Мария Селянинова
Программа кружка «Мукосолька» для детей подготовительной к школе группы на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка, и, в дальнейшем, подготовке к школе. Культура, быт, искусство является могучим источником умственного воспитания, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Ведь мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-другому, многое заново открывать и переоценивать. И в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое знаем поверхностно. Целесообразно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и родного края. Поэтому важным моментом в воспитании детей становится целенаправленное возрождение народных ремесел. Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой таланты. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходит знакомство детей с истоками русской народной культуры.
Публикация «Программа кружка „Мукосолька“ для детей подготовительной к школе группы на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
Актуальность:
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста — упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. "Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.
Считалась, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия и достатка в семье.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: этот экологически чистый материал практически не пачкает руки, и с ним легко работать. Оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечно. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом, что очень важно для поступления в школу. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение.
Цель:
•Развитие художественных способностей и приобщение к истокам русской национальной культуры через лепку из соленого теста
Задачи:
•познакомить детей с историей возникновения промысла
•выработать необходимые практические умения и навыки
•развивать фантазию, воображение, пространственное мышление
•формировать художественно-эстетический вкус
•развивать мелкую моторику рук и готовность руки к школе
•воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его
•налаживать межличностные отношения детей
•помогать детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми
Принципы:
•сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности
•цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением
•принцип обогащения сенсорного опыта
•личностно-ориентированный подход
•принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности
Методы:
•наглядные (показ, образцы поделок, иллюстрации)
•словесные (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
•практические
Оборудование:
•соленое тесто
•стеки
•кисти
•краска гуашь/акварель
•шаблоны
•природный и бросовый материал
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
•необходимые инструменты и материалы
•основные этапы изготовления изделий
•основные приемы лепки, технологию выполнения
•правила безопасной работы во время изготовления изделий
И уметь:
•использовать инструменты для работы
•соединять детали в готовое изделие
•составлять композицию из отдельных элементов
•сушить изделие
•гармонично сочетать цвет
•организовывать рабочее место
Критерии:
•окрепшая моторика рук
•возрастающий уровень авторских работ.
•скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения
•оригинальность предлагаемых художественных решений
•участие в выставках
Высокий (творческий) – ищет решение самостоятельно, стремится к выразительности образов, создает удачную композицию, передавая особенности формы, пропорций, динамику.
Средний (по образцу) – обследует образец, сравнивает свою работу с образом, доводит работу до конца, работа вызывает удовлетворение.
Низкий (на уровне восприятия) – несамостоятелен в процессе работы, не доводит работу до конца, не соблюдает пропорции, создает неудачные композиции.
Формами подведения итогов являются:
Выставки детских работ
Мастер-класс для родителей
Учебно-тематический план:
]Октябрь:
1-2* "Грибная полянка".
Добиваться большой точности в передаче формы (углубление в шляпке, утолщение в ножке, развивать композиционные умения.
3-4. "У лукоморья дуб зеленый" (коллективная работа в рамках проекта «Наш Пушкин»)
Вызвать интерес к сказкам А. С. Пушкина, развивать воображение, творческие навыки, умение работать в коллективе. Привлечь родителей к изготовлению.
Ноябрь:
1-2-3 "Портрет мамы" ко Дню матери. Оформление в рамочку.
Сочетание с рисованием. Учить детей обдумывать свой замысел, делать эскиз, готовить рабочее место и необходимые материалы.
Декабрь:
1-2. "Новогодние украшения".
Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать звезды по шаблону, обрабатывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просушки, развивать фантазию, творчество.
3-4. "Дед Мороз и Снегурочка"
Поддерживать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде и т. д.)
Январь:
1-2. "Зима в лесу"
(коллективная работа) Воспитывать умения работать в коллективе над общим замыслом. Работа по композиции. Закрепить понятие «холодные цвета».
Февраль:
1-2. "Золотая рыбка" (по сказке А. С. Пушкина)
Развивать композиционные умения, передавать в лепке выразительные особенности сказочной рыбки: округлую или удлиненную форму туловища с красивыми по форме плавниками и хвостом, с большими глазами и ритмично расположенными чешуйками
3-4. "Брелок для папы"
Помочь детям испытать удовлетворение от своей работы, закрепить понятие «сувенир».
Март:
1-2. "Подвеска-цветок к 8 марта"
Воспитывать любовь к близким людям, желание порадовать их. Самостоятельно подобрать цвета.
3-4. "Яички в гнездышке"
Закрепить ленточный способ лепки в сочетании с диском.
Апрель:
1-2. "Космодром"
Обращать свое внимание на иллюстрации с изображением ракеты в космосе. Развивать фантазию, воображение детей, мелкую моторику.
3-4. "Лебедь белая плывет"
(По сказке А. С. Пушкина)
Передать сказочный образ царевны-лебедя, красивый изгиб шеи, динамику.
]Май:
1. "Лепка букв из цветного теста"
Преобразовывать жгутики в знакомые буквы, добиваться ровной и гладкой поверхности
2-3. "Слепи что хочешь"
Поддерживать творческие проявления детей, умение воплощать свой замысел.
*первое занятие-непосредственно лепка; после просушки изделия, на втором занятии - работа с красками.
Литература:
1. И. А. Лыкова /Мы лепили, мы играли/ ООО «Карапуз – дидактика» 2007
2. Б. Халезова, Н. А. Курочкина /Лепка в детском саду/ М., «Просвещение» 1985
3. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко /Лепим поделки и сувениры/ Ростов-на-Дону «Феникс» 2009
4. И. Кискальт /Соленое тесто/ М., «Аст – пресс» 2002