Гульнися Хусяинова
Программа саморазвития на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Улучшить общую двигательную активность.
3. Содействовать нормализации речевой функции.
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Публикация «Программа саморазвития на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчё тности:
• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
• Провести анкетирование родителей.
• Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем и т. д.
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО
• рисование по трафаретам
• дорисовка (по принципу симметрии)
• дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы :
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
6. Кольцова М. М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
10. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
11. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
12. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
13. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
14. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
15. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
16. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,
выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
Название мероприятия время проведения. В течении года.
Сентябрь
Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»
Октябрь
Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».
Ноябрь
Работа с родителями Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Декабрь
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей
Январь
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»
Февраль
Семинар-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» февраль
Март
Мастер-класс «Волшебные пальчики»
«Круглый стол» – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук.
Апрель
Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте
Май
Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для малышей»
Работа с детьми включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.
Листки-памятки:
«Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости»,
«Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»,
«Как развить мелкую мускулатуру рук»,
«Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук»,
«Игровой самомассаж для кистей и пальцев»,
«Чтобы пальчики писали.»;
Использование игр:
• "Спрячь в ладошке",
• "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы,
• "Непослушные колечки" (игра в пирамидку,
• "Забавные шнурки",
• "Пришей пуговицу",
• "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок,
• "Одеваем кукол",
• "Поиграй на пианино",
• "Пальчиковый театр", В течении года