МААМ-картинки

Статья «Работа с одаренными детьми»

ИНЕССА ЯКОВЧЕНКО
Статья «Работа с одаренными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Яковченко Инесса Николаевна

Старший воспитатель, ГБОУ ООШ №11 структурное подразделение «Детский сад «Сказка», г. Новокуйбышевск.

nmdou42@yandex.ru

Тема: «Работа с одаренными детьми»

Аннотация. Актуальность проблемы понимание и развитие одаренного ребенка определяется необходимостью перенесения проблемы из научных исследований в практическую деятельность, где ребенок сможет свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования, как уникальная личность.

Публикация «Статья „Работа с одаренными детьми“» размещена в разделах

Ключевые слова. Одаренный ребенок, направить энергию ребенка в полезное русло, раскрытие интеллектуально-творческого потенциала, применение интегративного метода.

Одаренный ребенок – это яркая индивидуальность в самых разных ее проявлениях. Одаренный ребенок отличается от других детей выдающимися чертами личности, он эмоционален, необычен, без видимых усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает интересные результаты. Создается ощущение, что он заранее все знает и умеет. Что другим детям достается большим трудом, одаренным детям дается легко и просто.

Признавая за ребенком право, быть индивидуальностью, мы можем определить свои усилия по его развитию. Что же будем развивать у одаренного ребенка?

Во- первых, это активное отношение к окружающему миру. Одаренный ребенок, обладая талантами, стремиться их применять в своей жизни, деятельности. Такие дети любознательны, активны, непоседливы, любопытны, все время придумывают что-то новое, с ними интересно другим детям, с ними интересно взрослым. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло, иначе он может ее использовать по обстоятельствам.

Во-вторых, это самостоятельность. Чем больше ребенок включен в самостоятельную деятельность, тем лучше он усваивает материал. Обычно одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди, педагоги и родители, зачастую ограничивают их стремления по собственному образу и подобию.

В-третьих, произвольность регулирования своего поведения. Именно с этим личностным компонентом у одаренных детей бывают проблемы.

В последнее время отмечается рост интереса к проблеме обучения и воспитания одаренных детей. Исследованиями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить.

В нашем структурном подразделении для детей старшего дошкольного возраста работает группа по программе «Развитие». Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей через интеграцию инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Для реализации цели решаются следующие задачи:

- Разработка содержания, обеспечивающего воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка, познавательной (мышление, воображение, память, речь) и эмоциональной сферы, цельность детского мировоззрения;

- формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности;

- самопознания.

Воспитание и обучение детей осуществляется по программе «Из детства – в отрочество» Т. Н. Дороновой. Дополнительно используем: авторскую программу Т. В. Просвировой «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром»; методические пособия: «Раз ступенька, два ступенька» Л. Г. Петерсон и В. П. Холиной (сейчас у них уже выпущена программа «Мир открытий»); «Подороге к азбуке» - Р. Н. Бунеева, Е. Н. Бунеевой.

В соответствии с задачами в нашем СП разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Базовый компонент образования детей обогащен модулями занятий по познавательному развитию. Оптимизация образовательного процесса достигается не за счет увеличения объема знаний и количества, а за счет переноса внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов деятельности, использование таких методов и технологий, как моделирование ситуаций; детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность; индивидуально-личностное общение с ребенком.

Важное значение имеет применение интегрированного метода в работе с воспитанниками. Хорошо зарекомендовали себя интегрированные занятия: логопед-воспитатель, музыкальный руководитель-воспитатель, эколог-воспитатель. Для раскрытия творческого потенциала, индивидуальных способностей детей организуем занятия по дополнительному образованию. Обучение ведется по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в кружках и на факультативах: «Юный эколог», «Здоровячок», «Оч. Умелые ручки», «Веселая карусель», «Цветные ладошки», «Любознайки».

Особую роль в развитии одаренных детей играет тесное взаимодействие с родителями. Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится, как процесс межличностного общения, результат которого – формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании детей. В этом направлении решаются такие задачи:

- Объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей.

- Создание атмосферы общности интересов в организации воспитательно-образовательного процесса.

- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Для решения поставленных задач использовались активные формы работы с семьей : заседания дискуссионного клуба, творческие гостиные, встречи за круглым столом; вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, творческие концерты, выпуск газеты «Разговор с семьей», видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детей.

Благодаря активным формам работы с семьями обозначились положительные тенденции в сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании и обучении детей с ярко выраженными способностями. Следует отметить, что в развитии детской одаренности от педагога зависит очень многое. Дети с высоким интеллектом нуждаются в индивидуальных программах обучения, особенно в «своем» педагоге. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Педагог, работающий с одаренными детьми, должен:

- уметь разрабатывать гибкие, индивидуальные программы;

- создавать теплую, эмоциональную атмосферу в группе;

- предоставлять воспитанникам обратную связь;

- уважать личность ребенка;

- поощрять творчество и работу воображения;

- уважать и стимулировать индивидуальность каждого ребенка;

Почему так много одаренных детей и так мало одаренных взрослых? Этот вопрос занимает умы многих исследователей, педагогов, родителей, и тех, кто когда-то подавал надежды, но так и не реализовал их.

В дошкольный и школьный период развития ребенка необходимо бережное отношение к проявлению одаренности.

Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура.

Использованная литература

1. Какорина Н. А. ,Юрина Е. В. ,Педагогический проект «В детский сад с улыбкой»//Воспитатель №3.2013. стр. 19-23.

2. Кукушкина М. В. «Небойся я с тобой!»// ребенок в детском саду №5. 2011. стр75-78

3. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы и наши дети// М. Молодая гвардия. 1980

Публикации по теме:

Одарённые и талантливые дети Выявление талантливых детей должно начинаться как можно раньше, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,.

Русская народная сказка «Репка»Русская народная сказка «Репка» Лепка из пластилина занимает одну из первых ступенек на "лесенке" творческого развития ребенка. Для конкурса "Русская народная сказка".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Работа с одаренными детьми»
Опубликовано: 13 февраля 2015 в 19:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Работа с одаренными детьми»» (включая файлы) размещена пользователем ИНЕССА ЯКОВЧЕНКО в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД