Юлия Семенова
Работа по самообразованию «Развитие речи и творческого мышления по методу ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию на 2018-2019гг.
Педагог: Семенова Юлия Борисовна
Тема: «Развитие речи и творческого мышления по методу ТРИЗ».
Цель:
Публикация «Работа по самообразованию „Развитие речи и творческого мышления по методу ТРИЗ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
1. Главная цель ТРИЗ-не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
2. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
3. Закреплять и развивать словарный запас у детей, грамотно строить предложения и отвечать на вопросы поставленные педагогом.
4. Научить детей активизировать творческие и мыслительные процессы, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить свое решение проблемы.
5. Научить детей творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразиться в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве.
6. Развитие у дошкольников умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Раздел плана Сроки Форма работы Практический выход
Изучение методической литературы : 1. Альтшуллер, Г. С., Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст] / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.
2. Березина,В. Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С. Ю. Детство творческой личности : Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст] / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.
3. Викентьев, И. Л., Кайков, И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст] / И. Л. Викентьев, И. К. Кайков,— Новосибирск, 1992.
4. Гин, А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст] / А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.
5. Клеймихина, Т. В., Крейнина, С. А. От Незнайки до. [Текст] / Т. В. Клеймихина, С. А. Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
6. Мурашковская, И. Н., Валюмс, Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст] / И. Н. Мурашковская, Н. П. Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
7. Нестеренко, А. А. Страна загадок. [Текст] / А. А. Нестеренко— Ростовский университет, 1993.
8. Трифонов, Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст] / Д. Н. Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
9. Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст] / Е. Чернихович— Гомель: «Сож», 1995.
10. Шустерман, З. Г. "Новые приключения Колобка".[Текст] / З. Г. Шустерман — М. : «Педагогика-Пресс», 1993. Работа по самообразованию
Работа с детьми : 1. «Кляксография»
«Пальчиковая живопись»
«Наши удивительные ладошки»
«Мастера бумажных дел»
Использовать для обучения детей кляксографию и кляксовую живопись. Создание образов с использованием геометрических фигур. Использовать на занятиях пальчиковую живопись, образы из ладошек.
2. Развитие причинно-следственного логического мышления
«Мы почемучки и потомучки»
3. «Мастерская добрых дел»
4. Приемы и методы активации творческого воображения «В гостях у Хитрули»
«Игра «Наоборот»
5. Основные понятия и инструменты ТРИЗ
«Наоборот»
«Хорошо-плохо»
«Знакомьтесь, мастер САМ»
«Работа скорой изобретательской помощи» Выставка детских работ с использованием методов : кляксография, пальчиковая живопись, дорисовать из неопределенной формы узнаваемый образ.
Изучение на занятиях логических игр; логические игры с заданными лингвистическими формами.
Сделать открытки и подарить их малышам.
Проводить с детьми игры на снятие психической инерции. Использовать приемы фантазирования и методы фантазирования.
Обучать играм для подготовки к восприятию понятия «противоречие».
Провести скорую помощь для сказочных героев.
Работа с родителями : Консультация «Что такое ТРИЗ»
Консультация «ТРИЗ в детском саду и дома» Изготовление пособий и атрибутов к занятиям.
Изготовление альбома с рисунками.
«Развитие речи и творческого мышления по методу ТРИЗ».
Пояснительная записка– Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
корректируется первоначальная формулировка задачи;
строится модель;
определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
составляется ИКР (идеальный конечный результат);
выявляются и анализируются физические противоречия;
прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Цель:
1. Главная цель ТРИЗ-не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
2. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
3. Закреплять и развивать словарный запас у детей, грамотно строить предложения и отвечать на вопросы поставленные педагогом.
4. Научить детей активизировать творческие и мыслительные процессы, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить свое решение проблемы.
5. Научить детей творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразиться в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве.
6. развитие у дошкольников умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Задачи:
1. Повысить свой собственный уровень знаний путем изучения новой литературы по ТРИЗ, изучение новейших публикаций в интернете и поддерживать связь с авторами Киселевым и Пчелкиной по системе электронных писем.
2. Разработать перспективный план работы с детьми в старшей группе по технологии ТРИЗ.
3. Оформить в группе уголок для родителей с кратким изложением теории ТРИЗ.
4. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Что такое ТРИЗ?».
5. Подготовить папку игротеку игр по ТРИЗ для всех возрастных групп.
Актуальность- моя работа по программе ТРИЗ определяется тем, что она полностью отвечает задачам, которые ставит перед педагогами и воспитателями Национальный проект «Образование»-готовить нравственно ориентированную, творчески активную молодежь, способную решать сложные проблемы развития нашей страны.
Ожидаемый результат - ребенок должен знать: о причинно-следственной связи событий; знать простейшие приемы и методы фантазирования; иметь представления о назначении и функциях объектов и знать его части, узнавать возникновение проблемной ситуации и о конфликтующей паре, иметь представление о противоречиях. Изучить понятия об идеальном конечном решении. Иметь понятие о том, что такое открытая задача и о возможности решать творческие задачи по правилам ТРИЗ.
Ребенок должен уметь: создавать свободные и заданные образы из произвольных объектов, строить причинно-следственные цепи событий. Обнаруживать и преодолевать психологическую инерцию мышления, пользоваться приемами развития воображения, находить и использовать скрытые свойства объекта. Находить в задаче конфликтующую пару, формировать противоречия, формулировать идеальное конечное решение в задаче, выявлять и применять ресурсы, решать открытые задачи.
План работы :
Свою работу я начала с детских работ с использованием методов : кляксография, пальчиковая живопись, дорисовать из неопределенной формы узнаваемый образ. Затем вводила логические игры с заданными лингвистическими формами, игры на снятие психической инерции. Использовала приёмы и методы фантазирования. Знакомила детей с последовательностью решения задач (алгоритмом) : выделение конфликтующей пары, формирование ИКР, выделение ресурсов для получения ИКР, выдвижение идей решения задачи.
Выводы:
Неотъемлемую часть составляет использование технологии ведения исследовательской работы, разработанные в ТРИЗ. Принципы исследовательской работы и их инструментальная разработка делают исследовательскую работу доступной детям достаточно раннего возраста.
У дошкольников, с которыми проводилась работа по технологии ТРИЗ, отмечаются личностные изменения: увеличение трудоспособности, познавательной активности, развитие воображения, фантазии, использование большого словарного запаса и нестандартность мышления.
Заключение:
"Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" - утверждает ученый-дидакт А. Л. Несмеянов.
Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Ребенок уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем : в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя : и педагогу и детям.
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
Список литературы:
1. Альтшуллер, Г. С., Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст] / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.
2. Березина,В. Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С. Ю. Детство творческой личности : Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст] / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.
3. Викентьев, И. Л., Кайков, И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст] / И. Л. Викентьев, И. К. Кайков,— Новосибирск, 1992.
4. Гин, А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст] / А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.
5. Гин, С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст] / А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.
6. Гин, С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст] / А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2001.
7. Клеймихина, Т. В., Крейнина, С. А. От Незнайки до. [Текст] / Т. В. Клеймихина, С. А. Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
8. Мурашковская, И. Н., Валюмс, Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст] / И. Н. Мурашковская, Н. П. Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
9. Нестеренко, А. А. Страна загадок. [Текст] / А. А. Нестеренко— Ростовский университет, 1993.
10. Трифонов, Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст] / Д. Н. Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
11. Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст] / Е. Чернихович— Гомель: «Сож», 1995.
12. Шустерман, З. Г. "Новые приключения Колобка".[Текст] / З. Г. Шустерман — М. : «Педагогика-Пресс», 1993.