Марина Губирова
Работа методического объединения воспитателей в 2016–2017 учебном году
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема, над которой работало МО в течение учебного года : «Формирование интегративных качеств дошкольника как условие развития универсальных учебных действий.»
Целью работы МО воспитателей является : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Публикация «Работа методического объединения воспитателей в 2016–2017 учебном году» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Планирование работы методического объединения соответствовало
поставленной цели и задачам. Успешному осуществлению воспитательного процесса способствовала организация методической
работы. Методическая работа строилась на целостной системе мер и
мероприятий, направленных на повышение профессиональной
компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала
каждого воспитателя. Основной целью работы методического объединения
является оказание методической помощи воспитателям
повышение их педагогического мастерства.
МО воспитателей работало согласно намеченному плану, который
предусматривал ряд мероприятий, направленных на повышение
методического уровня воспитателей. За год подготовлено и проведено
5плановых заседаний методического объединения, на которых
рассматривались следующие цели и задачи:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ МО :
1. Охранять жизнь и здоровья детей
2. Повысить интеллектуальный уровень детей дошкольного возраста, через художественную литературу и личностно-ориентированную работу.
3. Развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
4. Повысить интерес родителей и детей к художественно-познавательной литературе.
5. Воспитывать духовно-нравственные качества дошкольников посредством чтения художественной литературы.
Содержанием деятельности методического объединения являлось :
• изучение нормативной и методической документации по вопросам дошкольного образования;
• освоение нового содержания современных технологий и методов педагогической деятельности;
• заслушивание творческих отчётов из опыта работы;
• консультирование и оказание помощи педагогическим работникам в вопросах использования нормативных и методических документов, программ, организации инновационной деятельности.
В течение года использовались разнообразные формы работы :
• семинар;
• семинар-практикум;
• педагогическая мастерская;
• анкетирование;
• беседа за круглым столом;
• индивидуальные и групповые консультации.
В ходе практической части использовались различные формы работы :
• открытый просмотр занятий;
• видео презентация;
• видео просмотр занятий;
• фотовыставки;
• стендовые доклады.
В настоящее время востребован воспитатель – педагог – исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Открытые просмотры занятий играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом. Основная форма проведение методических объединений – открытые просмотры по определенной теме.
Мы рассматриваем методические объединения – как специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, - повышение качества и эффективности образовательного процесса. Использование методических объединений в работе с педагогами позволяет избежать однообразия форм и методов работы, в которых преобладают объяснительно- иллюстративные методы, где педагоги становятся пассивными слушателями консультаций и семинаров. Реализация методической работы в ДОУ основывается на разнообразных принципах. Наиболее важными для нас являются следующие:
• Принцип деятельности заключается в становлении и развитии профессиональной компетенции педагогов в процессе объективно-субъективного взаимодействия с использованием активных методов обучения;
• Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс образующих факторов, создание в дошкольном учреждении доброжелательной атмосферы;
• Принцип вариативности подразумевает под собой вариативность мышления педагога, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта;
• Принцип креативности максимальная ориентация педагога на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.
В коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Педагоги постоянно работают над задачей формирования творчески работающего коллектива педагогов-единомышленников.
Кадровый состав МО воспитателей :
В ДОУ работают 24 педагога.
Высшее образование имеют – 7 – 29%
Незаконченное высшее – 1 – 4%
Среднее профессиональное – 18 – 72%
Высшую квалификационную категорию – 5 – 20%
Первую квалификационную категорию – 4 – 16%
Звание «Отличник просвещения РФ»- 2 человека
Почетный работник НОРФ- 3 человека
Заслуженный работник образования КБР – 1 человек
В течение учебного года в работе МО были использованы традиционные и нетрадиционные формы: сообщения, доклады, «круглые столы», практикумы, творческие отчеты. На заседаниях МО проводился обмен опытом по обозначенным проблемам. Обмениваясь опытом, воспитатели не только рассказывали о том, какие методы и приемы они используют в своей работе, каких результатов позволяет это добиться, но и вскрывали наболевшие проблемы, злободневные вопросы, связанные с воспитанием детей, обсуждали пути решения этих проблем.
На протяжении всего учебного года проводились консультации по организации открытых занятий и мероприятий, ведению документации, самообразованию, организации подготовки воспитателей к проведению аттестации педагогических работников.
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
• участие во внутри садовских и районных семинарах, заседаниях МО;
• взаимопосещение занятий;
• участие в открытых мероприятиях;
• проведение консультаций и мастер - классов;
• работа над индивидуальной методической темой;
• изучение современных образовательных технологий.
Первое заседание (сентябрь 2016 года) было организационно – установочным. На этом заседании в ходе обсуждения был утвержден план работы МО на 2016 -2017 учебный год, утверждены темы самообразования каждого воспитателя, обсуждался график проведения открытых занятий и единые требования по ведению документации воспитателя.
Второе заседание (ноябрь 2016 года.) проходило в форме теоретического семинара. Тема выступлений этого заседания – «Формирование интегративных качеств дошкольника как условие развития универсальных учебных действий.» В ходе заседания выступили воспитатели Гонибова М. Б, Тливасова О. Н, Карданова З. М. Они дали рекомендации как обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к начальной школе.
И как формировать у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода.
В январе 2016 года прошло третье заседание методического объединения в форме обобщения опыта работы воспитателей по теме : «Игра как важное средство воспитания детей дошкольного возраста». На этом заседании воспитатель Шухова М. М дала воспитателям понять, что метод проектов может использовать в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста в игровой форме.
Следует отметить, что выступление Гоовой М. Х. по теме: «Авторский подход к разработке дифференцированных игр в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.» отличалось глубоким содержанием и обилием ярких примеров. Также продуктивным было выступление воспитателя Сокуровоой В. Ж. на тему: «Организация сюжетно-ролевой игры в режиме дня дошкольника». Венера Жантемировна подобрала картотеку сюжетно – дидактических игр с математическим содержанием по всем возрастным группам и раздала всем воспитателям.
В своём выступлении Макоева Ж Х. по теме:«Социально-эмоциональное развитие детей старшого дошкольного возраста через театрализованную деятельность.» дала понять воспитателям, что музыкальное и театральное искусство, является мощным средством эмоционального воздействия на сферу индивидуального сознания, создает предпосылки для активной деятельности и возможности «выплеснуть» свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве.
Тема, обсуждаемая на четвертом заседании (март 2016 года) : Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. В своём докладе Мамрешева Ю. Ж. порекомендовала воспитателям уделить большое внимание в развитии духовно-нравственных качеств личности ребенка через художественную литературу, так как знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
В своём выступлении Кандрокова М. М. дала понять воспитателям, что в народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. И по этой теме Марина Михайловна показала содержательную презентацию в помощь воспитателям, для развитие речи дошкольников на занятиях по художественной литературе.
Из сообщения Мусаевой Н. Т по теме: «Развитие творческих,интеллектуальных и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.» воспитатели пришли к выводу, что должны уделить больше внимания на развитию речи у детей так как в дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Из своего доклада Хацуева К. С., дала понять воспитателям,что только при взаимодействий с родителями можно формировать у детей целостной картины мира через восприятие художественно- познавательной литературы
Пятое заседание (май 2017 года) - итоговое, заключительное. На нем были подведены итоги работы МО в 2016—2017 учебном году, а также было представлено предварительное планирование работы МО на будущий учебный год. Следует отметить, что предварительное планирование работы МО происходило в ходе собеседования с воспитателями, позволяющего выявить запросы педагогов и проблемы, возникающие в ходе работы с воспитанниками.
Педагоги дошкольных групп работали над индивидуальными темами по самообразованию.
Самообразование является средством совершенствования мастерства воспитателей. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе они используют, тем больше эффект от работы. А самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Стало нормой повышать свое самообразование, стараться не стоять на месте, увеличивать и углублять свои знания и умения, что, несомненно, создает «ситуацию успешности» каждого педагога. Каждый воспитатель имеет методическую папку работы по теме самообразования. Педагоги работают над изучением методической литературы, используют электронно-образовательные ресурсы. Итоги работы по темам самообразования подвели в конце учебного года : Были даны творческие отчеты по темам самообразования.
Целью работы с молодыми педагогами являлось методическое сопровождение начинающих воспитателей. С данными педагогами работала не только администрация, но и наставники. Для молодых специалистов в рамках образовательного учреждения оказывалась помощь и консультации по структуре написания планов, конспектов занятий. Даны рекомендации по изучению необходимой методической литературы Результатами работы можно считать то, что результаты оценки педагогической компетентности данных педагогов выросла и имеет удовлетворительный уровень.
В течение всего года воспитатели проводили по графику открытые
занятия. К данной работе подошли творчески : занятия
получились по форме проведения и по глубине содержания разные. Каждое
мероприятие прошло на достаточно высоком уровне, с применением ИКТ
(музыка, презентация). Но главное, что воспитанники проявляли в них
инициативу, активность.
На хорошем профессиональном уровне были проведены Мастер – класс по теме: ««Образовательная деятельность по речевому развитию с использованием инновационных технологий «следующими воспитателями : Гонибова М. Б,Губирова М. Р.
В процессе занятия воспитатели использовали традиционные и инновационные методы и приемы, способствующие
активизации мыслительной, речевой активности детей, которые позволяют
формировать у воспитанников поисковую деятельность, желание приобрести
знания, развивать творчество, эмоционально-чувственное восприятие.
В истекшем учебном году был проведен семинар для воспитателей дошкольных групп по теме:«Организация экспериментальной деятельности в процессе НОД» где показали открытые занятия воспитателями БоловаД. Я. ,Шухова М. Б. ,Сокурова В. Ж.
Где воспитатели поделились своим опытом по организацию экспериментальной деятельности в процессе НОД
Этапы занятий взаимосвязаны и логически последовательны.
После каждого открытого мероприятия был проведен его анализ, названы положительные моменты и указаны недостатки, даны рекомендации для их исправления.
Здоровье воспитанников укреплялось средствами пропаганды здорового
образа жизни, применением здоровье сберегающих технологий.
Сфера дополнительного образования создает своеобразное социально-
образовательное пространство, в котором формируются не только духовные
и нравственные качества личности, нормы социального общения, но и
происходит самореализация и самоопределение.
В период между заседаниями МО воспитатели самостоятельно работали по плану метод объединения : разрабатывали сценарии групповых воспитательных занятий, анализировали результативность своего труда, проводили диагностические исследования, изготавливали дидактический материал, принимали участие в садовских смотрах, выставках детского творчества.
В соответствии с поставленной проблемой «Формирование интегративных качеств дошкольника как условие развития универсальных учебных действий» нами были запланированы и проведены следующие мероприятия:
Конкурсы:
-Готовность групп к новому учебному году.
-Конкурс поделок из цветов и овощей «Сказка выросла на грядке»
-«Дошкольник года»
-Конкурс рисунков к Дню защитника Отечества
-«Организация предметно-развивающей среды групп»
Викторины:
«Ребенок и книга»
«Безопасность детей в наших руках»- правила дорожного движения
Выставки:
«Край любимый и родной – нет тебя красивей!» - детские творческие работы совместно с родителями
«Елочная игрушка»
«Загляните в мамины глаза»- фотовыставка
Выставка поделок художественно - продуктивной деятельности
В течение учебного года проводилась большая работа с родителями :
• родительские собрания;
• совместные с детьми праздники и спортивные мероприятия;
• участие в творческих выставках;
• постоянное обновление уголка родителей;
• день открытых дверей.
В ДОУ идет реализация системы обучения и внедрения технологии проектной деятельности в образовательный процесс.
Педагоги ДОУ в 2016-2017 г. реализовали совместные (педагоги, родители и дети) проекты:
1. Проект «Царица водица» автор: воспитатель Губирова М. Р (подготовительная к школе группа)
Цель: углубление, расширение, систематизация знаний детей о воде;
развивать речь, активизировать словарь;воспитывать экологическую культуру, способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
2. Проект «Скоро в школу» автор: воспитатель Сокурова В. Ж.
Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.
3. Проект «Природа чудесница» автор: воспитатель Макоева Ж. Х. (подготовительная к школе группа).
Цель: Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых имитации дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному, приобщать к культуре родного края.
4. Проект «Лес наше богатство» автор: воспитатель Болова Д. Я.
Цель: Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.
Метод проектов - это особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.
В работе ДОУ используется метод проектов не первый год. Родители знакомы с инновационной технологией, знают о её преимуществах и целесообразности использования с детьми дошкольного возраста. В настоящее время родители и другие члены семей наших воспитанников активно включаются в работу по реализации проектов. Родители обсуждают интересующие их вопросы с педагогами, участвуют в организации и проведении разных мероприятий.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так, же стали непосредственными участниками образовательного процесса.
Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (просмотр видеофильмов, презентаций, экскурсии, общение с окружающими людьми и т. д.)
- У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир.
- Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний.
- Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.
- Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
- Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.
- Самостоятельно анализируют полученные результаты.
Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей. Проектный метод позволяет воспитателю реализовать требования ФГОС ДО: воспитывать в детях самостоятельность и инициативу, организовывать совместную деятельность с родителями.
По итогам методической работы за 2016 – 2017 учебный год можно сделать выводы:
1. Задачи, поставленные на этот год, успешно реализованы.
2. Методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества педагогов и недостатки в их деятельности.
3. Экспериментальная и научно – исследовательская работа обеспечивает рост профессиональной компетентности воспитателей, как условие реализации целей развития личности дошкольника.
Следует поблагодарить всех воспитателей за творческое и ответственное отношение к делу.
Анализ качественного состава показывает положительную динамику роста профессионального уровня воспитателей. Выросла активность воспитателей, их стремление к творчеству (участие в выставках, конкурсах).
В целом воспитателями за год проделана большая работа, направленная на создание оптимальных условий для жизни, образования и воспитания наших воспитанников. Отдельные недочеты будут предметом последующей работы детского сада.
В следующем году необходимо продолжить работу по созданию предметно – развивающей среды в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Из анализа работы МО педагогов дошкольных групп, определить задачи на новый 2017-2018 учебный год :
Цель: повышение профессионального мастерства и творческого потенциала педагогов; повышение современного качества и эффективности образовательного процесса.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес детей через различные виды деятельности.
Выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт.
2. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды.
3. Раскрытие профессионального творческого потенциала педагогов в процессе развития художественно – творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста
4. Способствовать изменению в системе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников ДОУ и установлению сотрудничества в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
5. Повышение педагогического мастерства молодых педагогов.
Тематика заседаний МО на 2017-2018 учебный год.
Заседание 1 (сентябрь)
Тема Содержание Форма
проведения Ответственные
1. Организационное
Заседание.
1. Анализ работы м/о в 2016-2017
учебном году. Определение
задач на 2017-2018 учебный год.
2. Собеседование по
планированию
воспитательной работы и
работы методического
объединения воспитателей
на 2017 – 2018учебный год.
3. Рекомендации и требования к составлению
календарно- тематического планирования.
Информационно-методическое совещание. Завуч по УВР
Руководитель М/О
Воспитатели
Заседание 2.(Ноябрь)
Тема Содержание Форма
проведения Ответственные
1. Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности.
1. «Использование информационно-коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
2. «Проектная деятельность в дошкольном учреждении с учетом ФГОС»
3. «Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему».
доклад
Презентация
Сообщение Болова Д. Я.
Кандрокова М. М.
Сокурова В. Ж.
.
Заседание 3.(Январь)
Тема Содержание Форма
проведения Ответственные
3. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды.
1. Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
2. Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
3. Проектная деятельность при организации развивающей предметно-пространственной среды.
Сообщение
Обмен опытом
Презентация
Каирова И. М.
Гонибова М. Б.
Камботова Е.
Заседание 4.(март)
Тема Содержание Форма
проведения Ответственные
4. Развитие художественно – творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
1.«Развитие художественно – творческих способностей
детей дошкольного возраста в процессе
продуктивной
деятельности.»
2. «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста.»
3. Формирование у детей дошкольного
возраста
художественно-творческих способностей
через художественную литературу.
4. «Взаимосвязь, изобразительной деятельности и экологического воспитания в детском саду». Доклад
Выступление
(Опыт работы)
Сообщение
Доклад Хацуева К. С.
Мусаева Н. Т.
Карежева Р. Х.
Тливасова О. Н.
Заседание 5.(май)
Тема Содержание Форма
проведения Ответственные
Итоги работы МО воспитателей за 2017-2018 учебный год. 1. Итоги работы за 2017-2018 учебный год. Задачи на 2018-2019 учебный год.
2. Анализ результатов итоговой диагностики за учебный год.
3. Итоги самообразования воспитателей. Справка
Анализ
Презентация Губирова М. Р
Воспитатели
Воспитатели