Зоя Стрельникова
Работа по обучению дошкольников дорожной грамоте и формированию навыков безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.
Жажда знаний, желание открывать что-то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но изучение ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно, а это нельзя». Это скучно и не интересно детям. Поэтому наша задача сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным.
Работу с воспитанниками по изучению безопасного поведения на улице мы организуем через различные виды деятельности: знакомство с правилами дорожного движения, обучение культуре поведения на улице, а также передача знаний из личного опыта в игровой, изобразительной, творческой деятельности, которые реализуются через:
1. Организованные формы обучения на занятиях:
- ознакомление с окружающим;
- речевое развитие;
- чтение художественной литературы;
- конструирование;
- изодеятельность.
2. Совместную деятельность взрослого и ребенка.
3. Самостоятельную деятельность ребенка.
Обучение ребенка дорожной грамоте проводится в различных формах, например:
- беседы («Зачем нужны дорожные знаки?», «Что означают сигналы светофора?», «Где можно играть?»);
- дидактические игры («Азбука пешехода», «Домино», «Кто больше назовет дорожных знаков»);
- сюжетно-ролевые игры («Путешествие», «Автобус»);
- подвижные игры («Островок безопасности», «Красный, желтый, зеленый»);
- чтение художественной литературы (Михалков С. «Дядя Степа Милиционер», Берестов В. «Про машины»);
- продуктивная деятельность: аппликация, рисование, лепка
В течение учебного года одну неделю в квартал в старшей разновозрастной группе проводятся тематические акции: «Безопасность на дороге», «Дорожная азбука», «Зимние каникулы», «Летние каникулы». Мы понимаем, что без активного сотрудничества и поддержки со стороны родителей работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге вряд ли будет успешной, ведь роль семьи (в первую очередь мамы и папы) в воспитании детей трудно переоценить. Родители для ребенка – образец поведения и эталон для подражания. Именно об этом должны помнить родители, когда вместе с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги. Мы стараемся донести это до родителей, подбирая соответствующую информацию на стенды, готовим различные памятки, организуем тематические выставки рисунков, поделок и атрибутов для сюжетно-ролевых игр. По мере возможности привлекаем родителей к участию в акциях, изготовлению совместно с детьми поделок.
Решение любых воспитательных задач невозможно без создания соответствующей пространственной предметно-развивающей среды, поэтому у нас в группах оборудованы мини-центры ПДД, которые содержат: макет улицы города с автотранспортом, дорожные знаки, мини-коврики с дорожной разметкой для игр с машинами; набор различных машин, включая спецтехнику; дидактические и развивающие игры, наглядно-дидактические пособия, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки.