Аветян Сусанна Левоновна
Рабочая программа второй младшей группы на 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа второй младшей группы (3–4 лет) на 2016–2017 Учебный год
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования.
Публикация «Рабочая программа второй младшей группы на 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание общеобразовательной программы.
Рабочая программа младшей дошкольной группы МБДОУ детского сада № 39 разработана в соответствии с :
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- комментарием Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 № 08-249;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13»;
- Уставом ДОУ и на основании примерной основной образовательной программы дошкольного образования «МОЗАИКА», под редакций В. Ю. Белькович, Н. В. Гребёнкина, И. А. Кильдышева, которая разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, утверждённого Приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва.
Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту, видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа «Мозаика» включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития:
- социально-коммуникативному;
- познавательному;
- речевому;
- художественно-эстетическому и физическому.
Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы : цель нашей программы является расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.
Задачи программы :
- обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
- приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
- развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
- реализация вариативных образовательных программ;
- соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.
Таким образом, ведущая идея рабочей программы - гармонизация личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровье сбережения.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Содержание рабочей образовательной программы второй младшей группы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребёнка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.
Рабочая образовательная программа II младшей группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГТ.
При разработке и реализации образовательной программы учитывались следующие принципы:
• Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса с ведущей игровой деятельностью;
• принцип гуманизации, то есть признания уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка, признания неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательно процесса;
• принцип непрерывности, требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп и между детским садом и начальной школой;
• принцип культуросообразности, обеспечивающий учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняющий недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Таким образом, основой организации образовательного процесса является единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
МБДОУ – детский сад № 39 работает в условиях полного 12-ти часового рабочего дня. Группа функционирует в режиме 5-ти дневной недели.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. На рубеже трёх лет любимым выражении ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый – характерное противоречие кризиса трёх лет.
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости – он может сопереживать другому ребёнку.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действие и поступки ситуативные, их последствия ребёнок чаще всего не представляет, развивающемуся ребёнку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
Дети 3-4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).
В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сфере ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребёнка в движении. Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движения и др.).
В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зелёный). Трехлетний ребёнок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки.
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры, групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их названием (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п., с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, самолёт, велосипед и т. п., о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник, праздниках (Новый год, день своего рождения); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребёнок различает по форм, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребёнок этого возраста может сосредоточиться в течение 10-15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго.
Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску.
Мышление трехлетнего ребё нка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами. В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка – носитель определенной общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры.
В 3-4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все ещё нужны поддержка и внимание взрослого.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития превосходят мальчиков.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формировать интерес к книге и литературным персонажам. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности.
1.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре, мае). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг образовательного процесса проводится воспитателями, ведущими занятия с детьми второй младшей группы. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые воспитателями. Данные о результатах мониторинга заносятся в Диагностическую карту в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
В целях предотвращения переутомления воспитанников во время мониторингового исследования занятия не проводятся.
Промежуточные результаты освоения Программы формируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
1. Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» : антропометрические показатели (рост, вес) в норме, владеет соответствующими возрасту основными движениями. Сформирована потребность в двигательной активности, проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
2. Интегративное качество «Любознательный, активный» : проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх, интересуется собой (кто я, сведениями о себе, о своем прошлом, проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, участвует в сезонных наблюдениях. Любит слушать новые сказки, рассказы. Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации, с удовольствие участвует в выставках детских работ.
3. Интегративное качество «Эмоционально-отзывчивый» : умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей, дает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Таким образом, необходимо отметить, что с помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения ребенка в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические диагностики, которые позволяют определить уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка, позволяет выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальную работу для максимального раскрытия детского потенциала детской личности. Мониторинг детского развития осуществляется с использование метода наблюдения, тестовых методик.
В ходе мониторинга детского развития воспитатели заполняют таблицу «Мониторинг детского развития», в которой фиксируется уровень развития интегративных качеств, определенных в промежуточных и итоговых результатах освоения Программы.
1.6. Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребё нка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складывается предпосылки грамотности;
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонения наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Промежуточные результаты: используем мониторинг (проводятся два раза в год – сентябрь, май; диагностика, наблюдения, беседы, эксперимент).
Данная программа предназначена для детей от 3 до 4 лет группы общеразвивающей направленности. Программа рассчитана на 1 год.