родители знакомятся с ИОМ, получают консультативную помощь специалистов.
В ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Родители - активные участники праздников и развлечений, конкурсов и выставок.
Задачи маршрута сопровождения.
развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
подготовка к школьному обучению
оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка
На каждого ребенка с ОВЗ заведена папка индивидуального сопровождения ребенка в которую включаются:
1. Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ
2. Общие данные о ребенке (дата рождения, группа здоровья, заключение ПМПК, сведения о семье
3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (ксерокопия запрашивается у родителей)
4. Выписка из протокола Городецкой ПМПК (направление в группу)
5. Характеристика ребенка (заполняется дефектологом)после обследования)
8. Карты диагностического обследования дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем,инструктором физкультуры, логопедом)
9. Индивидуальный образовательный маршрут
10. Взаимодействие с семьей (формы взаимодействия, содержание работы)
11. Психолого-педагогические характеристики ребенка (представляются на ПМПК, составляются педагогами, которые работают с ребенком)
12. Справка по результатам освоения программы за учебный год (составляет учитель-дефектолог или учитель-логопед)
13. Детские работы (рисунки, аппликации, результаты выполнения диагностических заданий)
Таким образом, происходит непрерывное сопровождение ребенка с ОВЗ с момента обращения родителей для устройства ребенка в детский сад и до выпуска в школу
Результативность индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.
Взаимосвязь в работе всех специалистов дает положительный результат :
-высокая посещаемость групп комбинированной и компенсирующей направленности
-анализируя результаты диагностики, прослеживается положительная динамика в освоении детьми программы
-выпускники ДОУ продолжили свое обучение в массовых школах, в школах для детей с интеллектуальными нарушениями.
-родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированны к социум.