Наталья Александровна Никифорова
Рабочая программа воспитателя на среднюю группу на 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
(4–5 лет) №13
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе, характеристики особенностей развития детей
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с
Публикация «Рабочая программа воспитателя на среднюю группу на 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
образовательными областями.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.3. Комплексно-тематическое планирование
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
2.5. Иные характеристики содержания Программы
2.6. Часть Программы, формируемая воспитателем
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
3.3. Распорядок и/или режим дня
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.4.1. Примерное годовое тематическое планирование
3.5. Особенности организации развивающей предметно – пространственной
среды.
4. СИСТЕМА МАНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплин в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Рабочая программа является составной частью Образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти, разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г., с учетом регионального компонента и приоритетных направлений ДОУ. Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшей группы общеобразовательной направленности.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
• Конвенции о правах ребенка;
• Федерального закона РФ «Об образовании»;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача России от 15 мая 2013 г. № 2 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи педагогической деятельности:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании
• образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Самарской области.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) (п. 1.4.) Программа, а также организация на ее основе воспитательно-образовательного процесса базируется на следующих принципах
.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях; резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются: Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила.
Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать, начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
В нашей средней группе 25 детей из них 14 девочек, 11 мальчиков. Дети нашей группы очень активные и современно развитые дети. Многие дети, особенно, мальчики хорошо развиты физически. Это Мансуров Айрат, Василькинн Глеб, Пустобаев Макар, Захаров Руслан, Охотников Рома. Из девочек можно выделить Петухову Соню, Полянскую Виолетту, Вешнякову Сашу. Физическое развитие связано не только с природными данными детей, но и с тем, что дети посещают спортивные занятия и секции вне детского сада. Мансуров Айрат – футбол, Василькин Глеб – плавание, Петухова Соня – танцы, Вешнякова Саша - легкую отлетику.
Такие дети как Хохлова Даша, Тумаева Лиза, Ледяев Ярослав, Сиротинина Соня активно проявляют себя в творчестве. Детям очень нравятся музыкальные занятия, изодеятельность. Дети с удовольствием поют, танцуют, выполняют танцевальные движения, где проявляется выразительность, желание выполнить хорошо, стремление научиться и сделать лучше. Тумаева Лиза посещает изостудию для дошкольников.
У таких детей как Маликов Платон, Вешнякова Саша, Нифадов Матвей хорошо развито логическое и образное мышление. Дети легко и быстро справляются с полученными заданиями, проявляют интерес к новым.
Смолина Аделина самый младший ребенок в нашей группе разница с другими детьми 8-10 месяцев, что очень заметно, но девочка очень любознательная, активная везде и всегда проявляет инициативу, что положительно сказывается на ее всестороннем развитии.
Мальчики в нашей группе в самостоятельной деятельности активно играют с различным строительным материалом, спортивным инвентарем, машинами. Дети сооружают сложные постройки по своему воображению, обыгрывают их. Девочки предпочитают настольные и сюжетные игры. В процессе игры можно наблюдать, как дети пытаются проживать взятую на себя роль, соответствовать ей.
В средней группе мы продолжим всесторонне развивать и воспитывать детей. Продолжим развивать физическую и умственную активность детей при помощи здоровосберегающих и информационно-коммуникативных технологий.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель содействовать становлению ребенка как личности
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Здоровьесберегающие технологии - направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:
• они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
• они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;
• они могут знакомить с культурой здоровья;
• они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
• они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).
Технологии проектной деятельности Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.
Проекты различаются:
• по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
• по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
• по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
• по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Технологии исследовательской деятельности Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
• наблюдения;
• беседы;
• опыты;
• дидактические игры;
• моделирование ситуаций;
• трудовые поручения, действия.
Иформационно-коммуникационные технологии - получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».
Личностно-ориентированные технологии - обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
• которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
• которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
• которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
• Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.
Технология культурных практик (коллекционирование) представляет собой определенную последовательность действий, операций по:
• разработке содержания культурных практик;
• включению детей в процесс восприятия, ознакомления, освоения культурных практик;
• обеспечению присвоения, интериоризации детьми определенных убеждений и моделей поведения как объекта идентификации;
• рефлексию.
Цель технологии культурных практик – проектирование образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста направленности на мир взрослых (мир общественных отношений, мир семьи) в процессе освоения культурных практик.
В своей работе с детьми мы стареемся использовать современные технологии.
Особенно актуальны для работы с детьми среднего возраста здоровосберегающие и игровые технологии. В своей практической деятельности стремимся привить детям знания о здоровом образе жизни, которые они смогут применять в жизни. С помощью игровых технологий развиваем у детей умение строить игру, умение общаться со сверстниками, находить решения в тех или иных игровых ситуациях. Также всю остальную образовательную деятельность проводим с помощью различных форм, методов, приемов, которые дают возможность достичь намеченных целей.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?
Основные задачи взаимодействия педагогов с семьей:
• изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном воспитании дошкольников;
• создание в группе условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основными формами работы с родителями являются:
Традиционные: общие и групповые родительские собрания, консультирование, анкетирование родителей, посещение семей воспитанников на дому, консультирование, анкетирование родителей, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, совместные экскурсии, праздники,
дни открытых дверей, дни общения, дни добрых дел, оформление информационных стендов, буклетов, выпуск ежемесячной газеты «Почемучки».
Нетрадиционные формы общения с родителями:- презентация группы,
семинары – практикумы, конференции родителей и воспитателей, выпуск тематических журналов, выпуск ежемесячной газеты «Почемучки, встречи в «Дошкольной гостиной группы», занятия с участием родителей, «Родительские ринги», «Интеллектуальные игры», «Банки идей», участие родителей в творческих конкурсах, телефон доверия (телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними, почта доверия, электронный адрес помощи,
совместное сотворчество родителей и воспитателя в разработке портфолио группы и каждого ребёнка, электронное портфолио на каждого ребёнка
бюллетень, еженедельные записки, неформальные записки, газеты, журналы, личные блокноты, доска объявлений, ящик для предложений.
В своей работе с родителями мы ставим целью приобщить родителей принимать активное участие в жизни своего ребенка. Стараемся помочь им в этом при помощи различных групповых праздников, конкурсов, спортивных мероприятий. На консультациях, круглых столах, индивидуальных беседах рассказываем о специфике детской психики, о особенностях развития ребенка на том или ином этапе, знаком родителей с играми, детской литературой, другой досуговой деятельность которой они могут заняться со своими детьми дома