Анна Паутова
Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5–7 лет. Беседа по картине И. Левитана «Весна — большая вода»
▼ Скачать
Конспект занятия
«Художественно-эстетическое развитие». Беседа по картине И. Левитана «Весна» - большая вода. (ФГОС)
Задачи:
«Художественное творчество» - развивать художественное восприятие пейзажных картин, цветосочетания весенней природы; продолжать развивать умение изображать разные деревья; закреплять навыки рисования гуашью, умение детей пользоваться кистью; развивать способность придумывать сюжет для изображения.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5–7 лет, Беседа по картине И, Левитана „Весна — большая вода“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Беседы о весне
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картины «Март» и «Весна»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
«Коммуникация» - развивать связную речь, умение поддерживать беседу; побуждать детей высказывать свою точку зрения; активизировать словарь детей (называя цветов спектра).
«Познание» - продолжать расширять представление детей о многообразии окружающего мира; формировать умение их дифференцировать; расширять знания детей о весенних изменениях в природе.
«Чтение художественной литературы» - продолжать развивать умение внимательно и заинтересованно слушать стихотворения; воспитывать чуткость к художественному слову.
«Здоровье» - следить за осанкой и двигательной активностью детей.
«Социализация» - развивать умение детей делиться на команды для решения дидактических задач; закреплять умение выполнять правила игры.
«Музыка» - формировать умение слушать (звуки весеннего леса).
Материалы и оборудование:
Репродукция Левитана, фотографии весенних пейзажей, аудиозапись «звуки весеннего леса», конверты с дугами из цветного картона, изображения, цветные карточки холодных и теплых оттенков, листы белой бумаги (альбомный лист, кисти, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.
Ход занятия:
Вводная часть.
Слушание музыки А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»
Педагог: Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? О чем она?
Дети слушают отрывок из произведения «Весна» А. Вивальди, вспоминают название и композитора.
Педагог: Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она?
Дети отвечают: долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая и т. п.
Педагог: Послушайте, как писал о весне поэт И. С. Никитин.
Зачитывает четверостишие:
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.
Дети слушают.
Педагог: Какое настроение хотел донести до нас поэт? Да, весна несет всем людям радость жизни и творчества. поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
Дети делятся впечатлениями о весне, определяют настроение (радостное, веселое).
Основная часть.
Педагог: Сейчас я покажу вам картину, которую нарисовал И. И. Левитан. Почувствовать красоту этой картины нам поможет произведение П. И. Чайковского «Апрель». Вы подумайте и попробуйте продолжить, как же можно назвать его картину? (Выставляет репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Дети рассматривают картину под сопровождение отрывка из пьесы П. И. Чайковского «Апрель» и предлагают варианты названий.
Педагог: Называется она «Весна. Большая вода».
Педагог: Скажите, как называется эта картина, кто ее автор?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог побуждает детей к высказыванию своего мнения: Почему картина называется «Весна. Большая вода».
Дети высказывают свое мнение (Картина называется так, потому что художник изобразил разлив реки, большое весеннее половодье).
Педагог: Какими словами можно рассказать о воде, какая она?
Дети высказывают свои предположения (Вода прозрачная, спокойная, обильная, холодная).
Педагог: Что можно сказать о небе?
Дети отвечают: По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну.
Педагог: Как художник изобразил деревья на картине? Какие деревья, кроме берёзок, вы видите? (На картине кроме берёзок мы видим ель и старую осину).
Дети отвечают: Деревья затопила разлившаяся вода. Тонкие молодые берёзки отражаются в чистой воде, как в зеркале. Одна берёзка изогнулась.
Педагог: Как художник изобразил деревья, что слева на берегу?
Верно, они будто замерзли в ледяной талой воде и хотят согреться, прижавшись друг к другу.
Что художник изобразил на переднем плане картины?
Такая маленькая лодочка, выдолбленная из цельного куска дерева называется челнок.
Дети отвечают: На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой.
Педагог: Как вы думаете, как она здесь оказалась?
Дети отвечают: Наверное, его унесло течением.
Педагог: Что художник изобразил на дальнем плане картины?
Дети отвечают: На дальнем плане картины, сквозь рощу видны маленькие домики. Некоторые из них затопила вода.
Педагог: Какой день изображен на картине? Почему вы так думаете?
Дети отвечают: На картине изображен ясный солнечный, безветренный день.
Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики.
Растаял снег, небо отразилось в воде, и всё стало голубым. Стоит солнечный день.
Педагог: Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года?
Дети определяют, какие краски использовал художник (Все оттенки голубого, коричневого, желтого, белого).
Педагог: Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Дети высказывают своё мнение: Глядя на картину, я чувствую радость: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.
Педагог: Какие из народных примет, пословиц и поговорок можно использовать, рассматривая картину?
Дети по очереди называют приметы и пословицы о весне (Как зима не злится, а весне покорится. Апрель с водой – май с травой. Апрельские ручьи землю будят. Мокрый апрель – хорошая пашня. Синие облака в апреле – к теплу и дождю. Из берёзы течет много сока – к дождливому лету. Щедра весна на тепло, да скупа на время. Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно – к мокрому лету).
Педагог: Вокруг нашего села, нашей школы много интересных и красивых мест, которые чем-то напоминают картины И. И. Левитана. Многие из них вы видели на прогулках.
Дети делятся впечатлениями о прогулках.
Заключительная часть.
Педагог подводит к выводам : Вы увидели картину родной природы, назвали много красивых слов, которые передают характер весны. Она дарит нам много радости, но чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, пруда, природу нужно любить и беречь.
Педагог побуждает детей к высказыванию своего мнения.
Педагог: О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятии по этой картине?
Дети формулируют выводы о картине (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы).
Педагог: Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить её красоту?
Дети формулируют выводы о бережном отношении и охране всего живого.
Педагог: Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого её уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан.