Гульнара Хужина
Работа педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: способствовать повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, развитию у детей эмпатии, воображения, наблюдательности, воспитанию основ нравственности.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная.
Задачи:
— сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
Публикация «Работа педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
— активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и
личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к
осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных
ценностных ориентаций;
— научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки
зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;
— развить умение чувствовать и понимать эмоции другого человека;
— знакомство с эмоцией «Зависть».
Средства реализации: мячик, проектор; графические изображения эмоций: грусть, злость, радость, вина, страх, зависть (фото этой эмоции).
Ход занятия
Этап 1. Организационный
Ритуал начала занятия. Игра «Комплименты»
Педагог-психолог предлагает детям сесть в круг. Сидя в кругу, передавая мяч, глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент берёт мяч, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он передает мяч и произносит комплимент своему соседу. При затруднении педагог-психолог может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала педагог-психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Этап 2. Основной этап
1. Прослушивание сказки «Маша и сандалики»
Текст сказки. В одном детском саду жили-были сандалики. Они были очень красивые, мягкие и удобные, розового цвета с белыми бантиками. Как ни странно, но эти сандалики очень не нравились их хозяйке — Маше. Ей всегда хотелось иметь сандалики на липучках, точно такие же, как у ее подружки — Светы. Маше никак не хотелось носить их, и однажды вечером, перед выходом на прогулку, она со злостью забросила их под свой шкафчик.
Обидно стало сандаликам, и решили они уйти от Маши куда глаза глядят.
Долго ли, коротко ли шли сандалики, вдруг подул сильный ветер и начался
дождь. От сырости отклеился и потерялся один бантик. Бедные сандалики
промокли насквозь и простудились.
Тогда они решили попроситься в другой детский сад. Когда они переходили
улицу, на них чуть не наехала большая грузовая машина. Простуженные и
испуганные сандалики еле добрались до здания детского сада. Как ни стучались
они в дверь, никто их так и не услышал.
А тем временем Машино желание сбылось: мама купила ей новые сандалики с
липучками. Весь день Маша ходила и хвалилась своими сандаликами.
Но к вечеру Маша так сильно растерла ногу новыми сандаликами, что не
могла в них сделать больше ни шагу. И тут она вспомнила про свои мягкие и
удобные сандалики, которые когда-то забросила под свой шкафчик.
— Их нет, — прошептала Маша.
Она никак не могла понять, куда же делись сандалики. Она точно, помнила,
что несколько дней назад забросила их именно сюда. И Маша поняла, что
сильно обидела их и что они, наверно, ушли от нее и больше никогда не
вернутся. И еще она подумала о том, что ей придется носить вот эти сандалики
на липучке, которые ей будут натирать ноту.
У Маши выступили слезы:
— Сандалики, милые, прошу вас, вернитесь. Мне без вас очень плохо. Я
обещаю вам, что никогда не буду вас обижать.
И как только она произнесла эти слова, она увидела перед собой свои
сандалики.
Вечером она отнесла их домой, аккуратно протерла тряпочкой, высушила и
приклеила к ним красивые беленькие бантики. И они теперь стали, как
новенькие.
3. Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах и эмоциях по отношению к героям сказки.
Педагог-психолог:
- Ребята, что чувствовала Маша к сандаликам в начале сказки? Возможные ответы детей: злость, обиду.
Демонстрация слайда эмоция - «Злость».
- Как чувствовали «Сандалики», когда их бросили под шкафчик? Возможные ответы детей: обиду, боль.
Демонстрация слайда эмоция - «Грусть».
- Как Маша обращалась с сандаликами? Возможные ответы детей: плохо, она бросила их, забыла про них.
- Какую эмоцию испытывала Маша к Свете?
Педагог-психолог знакомит детей с изображением эмоции «Зависть» на фото.
Демонстрация фото эмоция - «Зависть».
- Дети, на какую эмоцию она похожа? Возможные ответы детей: на эмоцию «Злость».
- Какая эта эмоция – положительная – «хорошая», или отрицательная – «плохая» эмоция?
- Ребята, какая была эмоция у Маши, когда мама купила новые сандалики? Ответ детей: эмоция «Радость».
Демонстрация слайда эмоция - «Радость».
- Какая эмоция была у «Сандаликов», когда они ушли из садика? Возможные ответы детей: обиду, страх.
Демонстрация слайда эмоция - «Страх».
- Что почувствовала Маша к старым сандаликам, когда новые натерли ей ноги? Возможный ответ детей: стыд, вина.
- На какую эмоцию она похожа?- ответ детей: на эмоцию «Грусть».
Демонстрация слайда эмоция - «Вина».
- Ребята, какая эмоция у Маши, в конце сказки? Дети показывают
мимикой эмоцию «Радость».
4. Этюд «Глаза в глаза»
Педагог-психолог говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям, и бережно относиться к своим и чужим вещам. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.
Педагог-психолог:
— Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча
передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!» Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз, какая эмоция передавалась и воспринималась.
ЭТАП 3. Рефлексивный, ритуал прощания
Педагог-психолог:
Ребята встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
- Все мы дружные ребята.
- Мы ребята-дошколята.
- Никого не обижаем.
- Как заботиться, мы знаем.
- Никого в беде не бросим.
- Не отнимем, а попросим.
- Пусть всем будет хорошо,
- Будет радостно, светло!
Спасибо, на этом занятие завершилось.
Список источников
1. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного
возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам
дошкольных учреждений. Е. А Алябьева. 2002.— М. : ТЦ Сфера, 96с.
2. Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности/авт. -сост. Панина С. М. – Волгоград: Учитель. 151с.
3. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками/авт. -сост. Арстанова Л. Г. - Волгоград: Учитель. -247с.
4. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. /авт. - сост: Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. - М. : Генезис, 2017.176с.