Нина Шапкина
Воспитание экологических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе экологической. Для каждого человека понятие Отечества неразрывно связано с родной природой. Речка и берег озера, хлебные поля и березовая роща, леса и луга - все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это, значит беречь свою Отчизну.
Публикация «Воспитание экологических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитание правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется, строится на элементарных знаниях экологического характера. Воспитатель является носителем экологической культуры. Поддержка у ребенка интереса к познанию окружающего мира требует от воспитателя вдумчивого и творческого подхода к системе работы с учетом уровня развития детей, а также природных особенностей своей местности.
Свою работу по реализации данной темы я спланировала по следующим направлениям:
- приобщение детей к миру комнатных растений через наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность в природе;
- формирование системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста через использование ИКТ;
- взаимодействие с родителями.
Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Во второй младшей группе, приобщая детей к миру комнатных растений, я ставила перед собой следующие задачи:
- дать первые знания о таинственной жизни комнатных растений через участие в непосредственном уходе за ними;
- показать красоту и своеобразие комнатных растений через наблюдения.
Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатом. Взор ребенка привлекают яркие образы и быстрая смена событий. Этими особенностями детей я и воспользовалась. Сначала занялись поливкой растений. Для этого я подобрала маленькую красивую леечку и предлагала в утренние часы посмотреть, как я поливаю, при этом обратить внимание на то, куда исчезает вода. В следующий раз предлагала одному из детей помочь мне полить растение, поясняя при этом, как держать лейку и сколько налить воды. Так шло постепенное и ненавязчивое обучение всех детей поливке растений. Во время этого процесса я использовала игровые обучающие ситуации: «Полей растение с большими (маленькими) листьями», «Найди растение, похожее на травку, дерево» и т. п.
На следующем этапе я провела игру-беседу «Зачем мы поливаем растения?», в ходе которой дала детям подумать, высказать все (может быть и нелепые) свои предположения, а потом объяснить, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся красивыми.
Когда у ребенка начнет формироваться понимание значений трудовых действий взрослого, ухаживающего за цветами, и в его сознании установятся связи между уходом за растениями и их состоянием, красотой, надо научить ребенка замечать эту красоту. Для этого я применяла различные методы и приемы: рассматривание и сравнение стеблей и листьев по размеру и цвету, использование игровых обучающих ситуаций с помощью кукол и персонажей сказок, художественное слово.
Наблюдения за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Одним из видов ее могут быть трудовые поручения. Ребенок 3-4 лет трудится вместе со взрослыми, поэтому я предлагала детям подержать лейку, тряпку, унести их, наполнить водой маленькую лейку, полить отдельное растение.
Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений. В младшем возрасте выращивать следует то, что растет быстро, «прямо на глазах» у ребенка. Мы садили лук в почву. Роль взрослого здесь не только в том, чтобы дать малышу луковицу и показать, каким концом и как посадить ее, но и в том, чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям за ростом зелени.
Приобщить ребенка к миру комнатных растений невозможно без поддержки родителей. В начале года провела опрос «Есть ли у вас дома комнатные растения». Выяснила - почти у всех детей есть дома комнатные цветы, но из 26 опрошенных только 2 родителей привлекают своих детей к уходу за растениями, хотя все родители согласны с тем, что необходимо воспитывать у детей любовь и интерес к природе. Исходя из этого, я и спланировала работу с родителями. На первом родительском собрании сделала доклад «Правильное отношение детей к природе начинается в семье». В течение года проводила беседы, консультации; давала рекомендации, как привить у ребенка любовь к растениям и желание ухаживать за ними; оформила папку - передвижку «Дидактическая игра как средство воспитания у детей любви к природе».
В средней группе я продолжила работу по приобщению детей к миру комнатных растений. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире, у ребенка формируется начальная ступень осознанного отношения к растениям.
В процессе воспитания экологической культуры я включала разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой. Основными формами работы остались наблюдения и трудовые поручения. Опираясь на приобретенный опыт детей, я усложняла трудовые операции: показывала новые способы, приемы ухода. Например, у каких растений листья следует протирать мокрой тряпкой, а какие надо очищать от пыли кисточкой, как палочкой рыхлить в горшках землю, как опрыскивать растения. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, использовала такой прием, как похвала детей.
Дети 4 - 5 лет любознательны и активны, поэтому я применяла такие формы работы, как опыты и экспериментирование: проращивание растений в разных условиях. Изменения в росте и развитии растений зарисовывали в специальном альбоме. В процессе этого дети получили новые знания - растениям нужны свет, тепло, вода, почва.
Ребенок 4-5 лет – это ребенок, который хочет много играть, поэтому я включала разные дидактические и пальчиковые игры в занятия, труд, наблюдения, придумывала и организовывала игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений.
В начале года провела анкетирование родителей по приобщению детей к уходу за комнатными растениями.
Чтобы показать красоту и многообразие растительного мира на окне, я увеличила количество комнатных растений в группе с помощью родителей - провела акцию «Подари растение саду». Уголок природы пополнился цветущими растениями, растениями с разными видами и окрасом стеблей, листьев. Также для родителей в течение года в раздевалке размещала информационные листы: «Поиграйте с детьми», «Выучите с детьми». Родители активно откликались на любые просьбы, предложения, рекомендации.
Дети старшей группы уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки по уходу за комнатными растениями. Сенсорный опыт и образные представления ребенка этого возраста шире и глубже, чем у 4-летнего. На данном этапе я взяла следующие задачи:
- учить понимать и структурировать взаимосвязи в живой и неживой природе, между растениями и животными (экосистемы);
- дать представления о роли человека в природе, в сохранении экологического равновесия на планете;
- способствовать воспитанию любви к родному краю и умению правильно вести себя в природе.
Формы и методы работы с детьми разнообразны:
- это циклы наблюдений за растениями в уголке природы и на участке, а также за животным миром в природе;
- целевые прогулки по участку детского сада (деревья, кусты, клумбы, кормушки для птиц);
- игровые обучающие ситуации с использованием игрушек «Лесовичок», «Луговичок», «Водяной», «Домовой», литературных персонажей, а также проблемные ситуации, например, «Почему озеру плохо?», «Отчего плачет лес?», «Что будет если.» и др. ;
- ведущей формой деятельности для детей является игра, поэтому я использовала различные игры экологического характера : дидактические («Живое-неживое», «Хорошо-плохо», «Четвертый лишний», «Я знаю 5 названий» и др., настольно - печатные («Кто где живет, что где растет» по экосистемам «Лес», «Луг», «Водоем», «Город», «Времена года», «Что опасно для природы?» и др., пальчиковые («Растения», «Алые цветы», «Воробей живет под крышей», театрализованные по произведениям художественной литературы, подвижные игры на прогулках.
В экологическом воспитании детей предпочтительно применять не только методы многоразового наблюдения объектов природы, но и обсуждение прочитанного. В связи с этим на протяжении всего учебного года я использовала различные беседы соответствующей тематики. В этом мне большую помощь оказала детская энциклопедия «Экологические сказки для детей».
Значительное место в методике отвела литературным произведениям. Я выбрала следующих писателей: В. Бианки, Г. Скребицкий, Э. Шим, С. Чарушин, В. Степанов, Н. Сладков, М. Пришвин. Сюжеты произведений доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.
Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна прежде всего для них самих, как результат их личностного роста. Она важна и для родителей как свидетельство повышения уровня экологической воспитанности их детей, а также уровня их общего интеллектуального развития. Так, в самостоятельной деятельности в процессе изучения экосистем дети неоднократно рисовали и лепили объекты живой и неживой природы, рисовали иллюстрации к рассказам и сказкам писателей с последующим оформлением самодельных книг. Создавали макеты: «Лес», «Луг», «Водоем». Осваивая навыки ручного труда, изготовляли игрушки (бумажные кораблики, самолетики) и применяли их на прогулке. В рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» рисовали коллективные плакаты «Озелени свой город», «Моя красивая улица» с использованием нетрадиционных техник изображения. В ходе проекта пополнилась среда группы дидактическими и настольными играми, фотоматериалами, альбомами, книгами о природе, изготовлены игровые пособия по экосистемам. Не остались в стороне и родители: с их помощью приобрели атлас и сборники рассказов о природе, оформили альбом на тему «Весна в моем городе», учили стихи и рисовали природу родного края, изготовили макет Городского парка. Этот экологический проект стал итоговым для выявления и закрепления экологических представлений у детей.
Я считаю, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа способствует решению поставленных задач, формированию начал экологической культуры дошкольников, повышению профессионального мастерства.