Юлия Николаевна Дворянчикова
Рабочая программа внеурочной деятельности по приобщению учащихся начальных классов к продуктивной творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа внеурочной деятельности по приобщению учащихся начальных классов к продуктивной творческой деятельности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю.
методического объединения с зам. директора школы по УВР Директор школы
учителей начальных классов. ___ ___
Протокол №___
от «___» ___ 20___г. «___» ___20--- г Приказ № ___
Руководитель МО
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности по приобщению учащихся начальных классов к продуктивной творческой деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
___ от «___» ___20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Затейник»
(ФГОС НОО)
Разработана
учителем начальных классов
Дворянчиковой Ю. Н.
2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
2. ООП НОО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
Программа внеурочной деятельности «Затейник», рассчитанная на 1 час в неделю, структурирована в соответствии с художественно-эстетическим направлением, сориентированным на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей учащихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
Объем часов: В год - 34 часа
В неделю - 1 час
Срок реализации программы : один учебный год
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Внеурочная деятельность «Затейник» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели:
• эстетическое воспитание участников;
• создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества;
• раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства в процессе освоения различных техник.
Задачи:
• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
• способностей ориентироваться в информации разного вида;
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
• овладение опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Основные формы, методы и средства обучения
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический. В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Во время работы прослеживается четкая взаимосвязь между учеником и педагогом, а форма проведения занятий способствует не только созданию интересных поделок, но и использованию их в играх во внеурочное время, конкурсах, выставках, праздниках, театрализованных представлениях. работа в группах (задания предлагаются группам). Средства обучения: схематические рисунки и таблицы; рисунки и таблицы методической последовательности работы над изделием; презентации; визуальные (реальные предметы, модели и др, технические средства (компьютер, проектор). Виды и формы контроля: творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, открытые занятия, вернисажи
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
• широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
• учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные
Обучающиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• владеть монологической и диалогической формой речи.
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте;
• обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
• подводить под понятие;
• устанавливать аналогии;
• проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность :
• Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
• Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
• Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
• Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
• Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
• Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
• Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе : умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
• Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• Достичь оптимального для каждого уровня развития;
• Сформировать систему универсальных учебных действий;
• Сформировать навыки работы с информацией.
Содержание учебного курса.
Программа внеурочной деятельности «Затейник»
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 13 часов.
Симметричное вырезание
Игрушки из картона с подвижными деталями
Моделирование из конусов.
Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе
Объёмное конструирование из деталей оригами
Моделирование из бумажных салфеток
Простое торцевание на бумажной основе
Многослойное торцевание
Моделирование из фольги
Раздел 2. Текстильные материалы. 11 часов.
Аппликация из резаных нитей
Изонить
Приклеивание ниток по спирали
Вышивание по ткани
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу
Аппликация из ткани и ниток
Шитьё по выкройкам
Раздел 3. Модульное оригами. 10 часов.
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля
Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля
Объёмные изделия из треугольных модулей
Художественные образы из треугольных модулей
Тематическое планирование
№ п. п. Наименование раздела/темы Количество
часов
1. Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 13 ч
2. Раздел 2. Текстильные материалы. 11 ч
3. Раздел 3. Модульное оригами. 10 ч
Итого: 34 ч
Календарно - тематическое планирование
№
п. п. Дата проведения занятия Тема урока Примечание
п ф
1 Симметричное вырезание
2 Игрушки из картона с подвижными деталями
3 Моделирование из конусов
4 Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе
5 Объёмное конструирование из деталей оригами
6 Объёмное конструирование из деталей оригами
7 Моделирование из бумажных салфеток
8 Моделирование из бумажных салфеток
9 Простое торцевание на бумажной основе
10 Простое торцевание на бумажной основе
11 Многослойное торцевание
12 Многослойное торцевание
13 Моделирование из фольги
14 Аппликация из резаных нитей
15 Изонить
16 Изонить
17 Изонить
18 Приклеивание ниток по спирали
19 Вышивание по ткани
20 Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу
21 Аппликация из ткани и ниток
22 Шитьё по выкройкам
23 Шитьё по выкройкам
24 Шитьё по выкройкам
25 Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля
26
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля
27 Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля
28 Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля
29 Объёмные изделия из треугольных модулей
30 Объёмные изделия из треугольных модулей
31 Художественные образы из треугольных модулей
32 Художественные образы из треугольных модулей
33 Художественные образы из треугольных модулей
34 Выставка работ