Елена Иващенко
Развития познавательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Формы, методы и приемы развития познавательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГ
ОС. [/b]
В настоящее время произошли значительные изменения в социокультурной и экономической жизни в России. А это значит, что современному развивающемуся обществу сегодня нужны люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, способные самостоятельно принимать решения и прогнозировать результат. Выполнение этой задачи зависит, прежде всего, от тех, кто стоит у истоков детства, а значит от педагогов работающих с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Развития познавательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Известно, что в ФГОС ДО особое внимание уделяется поддержке инициативы и самостоятельности детей в различных видах детской деятельности и это неслучайно. Как показывает практика, социальная ситуация познавательного развития детей нуждается в корректировке. Воспитатели с педагогическим стажем имеют в большинстве случаев сложившиеся стереотипы педагогической деятельности, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром чаще прибегают к репродуктивному накоплению знаний, умений и навыков, в образовательном процессе недостаточно используются деятельностный подход, познавательно-исследовательские методы.
Поэтому работа над инновационным проектом «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая» и вывела нас на качественно новый уровень взаимодействия с дошкольниками.
Как показывает опыт, в своей практической деятельности педагоги особое внимание уделяют познавательному развитию детей. Они разрабатывают и внедряют инновационных формы, методы и приемы обучения дошкольников.
Так организационную образовательную деятельность с детьми воспитатели проводят в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями. Данные ситуации носят интегрированный, проблемно-игровой характер и направлены на познавательное общение воспитателя и детей, самостоятельность ребят и личностно-ориентированный подход педагога. При этом активно используются различные виды наглядности: схемы, модели, алгоритмы.
Добиться эффективности в данной работе позволяют современные средства развития познавательных интересов. Это говорящая ручка «Знаток», с помощью которой дети анализируют информацию, полученную из «говорящих книг, плакатов», при необходимости обращаются к звуковым запискам-напоминаниям, подсказкам, учатся самостоятельно получать новую информацию, рассуждать, делать выводы, а также цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии». Этот игровой мультимедийный продукт открывает для ребят широкие дополнительные возможности в исследовательской деятельности. Вместе с главным героем Наураша, маленьким гением, исследователем и конструктором, они учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля.
Развитию познавательных интересов также способствует использование метода проектов, который предоставляет ребенку возможность экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать индивидуальные способности. Данную работу с воспитанниками педагоги осуществляют в тесной взаимосвязи с родителями. Важным в этом случае является приобщение семьи к созданию социальной ситуации познавательного развития ребенка в период дошкольного детства, оказание помощи ребенку в выполнении поисково-исследовательской деятельности. В качестве ведущих направлений нами определены - живая, неживая природа, объекты и предметы окружающего мира. Тематика проектов различна: «Печь – сердце казачьей хаты»; «Тайны дельфинов»; «Ловись, рыбка»; «А может кто-нибудь выжил?», «Картошка творит чудеса!»; «Как хранить продукты без?»; «Опасные вирусы», «Полезные свойства лука» и др. Такие мини-проекты не только приобщают детей к самостоятельной познавательной деятельности, но и стимулируют проявление нравственно-волевых качеств по достижению познавательных целей.
Организуя работу с дошкольниками, воспитатели широко применяют ситуацию выбора, в ходе которой ребенок имеет право самостоятельного выбрать средства, цели, задачи и условия своей деятельности. Это способствует формированию основы для личного самовыражения, проявления инициативы и самостоятельности дошкольников. В группах активно используется прием совместного обсуждения с детьми практического выбора способов и действий, партнеров для совместного выполнения задачи. При этом главным остается то, чтобы практический выбор позволяет ребенку успешно решить поставленную воспитателем задачу, понять и оценить связь между целью и полученным результатом.
Живой интерес у дошкольников, самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач вызывают игровые упражнения с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша. С помощью этих пособий педагог учит детей моделировать, кодировать информацию, совершать логические операции, познавать алгоритмическую культуру мышления. Подобные игры - это путь не только к успешному овладению основ математики, но и к азам информатики.
В заключении следует отметить то, что современный подход к реализации задач, поставленных ФГОС ДО требует от педагогов активной жизненной позиции, умения разрабатывать и внедрять инновационные формы, методы и приемы работы с дошкольниками.
Список использованной литературы:
1. Бабаева, Т. И. Гогоберидзе А. Г., Детство комплексная образовательная программа дошкольного образования, Санкт-Петербург, 2016. – 239 с.
2. Нищева Н. В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ, Санкт-Петербург, 2016 г. – 344 с.