Ирина Березина
Рабочая программа по гендерному воспитанию «Такие разные, по-своему прекрасные»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенность программы состоит в дополнении содержания образовательной области социально-коммуникативное развитие рекомендуемой основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» для детей старшего дошкольного возраста методикой проведения театрализованных игр как средством гендерного воспитания. Программа реализуется в рамках социально-коммуникативного направления развития дошкольника.
Публикация «Рабочая программа по гендерному воспитанию „Такие разные, по-своему прекрасные“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Ведущей целью программы является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи Программы :
- Формировать представление детей о содержании социальных ролей мальчика и девочки, мужчины и женщины, развивать умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности; познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову;
-Развивать ценностное отношение к себе как к человеку соответствующего пола; способность к самореализации богатства внутреннего мира, женского и мужского своеобразия; толерантное отношения к противоположному полу;
фантазию, воображение, творческое мышление;
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли, гендерных знаний; чувство партнерства в совместной деятельности.
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. В возрасте с 5 до 6 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Программа составлена таким образом, что организация деятельности воспитанников предполагает использование театрализованные игры как средство гендерного воспитания дошкольников.
Программа является модифицированной, она использует богатый материал программ. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», которая создана на основе главных понятий и ведущих идей театрализации;
адаптирована к психолого-педагогической специфике дошкольного детства;
с учётом регионального компонента, в соответствии с Федеральным Государственным Стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с дошкольного возраста.
Результативность реализации данной программы соответствует целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования.
Планирование образовательной деятельности по Программе
При разработке Программы использовалась модульная схема планирования.
Модуль 1 Театральная азбука
Тема 1. 1. «Знакомство с театром»
Знакомство с Орским драматическим театром.
Театральная студия г. Орска «Синяя птица».
Просмотр презентации «мир театра».
Понятие «женская и мужская роль».
Театральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша, ложа.
Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер, актриса.
Стихотворение Анатолия Цепина «В театре»
Разъяснение выражений «Венчает Золушку венец; Щелкунчик бьется как герой. Он за друзей стоит горой;…»
Тема 1. 2. Знакомство с видами театра.
История возникновения театрального искусства.
Виды театра (кукольный, оперный, драматический, настольный, пальчиковый).
Знакомство с театральными профессиями (режиссер, сценарист, гример, костюмер).
Сюжетно-ролевая игра: «В театре»
Продукт - Сюжетно-ролевая игра: «В театре» .
Тема 1. 3. «Этюды на выражение эмоций»
Как мы понимаем эмоциональное состояние другого человека? (с помощью мимики и жестов)
Распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.
Сочинение этюдов по сказкам.
Речевые упражнения «Аты-Баты», «Как у бабушки Натальи».
Развитие пластической выразительности и воображения.
Тема1.4. Совершенствование художественно-образных выразительных умений.
Разыгрывание театральных этюдов.
Творческие задания на сценической площадке.
Развитие пластической выразительности при создании образа.
Ролевая гимнастика у зеркала.
Дидактические игры:
«В гостях у дедушки Молчуна».
«У зеркала». «Немой диалог».
Тема 1. 5. «Кто в сказке живёт? (ТРИЗ)»
По иллюстрациям вспомнить содержание сказки, Описать героев сказки.
С помощью кругов Эйлера изобразить группировку предметов (герои сказки)
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Способствовать объединению детей в совместной деятельности.
Тема 1. 6. Игра-имитация
Игра с предметами-заместителями персонажей сказки
Дидактическая игра:
«Кому что прислать» (подбери парную картинку,
«Что из чего сделано» (лото).
Итоговое мероприятие 1 модуля: Сказочная викторина.
Викторина по сказкам (вопросы, творческие задания, загадки, подведение итогов викторины). Дидактические игры: " Назови сказку" (умение читать мнемодорожку,
"Изобрази героев"(умение вживаться в образ, " Из какой сказки отрывок" (знание сказок разных народов).
Модуль 2. Играем в сказку
Тема 2. 2. «Расскажи сказку (ТРИЗ)»
Описание сказочного героя.
Дать характеристику женским и мужским персонажам
Совершенствовать интонационную выразительность.
Последовательно и выразительно пересказать сказку используя модули.
Активизация словаря: добрая, заботливая, мужественный, смелый.
Дидактическая игра «Найди пару»
Тема 2. 2. «Сказочное лото»
Отгадывание загадок, с изображением их героев.
Счет до 10.
Склонение имен существительных.
Дидактическая игра: «Сказочное лото»
Тема 2. 3. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие сказочных героев»
Путешествие гномов в сказочную столовую.
Постройка корабля.
Правила приёма гостей, поведения в гостях.
Учимся верить в воображаемую ситуацию.
Продукт: корабль.
Тема2.4. Драматизация литературных произведений.
Выразительное чтение с элементами драматизации по стих. Чуковского «Телефон»
Дидактическая игра:
«Кому что прислать» (подбери парную картинку,
«Что из чего сделано» (лото).
Тема 2. 5. Пересказ произведения "Под грибом" с использованием мнемотехники
Что такое сказка. Сказка как жанр литературы.
Перечисление названий сказок, которые знают дети.
Чтение и пересказ сказки "Под грибом" с использованием мнемотаболицы Дидактическая игра: «Назови сказку» (на знание сказок).
Тема2.6. Рассказывание сказки на новый лад
Повторное чтение отрывка из текста по заявкам детей.
Вспоминание самого смешного (грустного, страшного) эпизода сказки. Придумывание нового названия сказки, нового конца сказки. Зарисовка новой таблицы. Дидактическая игра: «Хорошо-плохо» (умение давать оценку поступкам героям, активизация в речи антонимов).
Продукт: зарисовка новой мнемотаблицы.
Итоговое мероприятие 2 модуля:
Развлечение «В гостях у сказки» совместно с родителями
Упражнения на развитие пластики рук.
Развитие выразительной мимики.
Разыгрывание ситуаций.
Нарисуй и скажи.
Дидактические игры: «Шепот и шорох».,
«Отгадай что (кто)мы?»,
«Игралочка».
Модуль 3. Театр и мы
Тема 3. 1. «Салат из сказки (ТРИЗ)»
Вспомнить сюжет сказки «Золушка», «Буратино».
схематично разобрать сказку (главный герой, второстепенный, отрицательный, волшебный предмет, место действия).
Дидактическая игра: «Собери сказку
Тема3.2. Раскрытие интонационной выразительности речи.
Интонационно-выразительное проговаривание фраз.
Веселые превращения.
Договорим то, чего не придумал автор.
Разговор по телефону.
Сочиняем стихи.
Продукт :Разыгрывание мини-сценок.
Тема 3. 3. Знакомство с произведением
Прочтение произведения «Как мишутка решил пожарным стать» для инсценировки и обсуждение его с детьми.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Распределение ролей.
Обсуждение и дополнение: беседа, показ, оценка и анализ выбранных ролей.
Тема 3.4. Беседа по содержанию произведения с
последующим рисованием героев
Беседа по сценке. Словесные зарисовки к персонажам сценки
Рисование героев (по выбору детей).
Дидактическая игра: «Угадай настроение» (умение определять по выражению мордочки животного настроение).
Продукт: рисунок "Мой любимый герой ".
Тема3.5.. Театрализованная игра
Репетиция сценки «Как мишутка решил пожарным стать»
Тема 3. 6. Подготовка атрибутов к спектаклю
Знакомство с театральными масками.
Знакомство с театральными костюмами и профессией художник-костюмер.
Придумать и изготовить декорации к сказке.
Продукт: Декорации к сценке «Как мишутка решил пожарным стать»
Итоговое мероприятие:
Постановка спектакля «Как мишутка решил пожарным стать»