Татьяна Становова
Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода
▼ Скачать
На протяжении всего периода обучения в дошкольном образовательном учреждении воспитатели помогают детям развивать все компоненты речи. Дети обучаются: понимать обращенную речь, накапливать и активизировать словарный запас, совершенствовать навыки словообразования, словоизменения, постигая правильную культуру грамматического строя и навыков связной речи. В подготовительном возрасте к устной речи добавляются навыки звуко-буквенного анализа и синтеза *(чтения).
Публикация «Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для того чтобы процесс овладения родной речью проходил интересно и эффективно логопеды рекомендуют включать в занятия речевые игры. Такие несложные и интересные игры лучше всего проводить на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, включать в перерыв на занятиях по изо-деятельности, а также, занимая детей в период вечернего досуга.
Игры по развитию словарного запаса :
Назови одним словом» (береза, дуб, клен, рябина – это всё деревья); «Назови всю семью» в семье кошек папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок); «Скажи наоборот» (день – ночь); «Продолжи цепочку слов» (весна, лето); «Назови все части целого» (У цветка есть корень, стебель, листья, венчик с лепестками); «Чего не хватает» (У машины не хватает колеса); «Один – много» (одно окно, а много – окон); «Кому что нужно (повару нужны для работы – кастрюля, половник, ложка, нож)»; «Найди четвертый лишний» (обезьяна, лев, бегемот, морж); «Наведем порядок в шкафу» (в шкафу на вешалке висит разная одежда – пиджак, платье, пальто) ; «Сварим суп и компот» ( Для овощного супа возьмем: картошку, лук, морковь); «Сначала, потом, в конце» (Сначала была весна, потом наступило лето); «Кто, где живет» (Лиса живет в норе); «Назови ласково» (Гриб – грибочек); «Угадай профессию» (кто чинит часы? – часовщик); «Соедини два слова в одно» (Мясо рубит – мясорубка).
Для развития словаря прилагательных:
«Скажи наоборот» (Большой – маленький); «Кто – какой» (Цыпленок – маленький, пушистый, желтый, теплый, легкий, беззащитный); «Назови, каким бывает?» (Снег бывает легким, мокрым, мелким и крупным, липким, рыхлым, белым и темным); «Назови ласково» (Пушистый – пушистенький); «Чей, чья, чьи, чьё» (У лисы, чей хвост - лисий, у волка чья морда - волчья, у медведя чье логово - медвежье); «Значит он какой?» (У дятла острый клюв, значит он – остроклювый); «Палитра красок» (Я нарисую желтого цыпленка, белое облако, зеленую травку, голубое небо, красный мак); «Маленький – средний - огромный» (Домик, дом, домище).
Для развития словаря глаголов :
«Кто, что умеет» (Котенок умеет бегать, прыгать, царапаться, карапкаться на дерево, играть клубком, мяукать, мурлыкать); «Скажи наоборот» (Пришел – ушел, нашел – потерял); «Кто, как двигается? (Улитка – ползает, заяц – прыгает, стрекоза – летает)»; «Кто, как подает голос?» (Корова – мычит, коза – блеет); «Для чего это нужно?» (Топором рубят дрова); «Наведем порядок дома» (В шкаф на вешалку повесим – платье, вазу поставим на стол, картину повесим на стену, карандаш положим в пенал).
Игры для развития грамматического строя речи:
«Назови ласково»
Валя-Валечка
Белый – беленький тёплый
«Один и много».
Огурец-огурцы
«Считай и называй»
Один помидор, два помидора, три помидора и т. д.
«У меня - есть». «У тебя - нет»
У меня есть свежая капуста, а у тебя нет свежей капусты.
«Расскажи – какой?»
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
«Исправь меня, скажи правильно»
В корзине лежит один (огурцов). В корзине лежит один огурец.
«2 и 5»
Две вилки и пять вилок.
«Слово к слову подбери, оба слова назови»
Красные - машины, красные стулья, красные блюдца.
Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …
«Доскажи словечко»
Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит).
«Он и они»
Он сидит на диване. – Они сидят на диване.
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Хвост собаки – собачий хвост.
«Значит – какой?»
Шуба из белки – беличья шуба. Мяч из резины – резиновый мяч.
«Сравни и назови»
Солнце, как мяч, круглое.
Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух.
«Кто, чем, что делает?»
Дай полные ответы на вопросы.
Чем дворник подметает улицу? - (Дворник подметает улицу метлой)
«Вставь в предложения «маленькие» слова (предлоги).
Лампа висит … столом. Мышка выбежала … шкафа.
«Хвастуны» или «Еще лучше – это как?»
Небо синее, а море ещё синее.