Лада Александровна Фоминых
Рабочая программа младшей группы 2018–2019 учебный год «От рождения до школы» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа младшей группы 2018–2019 учебный год (часть 2
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Образовательная область «Физическое развитие»
Цель:
1) гармоничное физическое развитие;
2) формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
3) формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
1) Оздоровительные:
охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно гигиенических навыков;
Публикация «Рабочая программа младшей группы 2018–2019 учебный год „От рождения до школы“ (часть 2)» размещена в разделах
повышение работоспособности и закаливание.
2) Образовательные:
формирование двигательных умений и навыков;
развитие физических качеств;
овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
3) Воспитательные:
формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.
Направления физического развития:
1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
связанной с выполнением упражнений;
направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;
способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
2) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Принципы физического развития:
1) Дидактические:
систематичность и последовательность;
развивающее обучение;
доступность;
воспитывающее обучение;
учет индивидуальных и возрастных особенностей;
сознательность и активность ребенка;
наглядность.
2) Специальные:
непрерывность;
последовательность наращивания тренирующих воздействий;
цикличность.
3) Гигиенические:
сбалансированность нагрузок;
рациональность чередования деятельности и отдыха;
возрастная адекватность;
оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.
Методы физического развития:
1) Наглядные:
наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).
2) Словесные:
объяснения, пояснения, указания;
словесная инструкция.
показ
3) Практические:
Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
Проведение упражнений в игровой форме;
Система физкультурно-оздоровительной работы
Двигательный режим в течение дня
• Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность детей
• Утренняя гимнастика
• Физкультурные занятия в зале
• Физкультурное занятие на прогулке
• Физкультминутки во время занятий
• Музыкальные занятия
• Прогулка
• Прогулка за пределы участка
• Корригирующая гимнастика после сна
• Физкультурный досуг
• Спортивные упражнения, игры (лыжи, велосипед)
• Спортивный праздник
• Каникулы
Оздоровительные и профилактические мероприятия:
• Закаливание (солнце, воздух, вода)
• Лечебные мероприятия (Витаминотерапия, кварцевание, употребление лука и чеснока; игры, которые лечат; Профилактика нарушения осанки и плоскостопия;
• Нетрадиционные методы (музыкотерапия, выращивание и употребление зеленого лука)
• психогимнастика:
- Игры- тренинги на подавление отрицательных эмоций
- Коррекция поведения
• Пропаганда ЗОЖ:
- наглядно-печатная информация;
- Курс лекций и бесед для родителей.
Организация рационального питания:
• Выполнение режима питания;
• Калорийность питания;
• Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;
• Гигиена приема пищи;
• Правильность расстановки мебели;
• Соблюдение питьевого режима;
• Индивидуальный подход к детям во время приема пищи. Создание условий для двигательной деятельности:
Вид двигат. активности Необходимые условия
Движения во время бодрствования - оборудование зала (спортинвентарь)
- спортивные уголки в группах
- наличие прогулочных площадок
- одежда, не стесняющая движение
- игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движению;
Подвижные игры - знание правил игры;
- картотека игр;
- атрибуты;
Движения под музыку - музыкальное сопровождение
Утренняя гимнастика - знание воспитателями комплексов гимнастики;
- наличие места для гимнастики после сна;
- наличие массажных дорожек
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:
1) Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ
6) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
7) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
8) Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Направления:
1) Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.
2) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
3) Трудовое воспитание.
4) Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Принципы руководства сюжетно-ролевой игрой:
1) Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
2) На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.
3) На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Руководя сюжетно-ролевой игрой, педагог должен помнить:
об обязательном общении с детьми: диалогическом общении, полилогическом общении, предполагающем диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающем полифоничное слуховое восприятие;
создании проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.
Немаловажно способствовать развитию игры, используя прямые (предполагают «вмешательство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельностью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятельности) воздействия на игру и играющих.
Труд
Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
1) Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. (Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества).
2) Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности).
3) Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности, привычки к трудовому усилию. (Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности).
4) Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. (Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда).
5) Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.
Компоненты трудовой деятельности.
1) Планирование и контроль (умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте).
2) Оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы.
3) Мотивы, побуждающие детей к труду:
интерес к процессу действий;
интерес к будущему результату;
интерес к овладению новыми навыками;
соучастие в труде совместно с взрослыми;
осознание своих обязанностей;
осознание смысла, общественной важности труда. Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем выше
ее воспитательный потенциал.
Своеобразие трудовой деятельности детей:
1) «субъективная значимость труда», то есть оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий.
2) связь с игрой, которая проявляется:
в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых;
в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;
во включении игровых действий в трудовой процесс;
в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика.
Виды труда:
1) самообслуживание
2) хозяйственно-бытовой труд
3) труд в природе
4) Ознакомление с трудом взрослых.
Формы организации трудовой деятельности:
1) Поручения:
простые и сложные;
эпизодические и длительные;
коллективные.
2) Коллективный труд
Типы организации труда детей
1) Труд рядом.
2) Совместный труд.
Особенности структуры и формы детской трудовой деятельности
Условное обозначение Особенности структуры Наличие совместных действий в зависимости от участников
Индивидуальный труд Ребенок действует сам, выполняя все задания в индивидуальном темпе Не испытывает никакой зависимости от других детей
Труд рядом
Труд общий Участников объединяет общее задание и общий результат Возникает необходимость согласований при распределении задании, при обобщении результатов
Труд совместный Наличие тесной зависимости от партнеров, темпа и качества их деятельности Каждый участник является контролером деятельности предыдущего участника
Методы и приемы трудового воспитания детей
I группа методов : формирование нравственных представление, суждений, оценок.
1) Решение маленьких логических задач, загадок.
2) Приучение к размышлению, логические беседы.
3) Беседы на этические темы.
4) Чтение художественной литературы.
5) Рассматривание иллюстраций.
6) Рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций.
7) Просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов.
II группа методов : создание у детей практического опыта трудовой деятельности.
1) Приучение к положительным формам общественного поведения.
2) Показ действий.
3) Пример взрослого и детей.
4) Целенаправленное наблюдение.
5) Организация интересной деятельности (общественно-полезный труд).
6) Разыгрывание коммуникативных ситуаций
Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром.
Методы, повышающие
познавательную активность Методы, вызывающие
эмоциональную активность Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности Методы коррекции
и уточнения детских
представлений
Элементарный анализ
Сравнение по контрасту и подобию, сходству
Группировка и классификация
Моделирование и конструирование
Ответы на вопросы детей
Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
Воображаемая ситуация
Придумывание сказок
Игры-драматизации
Сюрпризные моменты и элементы новизны
Юмор и шутка
Сочетание разнообразных средств на одном занятии
Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
Перспективное планирование
Перспектива, направленная на последующую деятельность
Беседа Повторение
Наблюдение
Экспериментирование
Создание проблемных ситуаций
Беседа