Наталья Макагон
Рабочая программа проекта «В гостях у сказки» — возраст детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «В гостях у сказки»
Руководитель проекта: воспитатель Макагон Н. Н.
Участники проекта: дети 1 средней группы, воспитатели, родители воспитанников
Классификация проекта
по доминирующей деятельности: информационно-творческий
по количеству участников: групповой
по продолжительности: долгосрочный
Срок реализации проекта: сентябрь- декабрь
Публикация «Рабочая программа проекта „В гостях у сказки“ — возраст детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Направленность развития детей: комплексная (разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, элементарная трудовая, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, познавательно-исследовательская).
Актуальность.
Книга-это великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.
Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотрами телепередач (особенно мультиков, все реже читают книги.
В настоящее время перед нами стоит задача приобщить детей к книге, воспитывать интерес к книге, формировать будущего читателя. Для решения данной проблемы выбрана работа по ознакомлению со сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению, представлению.
Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого.
О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчёркивал К. Д. Ушинский: «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании». О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин.
Роль сказок в воспитании детей многогранна. Во-первых, они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло. Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
Одной из причин снижения читательской активности детей является пассивность и неосведомленность родителей. Участие родителей в развитии у детей интереса и любви к сказкам играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
Проблема.
Анкетирование родителей и опрос воспитанников показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки.
Цель.
Создать оптимальные условия для формирования у детей интереса и любви к сказкам.
Задачи.
Прививать любовь к детской литературе.
Расширение представления детей о сказках.
Выявить знания детских сказок через различные виды игр.
Развивать все стороны речи: расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь, отвечать на вопросы, формировать практические навыки выразительного чтения, рассказывания через сказку.
Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок, способствовать проявлению самостоятельности и активности в игре с персонажами - игрушками.
Введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
Повысить педагогическую грамотность родителей и вовлечь их в творческий процесс реализации проекта.
Развивать традиции семейного чтения.
Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Методы проекта:
исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения, диагностирование;
наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов, показ театральных представлений;
словесные: беседы, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание ролей, объяснения, указания, словесные инструкции;
практические: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.
игровые: дидактические игры, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, сюрпризный момент.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: наблюдения, организованная деятельность, беседы с рассматриванием иллюстраций и книг, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические экскурсии, оформление фотоальбомов, просмотр театральных представлений, мультфильмов, прослушивание аудиозаписи сказок, театральная постановка, организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;.
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы.
Материально-техническое оборудование:
художественная литература ;
иллюстрации к сказкам;
аудиозаписи;
видеозаписи мультфильмов по сказкам;
игры;
декорации к сказкам;
костюмы сказочных героев;
атрибуты.
Предполагаемый результат.
У воспитанников:
- повышение интереса к произведениям художественной литературы;
- улучшение знаний произведений детской литературы;
- сформированность эмоционально-оценочного отношения к сказке;
- обогащение словарного запаса детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств;
- развитие творческой активности детей.
У родителей:
- осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке;
- повышение уровня компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании детей.
Пополнение предметно-развивающей среды группы:
- пополнение содержания книжного уголка сказками;
- организация выставки рисунков;
- изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Этапы работы проекта.
Организационно- подготовительный
Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.
Подбор методической литературы для реализации проекта.
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин
Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
Анкетирование родителей
Педагогическая диагностика по проекту
Основной
Чтение русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.
Прослушивание аудиозаписей сказок.
Просмотр сказок, иллюстраций к ним.
Организация выставки книг Обучение рассказыванию сказок, умению выполнять ролевые действия в инсценировании сказок, в играх драматизациях.
Проведение ООД
Неделя любимой сказки «Мамина сказка».
Посещение музея русского быта «Исток»
Рисование с детьми «Моя любимая сказка».
Настольно-печатные, дидактические игры.
Игры –драматизации по сказкам.
Обогащение развивающей среды (вместе с детьми и родителями изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к сказкам-инсценировкам).
Экскурсия в библиотеку.
Консультации для родителей «Читаем и разбираем сказки с малышом 4-5 лет»
Заключительный
Анализ проекта.
Итоговая педагогическая диагностика по проекту «В гостях у сказки»
Театральная постановка для родителей «Теремок на новый лад»
Оформление выставки «Моя любимая сказка»
Обобщение результатов работы (в форме презентации)
План работы по реализации проекта.
Организационно - подготовительный этап
сентябрь
Совместная деятельность детей и воспитателя
Проведение бесед «Ты любишь сказки?», «Кто твой любимый сказочный герой?».Игровая ситуация «Путаница».
Деятельность детей
Рассматривание книжных иллюстраций.
Совместная деятельность детей и родителей
Чтение русских народных сказок, просмотр мультфильмов.
Основной этап
октябрь
Совместная деятельность детей и воспитателя
Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.
Организация выставки книг «Сказки, которые мы читаем».
Знакомство с атрибутами театра, обыгрывание персонажей сказок.
Обучение рассказыванию сказок, умению выполнять ролевые действия в инсценировании сказок, в играх драматизациях.
Посещение музея русского быта «Исток»
Дидактические игры «Скажи наоборот», «Исправь ошибку», «Назови сказку».
Загадки-обманки по сказкам.
Деятельность детей
Знакомство с новыми книгами сказок, рассматривание иллюстраций.
Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам.
Настольно-печатные игры «Любимые сказки», «Сказки», «Расскажи сказку».
Игры с кубиками на составление сказочных сюжетов.
Совместная деятельность детей и родителей
Чтение русских народных сказок, просмотр мультфильмов.
Беседы с детьми о знакомых сказках, пересказывание их вместе.
Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
Изготовление костюмов для драматизаций.
ноябрь
Совместная деятельность детей и воспитателя
Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.
Проведение ООД Развитие речи «Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»».
Обучение рассказыванию сказок, умению выполнять ролевые действия в инсценировании сказок, в играх драматизациях.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Рисование с детьми «Моя любимая сказка».
Дидактические игры «Число три в любимых сказках», «Персонажи сказки», «Назови сказку», «Волшебный сундучок»
Деятельность детей
Рассказывание сказок детьми.
Обыгрывание знакомых сказок с помощью настольного театра.
Настольно-печатные игры.
Игры-имитации «Покажи сказочного героя».
Лото «Путешествие по сказкам».
Сюжетно-ролевая игра «Кукольный театр».
Строительство теремка и заселение его «жителями».
Совместная деятельность детей и родителей
Беседы с детьми о знакомых сказках, пересказывание их вместе.
Заучивание отрывков из сказок.
Изготовление масок, костюмов на сказочную тематику
Неделя «Мамина сказка».
Заключительный этап (обобщающе-результативный).
декабрь
Театральная постановка для родителей «Теремок на новый лад»
Оформление выставки «Моя любимая сказка»
Литература.
Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб. : «Паритет» 2007г.
Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.