Ирина Назарова
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — гражданин России»
▼ Скачать
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин России» является формирование следующих умений:
• внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (яв-ления, события, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности „Я — гражданин России“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• положительная мотивация учебной деятельности;
• самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
• навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• сознание необходимости получения знаний, как средств реализации комму-никативных умений и навыков;
• формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни;
• уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
• осознание ответственности человека за общее благополучие;
• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т. д.);
• способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
• совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• использование речи для регуляции своего действия;
2. Познавательные УУД:
• добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником, необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
• перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
• овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
• извлекать необходимую информацию из материалов ГИБДД и других информационных источников;
• знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
• устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе.
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4. Личностные УУД:
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• осознание себя членом общества и государства самоопределение своей рос-сийской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
• осознание ответственности за общее благополучие;
• развитие этических чувств;
• установка на здоровый образ жизни;
• самооценка.
• принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
• уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
• начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности для 2-х классов.
Моя Малая Родина (34 ч.)
1.“Я и я”(5ч)
Я – ученик и мой портфель. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе, мой сосед по парте. Подумай о других.
Формы реализации: игры на развитие произвольных процессов, беседы.
2.“Я и семья”(5ч)
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков «Моя семья».
Формы реализации: проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, конкурсы.
3.“Я и культура”(4ч)
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Экскурсия в музей. Что посеешь, то и пожнешь.
Формы реализации: посещение районной библиотеки, заочные путешествия. 4.“Я и школа”(9ч).
Мои права и обязанности. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. По каким правилам мы живем в школе? Укрась территорию своей школы. Формы реализации: проект благоустройства своими руками территории школы.
Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.
Сигналы светофора и дорожные знаки. Практическое занятие (экскурсии, настольные игры).
Формы реализации: экскурсии по посёлку, сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.
5.“Я и мое Отечество”(7ч)
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. След Великой Отечественной войны в жизни родного края.
Герои Советского союза – наши земляки. Маленькие герои большой войны.
Формы реализации: конкурсы рисунков. Творческие проекты, презентации
6.“Я и планета”(4ч)
Знай и люби свой край, экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи.
Формы реализации: акции благотворительности, милосердия, конкурс рисунков «Птицы - наши друзья»
Итоговая работа: тест.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности для 3-х классов
Россия – Родина моя (34 ч.)
1.“Я и я”(4ч)
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Что значит, быть человеком!
Формы реализации: диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ.
2.“Я и семья”(5ч)
В гостях у предков, откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.
Формы реализации: творческие проекты, презентации. Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
3.“Я и культура”(4ч)
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Встреча с местными поэтами.
Формы реализации: экскурсии в музей, творческие проекты, презентации, встречи с писателями.
4.“Я и школа”(9ч)
Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Каков я в школе? Наша школа в будущем Формы реализации: конкурс рисунков о школе.
Вежливая улица. Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист. Опасности на дорогах (опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части). Встреча с инспектором. Правила дорожного движения.
Формы реализации: проведение игр, викторин по ПДД, беседы, встречи с сотрудниками ГИБДД.
5.“Я и мое Отечество”(7ч)
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Путешествие по стране. Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время.
Формы реализации: конкурс рисунков о войне, наблюдение учащихся за событиями в городе, стране, интеллектуально-познавательные игры.
6.“Я и планета”(5ч)
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Формы реализации: беседы, викторины.
Итоговая работа: конкурс сочинений, рисунков, тест.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности для 4-х классов
Я – гражданин России (34 ч.)
1.“Я и я”(4ч)
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
Формы реализации: творческие проекты, презентации, викторины.
2.“Я и семья”(5ч)
День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Формы реализации: проведение выставок семейного художественного творчества, сюжетно-ролевые продуктивные игры.
3.“Я и культура”(4ч)
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Формы реализации: беседы, литературная гостиная, викторины, проекты.
4.“Я и школа”(9ч)
Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Формы реализации: конкурс рисунков о школе.
Безопасность пешеходов.
Формы реализации: инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку». Виды транспортных средств, проезд специальных транспортных средств (презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению). Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т. п. Знаем ли мы правила дорожного движения.
Формы реализации: игра-викторина.
Дорожные знаки и их группы (история возникновения и развития дорожных знаков). Где можно и где нельзя играть (Выступление перед детьми детского сада).
Формы реализации: театрализованное представление, беседы, рейды с сотрудниками ГИБДД, акции.
5.“Я и мое Отечество”(7ч)
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».
Формы реализации: круглый стол, обсуждение книги.
Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои.
Формы реализации: конкурс рисунков о войне, диспуты, просмотр и обсуждение фильмов, викторины.
6.“Я и планета”(5ч)
В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Формы реализации: трудовой десант, викторина, проекты, интеллектуальные игры.
Итоговая работа: конкурс экологических сказок, стихотворений, тест.
Результаты деятельности по программе.
Результативность деятельности программы просматривается:
в уменьшении случаев нарушения правил дорожного движения детьми.
в увеличении занятости детей во внеурочное время.
в росте мастерства, творческой активности учащихся.
в развитии и укреплении знаний по ПДД.
в увеличении заинтересованности учащихся в школьных делах.
в активном участии детей во всероссийских, областных, районных, школьных конкурсах и мероприятиях.