Елена Гринь
Рабочая программа здоровьесберегающей направленности «Как сохранить здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Как сохранить здоровье
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел…. 3
Пояснительная записка …. 3
Планируемые результаты освоения содержания программы…. 5
Содержательный раздел …. 7
Средства реализации программы …. 7
Календарно – тематическое планирование … 8
Организационный раздел …. 10
Приложение №1
Конспекты непосредственно-образовательной деятельности….…
10
Методическое обеспечение …. 20
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа здоровьесберегающей направленности „Как сохранить здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
В рабочей программе представлен практический опыт работы воспитателя по теме «Как сохранить здоровье». Программа учитывает образовательные потребности и возрастные особенности детей и интересы родителей, ориентирована на специфику сельской местности, в которой расположено дошкольное учреждение.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г.); «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13.» (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26); «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»(утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666); Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (разработан в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».)
По свидетельству учё ный в области физиологии и психологии физическое состояние подрастающего поколения на современном этапе характеризуется устойчивыми негативными тенденциями: снижение уровня здоровья детей (каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз, увеличение хронических заболеваний и роста детской инвалидности, ухудшение физической подготовленности (только 10% детей приходят в школу физически подготовленными) с одновременным нарастанием информационной загруженности (М. Н. Белова, В. Г. Каменская, Б. Н. Капустян, и др.). Необходимо отметить, что социальная ситуация развития таких детей уже нарушена. Болезнь может изменить все перспективы личности, характер ее ориентации на будущее. Анализ современной ситуации развития личности показывает, что остро назрела необходимость изменить сложившееся неразумное отношение детей к своему здоровью и жизни. [2].
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши?. - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения детьми дошкольного возраста.
Цели физического развития детей определяют особый контекст работы в рамках всех разделов программы, связанных с решением задач не только физкультурно-оздоровительного профиля, но и формирования познавательной, речевой, коммуникативной культуры дошкольников.
В Программе определены задачи, содержание и условия педагогической работы, реализация которых способствует расширению у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни и развитию осознанного ценностного отношения к проблеме здоровьесбережения. В качестве основного вида деятельности выступает эмоционально насыщенная игровая, творческая, практико ориентированная, что позволяет сделать образовательный процесс актуальным, значимым для старших дошкольников.
По мнению отечественных психологов и педагогов, как классических так и современных (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Е. Е. Кравцова, для старшего дошкольного возраста психологическим новообразованием является воображение [1,с 69]. С этой целью в рабочей программе применяются игровые упражнения, в ходе которых дети активно проявляют свою фантазию и способность к воссоздающему и творческое воображению.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют развитию способности к кооперации, произвольной регуляции.
Игры и эмоционально насыщенные игровые приёмы помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои здоровьеформирующие знания и умения. В процессе игр создаются условия для развития речи, упражнения в счете.
Цель программы - создание психолого-педагогических условий для осознанного ценностного отношения старшего дошкольника к своему здоровью.
Задачи:
- способствовать развитию мыслительных процессов, памяти, внимания, произвольной регуляции, способности к кооперации;
- приобщать детей к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни;
- содействовать расширению представлений об особенностях человеческого организма и работы жизненно важных органов.
Программа определяет содержание образовательной деятельности и обеспечивает интеграцию образовательных областей для детей 6 - 7 лет, которые отражены в комплексном тематическом плане.
Основой реализации выступает организованное взаимодействие всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Реализация программы осуществляется посредством динамической познавательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у дошкольников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Структура непосредственно образовательной деятельности.
Каждая встреча включает четыре этапа:
• краткое изложение информации.
• фантазирование.
• упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
• психогимнастика.
Вначале воспитатель даёт детям необходимую информацию из области анатомии, гигиены, физиологии. Основные формы познавательного развития: игра - путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т. д.
На следующем этапе воспитатель использует различные формы фантазирования. Важно постоянно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора: нужно чистить зубы или не нужно; заниматься гимнастикой или нет; беречь себя или относиться к себе безразлично. В такую ситуацию, например, ребенок попадает, участвуя в игре "Хорошо - плохо". В процессе игры дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны. Эта игра дает возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.
Другая форма фантазирования предполагает самостоятельное составление детьми различных загадок (например, о сердце, глазах, ушах и т. д.).
Планируемые результаты освоения содержания программы
В результате дети:
• проявляют любознательность, устойчивое положительное отношение к проблемам здорового образа жизни;
• фантазируют и проявляют творчество в данной тематике;
• аргументированно доказывают преимущества здорового образа жизни;
• в игровой деятельности свободно применяют здоровьеформирующие умения и знания самостоятельно.
Дети имеют представления:
• об ценностном отношении к вопросам здоровьесбережения;;
• об особенностях строения организма человека и значении некоторых органов;
• об общих и индивидуальных основах личной гигиены;
• о пользе физических упражнений и утренней гимнастики;
• о витаминах и полезных продуктах.
Родители воспитанников:
• проявляют желание систематизировать собственные познания в использовании здоровьесберегающих технологий;
• активно участвуют вместе с детьми в здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения - в коллективных играх, проектах, соревнованиях, физкультурных праздниках;
• принимают позицию активных участников и партнеров образовательного процесса.
Педагоги:
• обогащают и совершенствуют свой педагогический арсенал научно-обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии дошкольников.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Формы и средства реализации программы
Достижение поставленной цели Программы обеспечивают следующие формы организации:
1. Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению со здоровой работой органов.
2. Двигательно-оздоровительная направленность образовательной деятельности (физкультминутки, малоподвижные игры, упражнения на развитие моторики рук, эмоциональной сферы детей).
3. Развивающая направленность образовательной деятельности (игры на развитие памяти, внимания, мышление, фантазирование).
4. Подвижные игры и упражнения.
5. Физкультурное развлечение.
6. Взаимодействие с родителями (совместное развлечение, встречи, консультации, наглядная информация: выставка рисунков, направленных на ЗОЖ, родительская газета «Как мы сохраняем здоровье», на стенде «Наши новости», «Поговорите с ребёнком о…»)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема Программное содержание Развивающая
среда сроки
познавательная деятельность Практическая
деятельность
«Давайте
познакомимся» Помочь детям ближе познакомиться Психогимнастика
игра «Ласковушки» Зеркало, мяч.
СЕНТЯБРЬ
«Моя семья» Беседа о значении семьи в жизни человека Фантазирование
игра «Хорошо - плохо», упражнения на развитие мышления Дидактический
материал.
СЕНТЯБРЬ
«Моя красивая осанка» Показать важность красивой осанки Проверка осанки,
измерение роста,
веса. Упражнения для осанки. Таблица «Скелет
человека», ростомер, весы.
ОКТЯБРЬ
«Почему я не падаю» Беседа о скелете и осанке Прощупывание костей головы, рук, ног. Опыт: как поднимать и переносить тяжести. Таблица «Скелет человека». Дидактический материал. «Держи осанку».
ОКТЯБРЬ
«Как я одеваюсь» Беседа об уходе за телом, волосами. Показать, что аккуратность в одежде и хороший вкус - это очень важно. Игра: «Одень Машеньку» Дидактический материал: «Дружи с водой».
НОЯБРЬ
«Как стать Геркулесом». Способствовать формированию представления о мышцах, их значении для существования и развития человека. Показать, что занятия спортом укрепляют организм. Дидактический материал: «Руки и ноги тебе ещё пригодятся».
НОЯБРЬ
«Зачем человек ест». Способствовать формированию представления о системе пищеварения, участвующих в этом процессе органах, их расположении в организме. Показать роль пищи в жизни человека. Игра: «Хорошо - плохо», «Съедобное - несъедобное». Дидактический материал: «Приятного аппетита». Таблица «Органы пищеваренья».
ДЕКАБРЬ
«Полезная и вредная пища». Рассказать о составе полезной для развития пищи. И о том, как надо питаться детям. Показать разнообразие пищи, о витаминах и гигиене пищи. Предметные картинки с изображением продуктов, муляжи овощей и фруктов.
ДЕКАБРЬ
«Овощи блюда из овощей». Рассказать о многообразии блюд из овощей и их пользе. Показать роль овощей для здоровья человека. Предметные картинки с изображением овощей.
ЯНВАРЬ
«Фрукты. Мой любимый сок». Расширять представления о разных видах соков. Показать роль фруктов и соков для здоровья человека. Предметные картинки с изображением фруктов.
ЯНВАРЬ
«Моё сердечко». Способствовать формированию представления об органах кровообращения. Показать значение сердца для всего организма. Дидактический материал. ФЕВРАЛЬ
«Красивые зубы-
красивая улыбка». Рассказать о строении зуба. знакомить со способами бережливого отношения к своим зубам, заботы о них. Дидактический материал: «Крепкие-крепкие зубы».
ФЕВРАЛЬ
«Как я чищу зубы». Рассказать и показать о разнообразии зубных паст. показать приёмы правильно чистить зубы. Выставка зубных паст и щеток. Игра «Что изменилось?»
МАРТ
«Как устроен мой глаз». Способствовать формированию представления об органах зрения. Познакомить со строением глаза. Гимнастика для глаз. Дидактический материал: «Чтобы глаза видели»
МАРТ
«Мои уши». Способствовать формированию представления об органах слуха. Познакомить со строением уха. Дидактический материал: «А уши чтобы слышали».
АПРЕЛЬ
««Кто охраняет мой рот». Рассказать о функциях языка в ротовой полости. Упражнения с язычком. Дидактический материал. АПРЕЛЬ
«Секреты здоровья». праздничное развлечение родительская газета «Как мы сохраняем здоровье»
выставка рисунков, направленных на ЗОЖ МАЙ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Образовательная деятельность по рабочей программа «Здоровье и игра» осуществляется во второй половине дня, с периодичностью 1 раз в месяц. Данная программа требует следующего оборудования:
- Зеркало, мяч, ростомер, весы;
- таблицы «Скелет человека», «Органы пищеварения»;
- дидактический материал. «Держи осанку», «Дружи с водой», «Руки и ноги тебе ещё пригодятся», «Приятного аппетита», «Чтобы глаза видели», «А уши чтобы слышали», «Крепкие-крепкие зубы»;
- предметные картинки с изображением продуктов, овощей, фруктов, муляжи овощей и фруктов;
- зубные пасты и щетки для выставки.
Используемая литература:
3. Антипкин Ю. Г. Массаж и физкультура для детей с различными заболеваниями и нарушениями развития. Киев, 1993
4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим : Оздоровительные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 384 с.
5. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008. – 176 с.
6. Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ : практическое пособие / М. Н. Кузнецова. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 112 с.
7. В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-методическое пособие. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.
8. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М. : Изд-во Владос-пресс, 2003. – 240 с.