Зоя Сергеевна
Рабочая программа учителя-логопеда на учебный год (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
на 2023-2024 учебный год(2часть)
Возраст детей: 7– 9лет
Срок реализации 1 год.
Составитель: Голева З. С. ,учитель-логопед
4) Содержание
Содержание программы разделено на 2 блока:
Блок I. Коррекция звукопроизношения.
Блок II. Коррекция фонематического недоразвития речи.
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда на учебный год (2 часть)» размещена в разделах
Эти два блока учитель-логопед использует параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Блок I «Коррекция звукопроизношения».
В обязанности учителя - логопеда входит проведение коррекционной и профилактической работы с детьми.
Коррекционную работу логопед проводит в течение года с зачисленными детьми с фонетико-фонематическими и фонетическими нарушениями речи. Занятия можно условно разделить на занятия подготовительного и основного этапов.
Цель подготовительного этапа — вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этапа.
Занятия основного этапа учитель-логопед составляет самостоятельно в зависимости от состава детей временной речевой группы.
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы:
I этап – Подготовительный (3-6 часов).
Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);
г) развитие мелкой моторики;
д) развитие физиологического и речевого дыхания;
е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. (Коноваленко 1998)
II этап.. Формирование произносительных умений и навыков (6-36 часов)
Задачи
- устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
На этом этапе осуществляется:
1. Знакомство с артикуляцией звука;
2. Постановка звука;
3. Коррекция звука;
4. Автоматизация поставленного звука.
Постановка звуков проводится в такой последовательности:
1. Свистящие [c], [з], [ц], [с’], [з’].
2. Шипящий [ш].
3. Соноры [л], [л’].
4. Шипящий [ж].
5. Соноры [р], [р’].
6. Аффрикаты [ч], [ц].
7. Шипящий [щ]
Данная последовательность определена естественным (физиоло-гическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998)
Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей.
Автоматизация поставленного звука осуществляется:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
Автоматизация поставленных звуков в словах рекомендуется проводить в следующей последовательности:
а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С’], [3’], [Л’] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных.
б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) [Р], [Р’] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы ин-дивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успеш-ному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
Вследствие того, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, выявляется недостаточная сформированность мелкой моторики, психических функций и общеречевых навыков (словарный запас, лексико-грамматический строй речи и фонематические процессы, то необходимо их развивать на логопедических занятиях с детьми. Это создаст благоприятные предпосылки для развития устной речи и овладения письменной речью. Данное положение отражено в тематическом плане данного блока.
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие (Богомолова, 1994) :
1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.
2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.
3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.
4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь. (Богомолова, 1994)
В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в соответствии с концепцией, предложенной В. А. Ковшиковым (1995) :
- активизация слухового внимания;
- выделение звука на фоне других звуков;
- выделение звука на фоне слога;
- выделение звука на фоне слова;
- вычленение звука;
- определение места звука в слове;
- определение положения звука по отношению к другим звукам;
- определение последовательности звуков в слове;
- определение порядка следования звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
- составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез);
- операции фонематических представлений.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998) :
[С-3], [С-С’], [С-Ц], [С-Ш];
[Ж-3], [Ж-Ш];
[Ч-С], [Ч-Т’], [Ч-Щ];
[Щ-С’], [Щ- Т’], [Щ-Ч], [Щ-Ш];
[Р-Л], [Р-Р’], [Р’-Л’], [Р’-Й], [Л’-Л].
Блок I «Коррекция звукопроизношения»
Направление коррекционной работы Содержание коррекционной работы Кол-во
часов
I этап. Подготовительный.
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Специальный комплекс артикуляционных упражнений.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие физиологического и речевого дыхания.
- Выработка плавного и длительного выдоха.
- Работа над силой выдоха.
- Активизация познавательных процессов.
- Развитие слухового внимания, памяти.
- Развитие фонематического восприятия (см. блокII) 3-6
II этап.. Формирование произносительных умений и навыков
1. Знакомство с артикуляцией звука.
2. Коррекция звука.
3. Автоматизация поставленного звука:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в спонтанной речи
- Развитие пространственной ориентировки.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие тактильного восприятия.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие фонематического восприятия (см. блокII).
- Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.
- Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений - см. блокII)
- Развитие слухоречевой памяти.
- Развитие логического мышления.
- Активизация словарного запаса.
- Развитие навыков словообразования.
- Развитие навыков словоизменения.
- Развитие связной речи.
- Формирование языкового чутья.
- Развитие навыков самоконтроля 6 - 36
Итого: 9 - 42
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
Темы Коли-чество
часов Содержание работы
Формирование и развитие фонематического восприятия и представлений.
1. Активация слухового внимания
1 Игра «Найди игрушку»(со звучащими игрушками, «Узнай по голосу»(узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка, узнавание музыкальных инструментов по их звучанию, «Угадай слово» (в котором не достает звука) и т. п.
2. Выделение звука из ряда других звуков 1-2 Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т. д.
3. Выделение звука на фоне слога 1-2 Совершенствование слухового внимания путем реагирования детьми лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т. д. Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам
4. Выделение звука на фоне слова 1-3 Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т. д. Сложным и особо значимым в данном случае вариантом операции является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками
5. Вычленение звука
1-3 Детям предлагается слово, в котором они должны назвать последний и/или первый звук слова. Особое внимание уделяется словам, которые в своем составе содержат 2 или большее число смешиваемых звуков, а также рядам слов-квазиомонимов. Например, при смешении звуков (ш)-(т) : шут, шест, тушь; грош, грот; марш, март и т. д.
6. Определение места звука в слове
1-3 Педагог выделяет какой-либо звук, дети определяют, где он находиться в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце или 3) в середине. Легкий вариант заданий – выделенный звук встречается в слове 1 раз, трудный – звук встречается несколько раз. Трудным является и вариант, когда в слове одновременно находятся два и более смешиваемых звука
7. Определение положения звука по отношению к другим звукам
2-4 Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенок должен назвать, какой или какие звуки находятся перед и после выделенного звука
8. Определение последовательности звуков в слове.
2-4 Логопед произносит слово, ребенок последовательно произносит все звуки в слове. На первых этапах работы, чтобы не создавать у детей дополнительных трудностей, им нужно предлагать слова без редуцированных звуков. Следует придерживаться полного стиля их произношения. Для заданий подбираются слова со сме6шиваемыми звуками
9. Определение порядка следования звуков в слове
2-4 Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить, каковым по порядку следования является этот звук: первым, третьим и т. д. Другой вариант операции: педагог произносит слово и просит дошкольника назвать в слове определенный по счету звук
10. Определение количества звуков в слове
2-4 Педагог произносит слово, ребенок определяет количество составляющих его звуков. На первых этапах работы подаются слова без редуцированных звуков и с полным стилем произношения
11. Составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез) 2-4 Педагог в должной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок составляет из них слова. Условия формирования этой операции могут иметь разную сложность. Легкие, - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные, - когда паузы между подаваемыми звуками продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами-раздражителями. В начале формирования этой операции, как и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков
12. Операции фонематических представлений
4-8
Собственно дифференциация фонем
- выделение звука на фоне слова;
- различение слов квазиомонимов при их слуховом восприятии и назывании (обозначении) явления действительности;
- называние пар картинок, включающих в свои названия трудные для различения звуки, для формирования различения звуков в экспрессивной речи
Формирование фонематических обобщений
- раскладывание картинок на группы (2, 3 и более – в зависимости от педагогических целей, названия которых включает дифференцируемые звуки;
- придумывание детьми слов, включающих тот или иной звук (звуки) : 1) «свободное» придумывание вне зависимости от положения звуков в слове и последовательности слов в этом задании; 2) «связанное», «ограниченное» придумывание, т. е. ограниченное каким-то жестким условием, например, придумать (произнести) слова по аналогии: шайка – сайка, шутки – сутки и т. п.
- определение «лишнего» звука в ряду других звуков (например, (р) (р) (л) (р);
- замена звуков в словах с последующим объяснением их значений;
- разные варианты речевого лото (например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия, которых включают звонкие звуки);
- выбор должного слова с опорой на контекст
Итого 20-42
5) Длительность программы.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Ее продолжительность во многом обусловлена индивидуальными особенностями ребенка, определяющими интенсивность использования блоков.
Блок «Коррекция звукопроизношения» был разработан из расчёта 2 -3 академических часа в неделю на протяжении того времени, которое необходимо для коррекции звукопроизношения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и структуры его дефекта (9 – 42 занятий).
Блок «Коррекция фонематического недоразвития речи» рассчитан на 20-42 занятие от 2-3 академических часа в неделю.
6) Условия реализации программы.
-логопедический кабинет при МБДОУ, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами.
- Часто нарушение звукопроизношения характеризуется сложной структурой. Поэтому рекомендуется осуществлять комплексный подход при коррекции речи и привлечение других специалистов (невропатолога и психолога).
- Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо следующее оборудование: настенное и/или индивидуальные зеркала, шпатели, салфетки, приспособления для работы над силой выдоха, дидактический и игровой материал.
- Существенно сокращает время коррекции недостатков в развитии речи сотрудничество с семьей логопата.
В итоге логопедической работы дети должны :
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Заключение
Данная программа доступна к применению во временной речевой группе для детей младшего школьного возраста. С её помощью у детей сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
IV. Список литературы.
1 Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. -М. :Просвещение,1978
2Иванова Ю. В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы
3. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. -М. :ГНОМ и Д,2000
4. Л. И. Белякова., Гончарова Н. Н., Методика речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М. : «Книголюб» 2004
5. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб. : Библиополис, 1994.
6. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб. :Детство – ПРЕСС, 2007.
7. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2008
8. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль: 1998.
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов. – М. ГНОМ и Д, 2007.
10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. ГНОМ и Д, 2008
Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.
11. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М. : «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
12. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. – СПб. :1995
13. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников.
М., 1999.
14. Скворцова И. В. Логопедические игры. М. : ОЛМА, 2008.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
16. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : картотека пальчиковых игр. СПб. : КАРО 2010.
17. Баскакина И. В. Лынская М. И. Логопедические игры. М. : АЙРИС ПРЕСС,
2008
18. Пожиленко Е. А Методические рекомендации по постановке у детей звуков. Пособие для логопедов. –СПб. : КАРО, 2009
19. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – С-Пб. : Литера, 2007.
20. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. – СПб. : 2006.
21. Н. В. Курдвановская. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. -М. :Сфера,2007
22. Э. Ф. Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. -Волгоград : Учитель,2011
23. О. В. Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия. -Волгоград:Учитель,2011
24. О. Б. иншакова. Альбом для логопеда. -М. :Владос,2003
25. О. И. Крупенчук. Пальчиковые игры для детей. С. П. :Литера,2005
26. О. С. Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. -М. :Сфера,2007
27. Журнал “Логопед”
28. Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)
г. Лебедянь
2023 г.