Приложение МААМ

Работа педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Гульнара Хужина
Работа педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: способствовать повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, развитию у детей эмпатии, воображения, наблюдательности, воспитанию основ нравственности.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная.

Задачи:

— сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

Темочки:

— активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и

личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к

осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных

ценностных ориентаций;

— научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки

зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;

— развить умение чувствовать и понимать эмоции другого человека;

— знакомство с эмоцией «Зависть».

Средства реализации: мячик, проектор; графические изображения эмоций: грусть, злость, радость, вина, страх, зависть (фото этой эмоции).

Ход занятия

Этап 1. Организационный

Ритуал начала занятия. Игра «Комплименты»

Педагог-психолог предлагает детям сесть в круг. Сидя в кругу, передавая мяч, глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент берёт мяч, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он передает мяч и произносит комплимент своему соседу. При затруднении педагог-психолог может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Во время ритуала педагог-психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Этап 2. Основной этап

1. Прослушивание сказки «Маша и сандалики»

Текст сказки. В одном детском саду жили-были сандалики. Они были очень красивые, мягкие и удобные, розового цвета с белыми бантиками. Как ни странно, но эти сандалики очень не нравились их хозяйке — Маше. Ей всегда хотелось иметь сандалики на липучках, точно такие же, как у ее подружки — Светы. Маше никак не хотелось носить их, и однажды вечером, перед выходом на прогулку, она со злостью забросила их под свой шкафчик.

Обидно стало сандаликам, и решили они уйти от Маши куда глаза глядят.

Долго ли, коротко ли шли сандалики, вдруг подул сильный ветер и начался

дождь. От сырости отклеился и потерялся один бантик. Бедные сандалики

промокли насквозь и простудились.

Тогда они решили попроситься в другой детский сад. Когда они переходили

улицу, на них чуть не наехала большая грузовая машина. Простуженные и

испуганные сандалики еле добрались до здания детского сада. Как ни стучались

они в дверь, никто их так и не услышал.

А тем временем Машино желание сбылось: мама купила ей новые сандалики с

липучками. Весь день Маша ходила и хвалилась своими сандаликами.

Но к вечеру Маша так сильно растерла ногу новыми сандаликами, что не

могла в них сделать больше ни шагу. И тут она вспомнила про свои мягкие и

удобные сандалики, которые когда-то забросила под свой шкафчик.

— Их нет, — прошептала Маша.

Она никак не могла понять, куда же делись сандалики. Она точно, помнила,

что несколько дней назад забросила их именно сюда. И Маша поняла, что

сильно обидела их и что они, наверно, ушли от нее и больше никогда не

вернутся. И еще она подумала о том, что ей придется носить вот эти сандалики

на липучке, которые ей будут натирать ноту.

У Маши выступили слезы:

— Сандалики, милые, прошу вас, вернитесь. Мне без вас очень плохо. Я

обещаю вам, что никогда не буду вас обижать.

И как только она произнесла эти слова, она увидела перед собой свои

сандалики.

Вечером она отнесла их домой, аккуратно протерла тряпочкой, высушила и

приклеила к ним красивые беленькие бантики. И они теперь стали, как

новенькие.

3. Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах и эмоциях по отношению к героям сказки.

Педагог-психолог:

- Ребята, что чувствовала Маша к сандаликам в начале сказки? Возможные ответы детей: злость, обиду.

Демонстрация слайда эмоция - «Злость».

- Как чувствовали «Сандалики», когда их бросили под шкафчик? Возможные ответы детей: обиду, боль.

Демонстрация слайда эмоция - «Грусть».

- Как Маша обращалась с сандаликами? Возможные ответы детей: плохо, она бросила их, забыла про них.

- Какую эмоцию испытывала Маша к Свете?

Педагог-психолог знакомит детей с изображением эмоции «Зависть» на фото.

Демонстрация фото эмоция - «Зависть».

- Дети, на какую эмоцию она похожа? Возможные ответы детей: на эмоцию «Злость».

- Какая эта эмоция – положительная – «хорошая», или отрицательная – «плохая» эмоция?

- Ребята, какая была эмоция у Маши, когда мама купила новые сандалики? Ответ детей: эмоция «Радость».

Демонстрация слайда эмоция - «Радость».

- Какая эмоция была у «Сандаликов», когда они ушли из садика? Возможные ответы детей: обиду, страх.

Демонстрация слайда эмоция - «Страх».

- Что почувствовала Маша к старым сандаликам, когда новые натерли ей ноги? Возможный ответ детей: стыд, вина.

- На какую эмоцию она похожа?- ответ детей: на эмоцию «Грусть».

Демонстрация слайда эмоция - «Вина».

- Ребята, какая эмоция у Маши, в конце сказки? Дети показывают

мимикой эмоцию «Радость».

4. Этюд «Глаза в глаза»

Педагог-психолог говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям, и бережно относиться к своим и чужим вещам. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.

Педагог-психолог:

— Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча

передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!» Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз, какая эмоция передавалась и воспринималась.

ЭТАП 3. Рефлексивный, ритуал прощания

Педагог-психолог:

Ребята встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

- Все мы дружные ребята.

- Мы ребята-дошколята.

- Никого не обижаем.

- Как заботиться, мы знаем.

- Никого в беде не бросим.

- Не отнимем, а попросим.

- Пусть всем будет хорошо,

- Будет радостно, светло!

Спасибо, на этом занятие завершилось.

Список источников

1. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного

возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам

дошкольных учреждений. Е. А Алябьева. 2002.— М. : ТЦ Сфера, 96с.

2. Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности/авт. -сост. Панина С. М. – Волгоград: Учитель. 151с.

3. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками/авт. -сост. Арстанова Л. Г. - Волгоград: Учитель. -247с.

4. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. /авт. - сост: Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. - М. : Генезис, 2017.176с.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Где живет злость» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с эмоциями злости, гнева. Формировать умение детей анализировать свои поступки и через игру преодолевать агрессивность.

Конспект НОД «На полянке грусти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «На полянке грусти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возрастаЦель: создавать условия для.

Конспект НОД «Полянка Радости» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования представлений детей об эмоции радости. Продолжать формировать положительные эмоции с помощью улыбки.

Конспект НОД «Полянка Удивления» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Полянка Удивления» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возрастаЦель: создавать условия для.

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Конспект НОД «Улыбочка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения детей передавать эмоцию радости. Создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе.

Конспект НОД «Это не твоя вина» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Это не твоя вина» Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоции вины и стыда. Пополнять активный словарь. Оборудование:.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 апреля 2023 в 16:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Хужина (УИ 335181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД