Дина Фомина
Работа с одаренными детьми в ДОУ (в помощь педагогам-психологам)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие одаренных детей в ДОУ. Материалы конференции.
В статье представлено содержание конференции по представлению программы развития одаренных детей. Даны основные определения, выделена проблематика темы и структура программы.
Материал будет полезен любым специалистам дошкольного и школьного образования, интересующихся вопросами развития, обучения одаренных детей.
Публикация «Работа с одаренными детьми в ДОУ (в помощь педагогам-психологам)» размещена в разделах
Одаренные дети в ДОУ
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги. Я хочу поговорить с вами о детской одаренности и рассказать о том, как мы работаем с одаренными детьми в нашем саду.
Давайте сперва разберемся, что же такое одаренность. Одаренность – это не что иное, как набор каких-либо способностей. Но не просто способностей, а очень хорошо развитых способностей.
Способности - это способы выполнения деятельности. Чьи способы лучше, у того и выше способности. Одни решают задачу простым перебором вариантов, другие ищут и находят оптимальный способ. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение, таких людей и считают талантливыми и одаренными.
В понятии разобрались. Теперь немного о нашей программе по развитию одаренности детей. Чтобы лучше понять цели, которые мы преследовали при составлении и реализации программы, проведем с вами опыт, который проводил американский психолог П. Торранс. У вас есть анкеты, на них написаны качества, которые педагог/ воспитатель встречает у своих учеников/воспитанников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «–» то, что не нравится:
Ниже даны личностные и деловые качества, которые педагог/ воспитатель встречает у своих учеников/воспитанников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «–» то, что не нравится:
Анкета:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
5. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
6. Выбивающийся из общего темпа.
7. Быстро, на лету схватывающий.
8. Не умеющий общаться, конфликтный.
9. Общающийся легко, приятный в общении.
10. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
Обведите кружочком плюсы, поставленные под четными числами.
Теперь результаты опроса – оказывается, качества, представленные под четными числами, чаще всего характеризуют одаренных детей. Одаренность бывает разная, здесь представлены характеристики творчески одаренного ребенка. Посмотрите, под какими качествами вы ставили плюсы, какие вам нравятся, а какие нет? Сколько таких плюсов получилось.
Делаем из этого выводы. Легко ли определить одаренный ребенок или нет? Нет. Иногда с истинно одаренными детьми можно спутать развитых детей, получающих хорошее образование. И вообще одаренность может быть явной, а может и скрытой.
Еще один вывод. Легко ли работать с одаренным ребенком? Нет, или, по крайней мере, не всегда. Работать с ним значительно интереснее, но отнюдь нелегко. Возможно интеллектуальная одаренность – это благодать для педагога, но творческая может оказаться большим испытанием.
И самый главный вывод из нашего эксперимента, это ответ на вопрос готовы ли сами педагоги работать с одаренными детьми? Не всегда. А если и готовы, то все равно нуждаются в консультативной помощи.
Учитывая все эти выводы, мы разработали и начали реализовывать программу по развитию и воспитанию одаренных детей. Она включает в себя 3 блока:
диагностический блок,
непосредственно развивающий блок работы с детьми,
блок работы с педагогами и родителями.
Реализуются все они параллельно.
Довольно большое место занимает диагностика. Она проходит в несколько этапов. В брошюре вы можете увидеть те методики, которыми мы используем. Для начала из общего числа воспитанников мы отобрали тех, кто потенциально имеет одаренность или склонность к одаренности, то есть задатки. Затем с отобранными детьми организовали углубленное изучение характера их одаренности и на основе этих данных составили индивидуальные планы развития.
Также диагностический блок программы включает в себя мониторинг развития и диагностику психологического состояния воспитанников, так как многими авторами отмечается повышение уровня стресса и тревожности у детей, воспитывающихся по программам для одаренных.
Развивающий блок программы включает в себя создание условий для становления одаренности и непосредственную работу по развитию одаренных детей.
Такими условиями являются:
•наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
•организация предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
•создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, к его успехам;
•наличие личностно-ориентированной воспитательно - образовательной системы.
Непосредственная работа по развитию одаренных детей включает в себя индивидуальные занятия, кружки по интересам, конкурсы, викторины, состязания, выставки, проекты исследовательской и творческой деятельности детей, а также психологическое сопровождение детей – профилактика и нормализация их эмоционального состояния.
Блок работы с родителями и воспитателями, как мы выяснили из эксперимента с опросниками, необходим. В него входит информирование педагогов и родителей об особенностях одаренных детей и о особенностях их воспитания.
Мы только начали работу над развитием одаренности, и сейчас они затрагивает детей от 5 до 7 лет, старшей и подготовительной группы. Но в дальнейшем планируется охватить также и детей более младшего возраста. Сперва опустимся до 3-4 лет затем и до 2 лет и до 1года.
Для этого необходимо будет подобрать новые диагностические процедуры, разработать планы работы. А пока мы развиваем это направление.