Падий Наталья
Рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС на 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждена:
На педагогическом совете
Протокол от
№ ___
Заведующим МБДОУ № 35
___ Карпенко Н. Е.
«Рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) в соответствии с ФГОС» на 2016-2017 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 посёлка Первомайский Новопокровского района
Воспитатель: Падий Н. Г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Публикация «Рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС на 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
1.1 Пояснительная записка….3
Цель и задачи основной образовательной программы…5
Принципы и подходы в организации образовательного процесса. 6
Содержание психолого-педагогической работы…. 9
Особенности образовательного процесса в группе…11
Возрастные и индивидуальные особенности группы….12
1.2 .Планируемые результаты…14
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план реализации ООП в средней группе МБДОУ «Детский сад № 119»…. ….16
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в средней группе….…. 19
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в средней группе….23
2.4. Взаимодействие с семьей, социумом….…. 25
2.5. План работы (перспективное планирование, календарно-тематическое планирование, музейная деятельность …32
III .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Оформление предметно-пространственной среды….58
3.2. Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей) …. 74
3.3. Перечень методических пособий…. 61
Приложения…78
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа для детей средней группы № 3 «Березоньки» на 2016-2017 учебный год разработана с учетом программы : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Рабочая программа создана с учетом нормативными документами федерального уровня и локальными актами МБДОУ «Детский сад №119» :
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Конвенция о правах ребенка от 13 июня 1990 г. № 1559-1;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Мин. обр. науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Мин. обр. науки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
• План действий по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 31.12.13.
Образовательная деятельность построена на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (одну неделю). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались образовательные области:
• «Физическое развитие»
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
Цель и задачи основной образовательной программы.
ЦЕЛЬ: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для реализации целей Программы первостепенное значение имеет решение следующих ЗАДАЧ:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
• обеспечение качественного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, возможностей и способностей детей.
• оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
• повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного образования.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Программа опирается на важнейший дидактический принцип — развивающего обучения и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
При формировании и реализации программы учитывались принципы:
• гуманизации,
• дифференциации и индивидуализации,
• непрерывности образования.
Отражение принципа гуманизации через:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Принцип непрерывности образования.
Содержание психолого-педагогической работы.
Смотреть примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под научной редакцией Н. В. Вераксы стр. 46-128
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. ДОО работает в условиях полного 12 часового рабочего дня. Непосредственно образовательная деятельность проводится с воспитанниками с сентября по май. В середине года (январь) для детей организовываются недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В летний период непосредственно образовательная деятельность не проводится (проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, а также увеличивается продолжительность прогулок.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.
Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под научной редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
МБДОУ находится в отдельно стоящем двухэтажном здании. В группе нет ярко выраженных национально-культурных, демографических, климатических и других особенностей осуществления образовательного процесса. Мы ориентированы на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке ребенка к жизни в современном обществе.
Территориальное расположение: в новом жилом районе Советского района. В микрорайоне есть «Тепличный комбинат», в котором выращиваются овощи, цветы. Открыт торговый центр. В микрорайоне есть лесопарковые зоны, в шаговой доступности река Дон, на берегу которой находится яблоневый сад.
В рамках расширения образовательного пространства детей осуществляется сотрудничество:
• Городская Детская Поликлиника № 10 Советского Района г. Воронеж.
• МОУ СОШ № 84
• Воронежский Государственный театр кукол «Шут».
• Центр детского творчества, МОУ «Семицветик»
• Центр развития матери и ребенка «Теремок».
Организованная образовательная деятельность для детей 4-5 лет-среднего возраста.
Части дня Поне-
дельник Вторник Среда Чет-
верг Пятни-
ца Продолж
тельность
Первая половина дня
2
2
2
2
2 20 мин
(4-5 лет).
Вторая половина дня
1
1
-
-
- 20 мин( 4-5 лет).
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности.
Базовый вид деятельности Периодичность
Чтение художественной литературы ежедневно
Конструктивно-модельная деятельность 1 раз в неделю
Игровая деятельность ежедневно
Общение при проведении режимных моментов ежедневно
Дежурства ежедневно
Прогулки ежедневно
Театрализованная деятельность, уголки ряжения ежедневно
Посиделки в музее «Жили-были» 1 раз в 2 месяца
Игры в сенсорной комнате 1 раз в месяц
Базовый вид деятельности Периодичность
Самостоятельная игра ежедневно
Познавательно-исследовательская деятельность ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно
Возраст детей Регламентируемая
Деятельность, ч. Не регламентируемая деятельность, ч.
НОД совместная самостоятельная
4-5 2 занятия по 20 мин. 7 – 7,5 3 - 4
Оздоровительная работа.
В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов двигательной деятельности.
Формы организации двигательного режима.
Ранний возраст и младшие группы.
Утренняя гимнастика 8-10 мин
Гимнастика после дневного сна 8-10 мин по мере пробуждения
Подвижные игры 10-20 мин
Спортивные игры 8-10 мин
Спортивные упражнения 5 мин
Физкультминутка Ежедневно2-3 мин
Пальчиковая гимнастика Ежедневно2 раза в течение дня 3 мин
Индивидуальная работа по закреплению ОВД 10-15 мин
Экскурсии 1 раз в неделю 15-30 мин
Физкультурные занятия 3 раза в неделю
Особенности образовательного процесса в группе.
В нашей группе 35 детей, из них 20 мальчиков и 15 девочек.
Пребывание детей в группе №3 определяется циклограммой организации образовательной деятельности по возрастным группам и режимом дня жизнедеятельности воспитанников, режимом двигательной активности и системой оздоровительных мероприятий, образовательным планом.
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим дня.
В своей работе мы стремимся, чтобы дети к 5 годам научились осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения, чтобы уверенно владели культурой самообслуживания. Наша цель сформировать познавательную активность, развить умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, научить правильно пользовались столовыми предметами во время еды. Умение общаться с окружающими, проявлять внимание и заботу, бережно относились к природе, чтобы у детей сформировалось представление о трудолюбии как положительной черте характера человека.
На начало учебного года был проведен анализ социального статуса семей. Из них 30 детей воспитываются в полной семье,4 ребенка в многодетной семье, и 3 в неполной семье.
Основной состав родителей среднеобеспеченные, с высшим (46) и средним профессиональным (23) образованием.
Основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях города. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями г. Воронежа. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы.
Психофизическое здоровье контингента воспитанников:
Классификация болезней Количество детей %
ЧБД 2 5%
Болезни органов дыхания -
Болезни ЛОР-органов -
Болезни органов пищеварения -
Болезни МПС -
Болезни кожи и подкожной системы 1 2.5%
Болезни ЦНС 2 5%
Болезни глаз 5 12.5%
Болезни КМС (плоскостопие) 4 10%
Болезни ССС 6 15%
Количество всего детей : 35 Итого: 20 Итого:40%
В группе 14% (5 детей) имеют III группу здоровья, 52% (18 детей) - II основную физкультурную группу, 31% детей (12 человек) – I группу здоровья. 17 детей имеют высокий уровень детского развития, 16 детей средний, 2 ребенок — низкий уровень развития. Образовательный процесс построен с учётом всех особенностей и потребностей детей.
Таким образом можно сделать вывод, что дети группы соответствуют возрастным особенностям данного возраста
Возрастные особенности детей средней группы
(от 4 до 5 лет)
Смотреть примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под научной редакцией Н. В. Вераксы стр. 242-244
1.2. Планируемые итоговые результаты освоения детьми рабочей программы.
Смотреть примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под научной редакцией Н. В. Вераксы стр. 17-22
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.) :
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания ;стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• Владеет активной речью,включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых ;знает названия окружающих предметов и игрушек;
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей даёт возможность достичь этой цели.
Учебный план реализуется в ходе непосредственно образовательной деятельности.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план реализации ООП в средней группе МБДОУ «Детский сад № 119».
Регламентированная образовательная деятельность (средняя группа).Особенности организации образовательного процесса в младшей группе № 3 «Березоньки»
В основе организации образовательного процесса лежит комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а также решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности.
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (социально-коммуникативная, речевая, познание, художественно-эстетическая, физическая) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также принцип преемственности дошкольного и начального школьного образования.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития. Образовательные задачи реализуются в комплексных занятиях, проектной и досуговой деятельности, интегрирующей различные виды образовательной деятельности ребенка-дошкольника.