Вера Молнач
Занятие городского методического объединения «Школа молодого педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обеспечение постепенного вовлечения молодых педагогов во все сферы профессиональной деятельности.
Задачи:
- Оказание помощи молодым педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями);
- Формирование потребности в непрерывном самообразовании.
Участники: Приглашаются молодые педагоги (воспитатели).
Продолжительность: 1час.
Форма проведения: час общения.
Вид: беседа с практическими и игровыми заданиями.
Публикация «Занятие городского методического объединения „Школа молодого педагога“» размещена в разделах
Оборудование: талисманы, шкатулка, музыкальное оформление, дерево (шаблон, листья на клейкой основе, оборудование для демонстрации презентации
Слайд 1-3
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашей встрече. Надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность.
Вы выбрали себе нелегкую, но интересную профессию. За плечами годы обучения, контрольные, рефераты, и диплом об образовании. Наконец-то, свершилось! Вы пришли в педагогический коллектив. Не смущайтесь и не бойтесь задавать вопросы опытным педагогам. Опытные воспитатели будут к вам хорошо относиться, если будут знать, что вы прислушиваетесь к их мнению и они для вас являются авторитетом. А вот свой авторитет вы должны завоевать, и начинать это нужно с первого дня работы в детском саду. И вопросы, которые мы будем затрагивать на наших встречах, надеюсь, вам пригодятся.
Слайд 4 Проведение игры «Подбери синонимы к слову «воспитатель».
Обратите внимание на высказывание, автором которого является Я. Колас: «Педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг, человек, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры». И поговорим мы сейчас о культуре речи.
Слайд 5 Как Вы думаете, почему культура речи сотрудников считается важнейшим элементом стиля учреждения?
Слайд 6 Каковы требования к речи педагога?
Правильность. Точность. Логичность. Чистота. Выразительность. Богатство. Уместность.
Слайд 7 Остановимся на вопросе взаимоотношений педагога с педагогами.
Слайд 8
Взаимоотношения основываются на признании профессионализма коллег, корректном общении, уважении чужой точки зрения.
Слайд 9
Педагог должен поддерживать не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Не следует принижать своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
Слайд 10
Внешний вид сотрудников ДОУ должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали. Какую одежду не следует использовать в рабочее время?
Слайд 11 А сейчас рассмотрим вопрос взаимоотношений с родителями (законными представителями).
Слайд 12
Каждый день родители приходят в детский сад, в группу, и здесь они должны чувствовать, что их уважают, ждут, рады встрече с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка.
Слайд 13
Вся наша работа, педагогическая деятельность состоит из общения с детьми, их родителями. Нужно и важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной улыбки.
Слайд 14
При общении необходимо помнить следующие правила: 1. Умейте справляться с собой, оставайтесь спокойным и выслушивайте собеседника до конца. 2 .Дайте выговориться собеседнику. 3. Имейте уважительное отношение к мнению собеседника, помните: всякое замечание воспринимается легче, если оно следует за похвалой.
Слайд 15
Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями воспитанников должны: начинать общение с приветствия; проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность; выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; высказываться в корректной и убедительной форме; принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).
Слайд 16
Зачастую вам приходится обращаться к родителям с просьбами. Родителям не всегда хочется, а часто просто не хватает времени сделать то, что вы просите. Какие фразы, обращения используете вы, обращаясь к родителям с просьбой?
Нужно постараться, чтобы они были рады вам помочь, и фактически не было бы шанса отказать вам. «Вся надежда только на вас». «Я знаю вашу занятость, но и исполнительность тоже».
Слайд 17
Будьте внимательным слушателем, поощряйте других говорить о самих себе. При возникновении спора помните, что разрешить недоразумение можно лишь тактом, дипломатией, дружелюбием и сочувственным стремлением понять точку зрения собеседника. Никогда не говорите собеседнику, что он не прав, даже если это и так. Замените привычные фразы несогласия на «Я возможно ошибаюсь, но…» Но если вы чувствуете, что вы не правы, признайте это решительно и сразу: «Мне следовало быть более внимательной…»
Коммуникация между родителем и педагогом должна вестись по имени-отчеству, с нейтрально-уважительным обращением на «Вы».
Слайд 18
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ : Не выносите суждений. Необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения, «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные не способствуют процессу общения. Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ребенок не умеет себя вести» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
Слайд 19 Игровое упражнение «Выбери фразы для начала беседы с родителями?»
Варианты фраз (Извините, если я помешала. ; Я бы хотела. ; Вероятно, вы об этом слышали. ; Вам будет интересно узнать. ; Я бы хотела еще раз услышать. ;Мне представляется интересным то, что. ; Я пришла к такому выводу, что. ; Вы хотите. ; Думается, ваша проблема заключается в том, что. ; Как вы знаете. ;Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.)
Задание: Найти в предложенном перечне «неудачные» фразы, которые не следует употреблять.
Слайд 20 О правилах общения ребенка и воспитателя.
Слайд 21
Стремление к общению со взрослыми присуще всем малышам. И в процессе дня они непременно делятся с воспитателями своими мыслями, чувствами. Главная задача воспитателя – уметь налаживать отношения с детьми…
Слайд 22
Что же способствует эффективности этого процесса? Какие приемы применяете вы?
Видимое проявление доброжелательности – воспитатель должен быть радушен ко всем детям в одинаковой степени. Каждому воспитаннику он способен поднять настроение, помочь в преодолении трудностей. Уже сам приход ребенка в садик сопровождается заботливым: «Как твои дела?. Мы сегодня будем…»
Хороший воспитатель найдет возможность подчеркнуть свое уважение к каждому из детей, помочь в их самоутверждении.
Слайд 23
Очень важно выполнение следующих правил: Никогда не унижайте и не подавляйте ребенка. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных и пр. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного для детей, чем хмурое, злое лицо педагога.
Слайд 24
Какие рекомендации хотелось бы вам дать: 1. Входи в группу детей с улыбкой. 2. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного слова. 3. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов самоуправства. 4. Будь сдержанным и терпеливым. 5. Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям. 6. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка. 7. Учись у своих коллег, родителей, детей. 8. Не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой. 9. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет. 10. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился. 11. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее. 12. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях. 13 Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка. (Раздать памятки)
Слайд 25
Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя
Слайд 26 Предлагаю игровое упражнение «Вставьте пропущенные слова».
1. Увлекательное начало разговора рождает___и помогает исчезнуть критическому отношению к говорящему.
2. Хорошо аргументированный ___способствует усилению эффективности словесного воздействия.
3. Мешают доброму отношению ___тон,___речи.
4. Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов - умение считаться с___других людей.
5. Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но___, а часто и.
Ответы к заданию: 1 - внимание; 2 - пример; 3 - грубый, назидательность; 4 -интересами; 5 - неэффективно, вредно.
Слайд 27 А сейчас мы с вами погорим о еще одном важном вопросе.
Совершенствование качества обучения и воспитания детей в детском саду напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования воспитателя.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия воспитателя.
Слайд 28
Слайд 29 Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь :
«Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Итак, если процесс образования, который осуществляется сознательно; планируется, управляется и контролируется самим человеком; необходим для совершенствования,
каких либо качеств или навыков., то речь идет… о самообразовании.
Слайд 30
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? (предположения педагогов)
Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. И еще, учиться просто интересно. Ведь говорят врачу: «Исцелись сам!». А как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда учить других?
Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог,
который сам всю жизнь учится (Герберт Спенсер)
Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах (один раз в три года 72 часа); самообразование;
участие в методической работе детского сада, города.
Слайд 31
Направления самообразования:
• Профессиональное (по образовательным областям программы)
• Психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и их родителей)
• Психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)
• Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
Слайд 32
Формы самообразования воспитателя
• Индивидуальная форма самообразования
• Групповая форма самообразования (МО, творческие группы и др.)
Слайд 33
В чем заключается суть процесса самообразования? Воспитатель постоянно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же источники этих знаний и где их искать?
• Литература (методическая, научно-популярная и др.)
• Интернет, видео, аудио информация на различных носителях
• Семинары и конференции, мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, музеи, выставки
• Курсы повышения квалификации…
Слайд 35
Составляющие процесса самообразования воспитателя:
• Изучение и внедрение педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения
• Посещение мероприятий, проводимых коллегами
• Проведение самоанализа своей профессиональной деятельности
• Совершенствование своих знаний в области педагогики и психологии
• Проявление интереса к событиям современной жизни
• Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры
Слайд 35 Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования воспитателя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• Доклады, выступление по итогам работы и обмену опытом;
• Составление картотеки по проблеме;
• Игры и пособия, сценарии, статьи, программы, исследования
• Составление перспективного плана работы с детьми;
• Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
• Разработка новых форм, методов и приемов обучения
• Разработка и проведение открытых занятий …
Слайд 36
Выбор тем для самообразования
Тематикой самообразования также может быть одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту. Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя
Слайд 37
На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план.
Фамилия, имя, отчество
Название темы
Цели, задачи
Предполагаемый результат
Этапы работы, сроки выполнения каждого этапа
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
Способ демонстрации результата проделанной работы, форма отчет
Литература
Слайд 38
Как выглядит план самообразования воспитателя?
Провести анализ плана по самообразованию воспитателя - стажиста.
По окончании работы над темой воспитатель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей
Какая тематика самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу выбрана вами?.
Слайд 39
Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами… К. И. Чуковский
Слайд 40
Домашнее задание: Составить план по самообразованию.
Слайд 41
Бесспорно, профессия педагога является одной из самых уважаемых, почётных и благородных профессий, требующей большой самоотдачи, терпения, самообладания и безграничной любви к детям. Великое счастье встретить такого воспитателя, который учит доброте, справедливости, учит быть Человеком! Прежде чем закончить наше первое занятие, мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека, у каждого педагога бывают трудности в работе, но у каждого есть внутренний ресурс, который нам помогает выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.
Чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для вас мешочек, в котором много предметов (талисманов). Пусть талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом потенциале. (По кругу передается мешочек с мелкими бусинками и ракушками из которого по очереди воспитатели достают талисман на память).
Слайд 42 Каждому предлагаю оценить занятие (приклеить листочек на определенную ветку)
Каждая пара веток дерева – это позиция, по которой надо высказать свое мнение (снизу вверх) :
• Нижняя пара веток– для меня было важным и интересным…
• Вторая пара веток –я получила конкретную информацию…
• Следующая пара веток – мне не понравилось…
• Верхушка дерева – для меня было недостаточно…
Слайд 43 Спасибо вам за внимание! Желаем успешной работы! До свидания! До новых встреч!