ИНЕССА ЯКОВЧЕНКО
Статья «Работа с одаренными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Яковченко Инесса Николаевна
Старший воспитатель, ГБОУ ООШ №11 структурное подразделение «Детский сад «Сказка», г. Новокуйбышевск.
nmdou42@yandex.ru
Тема: «Работа с одаренными детьми»
Аннотация. Актуальность проблемы понимание и развитие одаренного ребенка определяется необходимостью перенесения проблемы из научных исследований в практическую деятельность, где ребенок сможет свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования, как уникальная личность.
Публикация «Статья „Работа с одаренными детьми“» размещена в разделах
Ключевые слова. Одаренный ребенок, направить энергию ребенка в полезное русло, раскрытие интеллектуально-творческого потенциала, применение интегративного метода.
Одаренный ребенок – это яркая индивидуальность в самых разных ее проявлениях. Одаренный ребенок отличается от других детей выдающимися чертами личности, он эмоционален, необычен, без видимых усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает интересные результаты. Создается ощущение, что он заранее все знает и умеет. Что другим детям достается большим трудом, одаренным детям дается легко и просто.
Признавая за ребенком право, быть индивидуальностью, мы можем определить свои усилия по его развитию. Что же будем развивать у одаренного ребенка?
Во- первых, это активное отношение к окружающему миру. Одаренный ребенок, обладая талантами, стремиться их применять в своей жизни, деятельности. Такие дети любознательны, активны, непоседливы, любопытны, все время придумывают что-то новое, с ними интересно другим детям, с ними интересно взрослым. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло, иначе он может ее использовать по обстоятельствам.
Во-вторых, это самостоятельность. Чем больше ребенок включен в самостоятельную деятельность, тем лучше он усваивает материал. Обычно одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди, педагоги и родители, зачастую ограничивают их стремления по собственному образу и подобию.
В-третьих, произвольность регулирования своего поведения. Именно с этим личностным компонентом у одаренных детей бывают проблемы.
В последнее время отмечается рост интереса к проблеме обучения и воспитания одаренных детей. Исследованиями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить.
В нашем структурном подразделении для детей старшего дошкольного возраста работает группа по программе «Развитие». Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей через интеграцию инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Для реализации цели решаются следующие задачи:
- Разработка содержания, обеспечивающего воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка, познавательной (мышление, воображение, память, речь) и эмоциональной сферы, цельность детского мировоззрения;
- формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности;
- самопознания.
Воспитание и обучение детей осуществляется по программе «Из детства – в отрочество» Т. Н. Дороновой. Дополнительно используем: авторскую программу Т. В. Просвировой «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром»; методические пособия: «Раз ступенька, два ступенька» Л. Г. Петерсон и В. П. Холиной (сейчас у них уже выпущена программа «Мир открытий»); «Подороге к азбуке» - Р. Н. Бунеева, Е. Н. Бунеевой.
В соответствии с задачами в нашем СП разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Базовый компонент образования детей обогащен модулями занятий по познавательному развитию. Оптимизация образовательного процесса достигается не за счет увеличения объема знаний и количества, а за счет переноса внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов деятельности, использование таких методов и технологий, как моделирование ситуаций; детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность; индивидуально-личностное общение с ребенком.
Важное значение имеет применение интегрированного метода в работе с воспитанниками. Хорошо зарекомендовали себя интегрированные занятия: логопед-воспитатель, музыкальный руководитель-воспитатель, эколог-воспитатель. Для раскрытия творческого потенциала, индивидуальных способностей детей организуем занятия по дополнительному образованию. Обучение ведется по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в кружках и на факультативах: «Юный эколог», «Здоровячок», «Оч. Умелые ручки», «Веселая карусель», «Цветные ладошки», «Любознайки».
Особую роль в развитии одаренных детей играет тесное взаимодействие с родителями. Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится, как процесс межличностного общения, результат которого – формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании детей. В этом направлении решаются такие задачи:
- Объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей.
- Создание атмосферы общности интересов в организации воспитательно-образовательного процесса.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения поставленных задач использовались активные формы работы с семьей : заседания дискуссионного клуба, творческие гостиные, встречи за круглым столом; вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, творческие концерты, выпуск газеты «Разговор с семьей», видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детей.
Благодаря активным формам работы с семьями обозначились положительные тенденции в сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании и обучении детей с ярко выраженными способностями. Следует отметить, что в развитии детской одаренности от педагога зависит очень многое. Дети с высоким интеллектом нуждаются в индивидуальных программах обучения, особенно в «своем» педагоге. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Педагог, работающий с одаренными детьми, должен:
- уметь разрабатывать гибкие, индивидуальные программы;
- создавать теплую, эмоциональную атмосферу в группе;
- предоставлять воспитанникам обратную связь;
- уважать личность ребенка;
- поощрять творчество и работу воображения;
- уважать и стимулировать индивидуальность каждого ребенка;
Почему так много одаренных детей и так мало одаренных взрослых? Этот вопрос занимает умы многих исследователей, педагогов, родителей, и тех, кто когда-то подавал надежды, но так и не реализовал их.
В дошкольный и школьный период развития ребенка необходимо бережное отношение к проявлению одаренности.
Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура.
Использованная литература
1. Какорина Н. А. ,Юрина Е. В. ,Педагогический проект «В детский сад с улыбкой»//Воспитатель №3.2013. стр. 19-23.
2. Кукушкина М. В. «Небойся я с тобой!»// ребенок в детском саду №5. 2011. стр75-78
3. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы и наши дети// М. Молодая гвардия. 1980