Анна Лоор
Работа с одарёнными детьми по изобразительной деятельности в рамках дополнительного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с одарёнными детьми по изобразительной деятельности в рамках дополнительного образования в ДОУ
10 лет назад в нашем детском саду открылась изостудия. С 2012 года я являюсь её руководителем. Работа в изостудии «Семицветик» в рамках реализации программ дополнительного образования по художественно-творческому и эстетическому развитию детей осуществляется в виде кружковой работы. На основе парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» А. И. Лыковой я разработала рабочую программу кружка «Чудесные пальчики», сроком реализации 2 года. При её составлении мною были использованы учебно-методическое пособие «Изобразительное творчество в детском саду: путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии» и другие учебно-методические пособия, входящие в программу «Цветные ладошки». Система занятий представлена тематическими сериями «Мир детства», «Мир дома», «Жаркие страны», «Аквамир», «Мир космоса», «Древний мир» и «Сказочный мир». Так же были организованы и другие кружки, которые посещали все дети по желанию, не выделяющиеся особыми способностями и наклонностями к изобразительной деятельности, но имеющие интерес и желание творить. И всё же спустя какое-то время, я стала замечать, что в каждой группе детей, есть дети, которые явно выделяются среди других. Они более активны, общительны, любознательны, справляются с поставленной творческой задачей намного быстрее, креативнее, всегда проявляют творческую индивидуальность и демонстрируют свой неповторимый художественный почерк. Такие дети иногда категорически не соглашаются использовать художественные материалы, технику, предложенные педагогом, порой отказываются от темы и идут по собственному пути. Зачастую им бывает скучно, и эту мысль они озвучивают без особого стеснения. На первый взгляд может показаться, что эти дети излишне вредные, избалованные, самоуверенные. На самом деле – это не так. Это и есть один из признаков одарённого ребёнка. Бывает сложно найти общий язык с таким ребёнком, эти дети приносят некие неудобства педагогам, но в то же время творят чудеса. Дисциплина порой страдает до такой степени, что некоторые педагоги отказываются от ребят, хотя ребёнок очень способный. Надо просто найти подход, уметь договариваться, искать компромисс, не навязывать постоянно свои правила, а давать детям возможность реализовывать собственные творческие проекты, по-чаще предоставлять им шанс для полёта в мир своих фантазий! В обратном случае, можно упустить время, заглушить интерес к творчеству, ребёнок потеряет свою индивидуальность и талант постепенно угаснет. Задатки без развития имеют свойство притупляться или исчезают вовсе. Говоря о признаках одарённости излишняя самоуверенность и тяжёлый нрав присущи не всем одарённым детям. Есть очень скромные дети, которые особо не стремятся выделиться, но наблюдая за ними иногда даёшься диву, насколько они талантливы и неординарны. Работы таких детей достойны только лишь восхищения. Важно конечно уметь заметить одарённых детей, они встречаются не только среди здоровых, но и с среди детей с ОВЗ, с особенностями в развитии. Важно не только заметить талант, одарённым детям нужна почва для развития, которую должны предоставить ребёнку родители и конечно педагоги. Иначе росток не принесёт плоды! Возможно мир потеряет нового Рафаэля или Пикассо!
Публикация «Работа с одарёнными детьми по изобразительной деятельности в рамках дополнительного образования в ДОУ» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
И так, все эти выше описанные наблюдения и выводы подтолкнули меня на создание отдельного кружка для одарённых детей. С начала 2015 года веду работу с талантливыми дошкольниками. С целью выявления талантливых и одарённых детей разработала систему мониторинга на основе методики О. Г. Волкова, основателя проекта РОД (развитие одарённых детей). С данной методикой я ознакомилась на курсах ФГБОУ ВПО по дополнительной профессиональной программе: «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе». По результатам мониторинга к началу 2015-2016 учебного года мною были сформированы две группы детей (старшая и подготовительная) и организован новый кружок «Талантливые ручки». Наполняемость групп – 10-12 человек. С одарёнными детьми занятия проводятся дополнительно (1 раз в неделю)
Для работы с одарёнными детьми использую парциальную программу Н. Н. Леоновой «Калейдоскоп фантазий» по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников. В 2016 году разработала программу работы кружка «Талантливые ручки» сроком реализации 2 года (для старшей и подготовительной групп). Рабочая программа кружка «Талантливые ручки» (изобразительное искусство) – для одарённых и талантливых детей включает различные задачи, одной из которых является содействие продвижению талантливых детей, привлечение их к участию в тематических выставках, в городских, всероссийских и международных конкурсах. А так же:
- знакомство с изобразительным искусством и его жанрами; - обучение детей основам изобразительной грамоты;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- цветоведение (расширение представлений детей о цвете, работа с палитрой);
- развивающие игры;
- декоративное рисование.
В отличии от программы «Чудесные пальчики», которая направлена в основном на создание условий для художественно-творческого развития любого ребёнка, программа «Талантливые ручки ориентирована на то, чтобы дать более способным детям базовые систематизированные знания, умения и навыки художественно-изобразительной деятельности, основанные на изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное творчество. Это станет хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельност