Анна Глистина
Развитие творческих способностей младших школьников в досуговой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие досуга часто интерпретируется, как свободное время. Такие исследователи как С. А. Шмаков, Э. В. Соколов и др. внесли огромный вклад в уточнение понятия «досуг». В своих исследованиях они отождествляют понятие «досуг» со свободным от обязательных дел временем, которое используется для удовлетворения своих интересов и потребностей в самореализации, самосовершенствовании. Досуг рассматривается как активный отдых, способствующий физическому, нравственному, культурному развитию личности.
Публикация «Развитие творческих способностей младших школьников в досуговой деятельности» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
И. Ю. Исаева в своих исследованиях рассматривает понятие «досуг» как «единство досугового времени и досуговой деятельности, которые взаимоопределяют друг друга и способствуют саморазвитию личности, ее самоорганизации и самореализации.» [1, с. 7]
Нам наиболее близко понятие «досуговой деятельности», которое дает И. Ю. Исаева. Досуговую деятельность, она определяет, как «осознанную активную деятельность человека, направленную на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемую в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени.» [1, с. 8]
Наиболее важным для нашего исследования является творчество в досуговой деятельности. По мнению Э. В. Соколова наиболее высокий уровень досуговой деятельности можно достичь в творчестве. «Творчество, отвечающее глубинным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность ставит личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.»
По мнению многих психологов, таких как Э. Фромм, И. П. Волков, Р. Бернс, И. О. Мотков и других, наиболее благоприятным возрастом для развития творческих способностей является дошкольный и младший школьный возраст.
В творчестве ребенок применяя уже имеющиеся знания, создает что-то новое, самовыражается. Творческие способности необходимо развивать, предоставляя полную свободу действий, не настаивая на обязательности их проявления. Творческий подход к решению той или иной задачи должен поощряться и всячески поддерживаться. Как отмечает Л. С. Выготский, важно направить педагогическую работу на развитие воображения младших школьников, так как это качество будет необходимым в дальнейшем развитии личности ребенка и его активной социализации в обществе.
Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что творческие способности наиболее эффективно можно развить в досуговой деятельности. Все больше детей проводят свое свободное время в кружках, секциях. Они не предоставлены сами себе, а обучаются, взаимодействуя с педагогом в комфортной развивающей среде.
С. А. Шмаков выделяет следующие методы досуговой педагогики :
Метод игры и игрового тренинга. Игры определяют уровень развития организаторских способностей учащихся, также определяют их физические способности : силу, быстроту реакции, ловкость, гибкость, выносливость и др. Игра помогает выявлять знания и интеллектуальные способности учащегося. Так же игры помогают сплочению коллектива.
Методы театрализации. Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды, ритуалы, и т. п. Театрализация знакомит ребят с различными сюжетными ситуациями из жизни.
Методы состязательности. Для этого метода характерен внутренний подъем и желание стать «лучшим».
Методы равноправного духовного контакта. Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – считаются равноправными членами школьных клубов, объединений, творческих кружков.
Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем условия для детей. Такие ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со всеми её сложностями и трудностями. Учитель должен специально создавать условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна быть естественной. Важную роль для использования такого метода играет неожиданность. Для того чтобы воспитанник, который может ожидать определенной реакции педагога, заранее не готовил себя к сопротивлению и, действия для него были неожиданными.
Методы импровизации. Импровизация – это действие, которое не является осознанным и не подготавливается заранее, действие, которое получается экспромтом. В импровизации заложено имитационное поведение. Метод импровизации служит для порождения азарта ребенка, развивает творчество.
На наш взгляд, основными методами при работе с младщими школьниками, с целью развития творческой одаренности будут являться: метод игры, метод театрализации, метод равноправного духовного контакта и метод импровизации.
По нашим наблюдениям младшим школьникам свойственна склонность к ручному труду. На занятиях по труду в начальных классах и в кружках дети изготавливают несложные изделия из пластилина, картона, бумаги, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность и творчество. Но все же большую часть своего досугового времени младшие школьники проводят дома в кругу семьи. Это время и дети и взрослые могу потратить с пользой, наполнив его интересными и развивающими занятиями.
Дети лучше всего учатся на примере родителей, они им подражают, поэтому проведение совместного досуга, позволяет родителям показать пример творческого решения каких-либо задач. А также дети, в совместной досуговой деятельности, под ненавязчивым контролем родителей, учатся ставить цели, планировать свою работу, достигать поставленных целей, преодолевая трудности.
В качестве примера совместной досуговой деятельности детей и родителей можно привести оригами. Из обычной бумаги за короткое время можно сделать удивительные изделия. Оригами позволяет развивать художественный вкус и логику, способствует формированию пространственного воображения.
Также, используя метод театрализации, можно разыграть с детьми сцену из любимой сказки, или рассказа.
В качестве еще одного примера совместной досуговой деятельности детей и родителей можно привести совместное сочинение «удивительной истории». Когда родитель придумывает начало истории, а ребенок ее продолжает. Взрослый каждый раз закручивает сюжет так, чтобы ребенку приходилось искать оригинальные решения, ставящихся перед главным героем, задач. Такие занятия способствуют развитию воображения и творческого мышления.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата.
Раннее проявление способностей у школьников часто бывает предпосылкой развития большого таланта, но, если проявившиеся способности в дальнейшем не развиваются и не воспитываются, они угасают. Развитие творческих способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого.
Список литературы:
1. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика : учебное пособие-М. : Флинта; МПСИ, (2010)
2. Кондратьева Н. В. Развитие творческих способностей младших школьников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. L-LI междунар. науч. -практ. конф. № 3-4(50). – Новосибирск: СибАК, 2015.
3. Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества личности школьника : методическое пособие - М. : ЦГЛ, 2003. - 112 с
4. Шмаков С. А. Досуг школьника : Проблемы, прогнозы, секреты, подсказки, калейдоскоп развлечений. – Липецк: ЛГПИ, 1993. – 192 с