Мария Ковыршина
Педагогический проект «Дома бывают разные, но все они прекрасные!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Дома бывают разные, но все они прекрасные»
Тип: информационно - исследовательский – творческий
Возраст детей: 5-6 лет
Период выполнения: 2 недели
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели
Актуальность и выбор темы:
Однажды мне на глаза попалась удивительная история-сказка «Старый дом» автор Савчик Дмитрий, которую я прочитала сама на одном дыхание. Читая ее детям, я была буквально «закидана» вопросами:
Публикация «Педагогический проект „Дома бывают разные, но все они прекрасные!“» размещена в разделах
- Сложно ли строить дом?
- А какие дома бывают по размерам?
- А как быстро они приходят в негодность?
- А что такое ставни?
- А где находится звезда, куда улетают старые дома? и еще множество других. Из всего выше сказанного я поняла, что тема человеческого жилища, дома - интересна детям, да и мне тоже. Интересна по разным причинам. В первую очередь, она востребована с психологической точки зрения. Дом – это универсальный образ, который очень рано появляется в детских рисунках. И, как правило, это не реальный дом, в котором дети действительно живут, а нечто «архетипическое», отражающее представления ребенка о доме как о защищенном, удобном для жизни месте. О доме как о безопасном мире. Поэтому домики на рисунках детей, например, самые что ни на есть «деревенские» : квадратик, треугольная крыша, труба, из которой идет дым. Естественно, такому видению дома детей обучают взрослые и другие дети, постарше. То есть образ дома, способ его изображать передается «по наследству».
Когда дети играют в «семью», в «дочки-матери», они тоже сооружают «дом» – некое выгороженное, интимное пространство, где они могут придумывать взрослую жизнь.
А примерно с шести-семи лет у детей начинает формироваться представление о времени, и слова «давным-давно» обретают свое место на условной исторической оси. В этот период детям оказывается интересно все, что связано с обычаями, обрядами, вообще с этнографией. Потому что обычаи и обряды очень похожи на сказочные события. Это то, что принадлежит и прошлому, и настоящему, да еще и формирует представления о географии.
Иными словами, тема дома очень актуальна для детей с раннего возраста, лет с трех уже точно. Воспринимая здания и архитектурные сооружения, дети получают сведения о внешних свойствах, их форме, величине, цвете, фактуре, т. е. участвуют почти все виды восприятия.
Познавательные занятия, игры включают в себя непосредственное знакомство с архитектурой города, внешним видом зданий и архитектурных сооружений, их декоративными элементами и отличительными особенностями. Старшие дошкольники воспринимают и эмоционально реагируют на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров. Дети самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности, в индивидуальной и коллективной работе интегрируют разные виды изобразительной деятельности.
Гипотеза:
В процессе рассматривания, наблюдения, чтения художественной литературы, бесед, решения проблемных ситуаций, дети сделают вывод о многообразии строительных профессий, о зависимости создания сооружения от климатических условий, потребности людей о том, что люди всегда строили и будут строить здания. А в процессе продуктивной деятельности дети смогут выразить свои творческие способности.
Цель:
1. Развитие образного мышления, познавательных и творческих способностей у детей;
2. Развитие у ребенка качества творца – архитектора для возведения по собственным проектам зданий;
3. Преодоление стереотипности в художественно – творческой деятельности детей, стремление к разрушению шаблонов, мотивация собственного творчества детей.
4. Развитие художественных навыков у детей.
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса к профессии архитектора;
2. Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя;
3. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, используя сложные распространенные предложения;
4. Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Составление перспективно-тематического плана работы. Сбор материалов.
2 этап – основной
Проведение мероприятий с участниками проекта согласно разработанному плану.
3 этап – заключительный
Этапы Мероприятия
1 этап подготовительный
-Чтение сказки «Старый дом» автор Дмитрий Савчик.
- Беседа на тему «Мой дом». Цель: Выяснить знания детей о конструкциях домов, в которых они живут.
- Чтение книги Л. Яхнина «Дом, в котором мы живём». Цель: Расширять знания детей о многообразии домов: на Украине – хата, в России – изба, на Чукотке – яранга, на Кавказе – сакля и т. д.
- Чтение стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?»
- Показ кукольного театра «Три поросёнка». Цель: расширять знания детей о прочности домов трёх поросят.
- Дидактические игры:
«Кто где живёт». Цель: знакомить с понятием «дом». Закреплять знания о доме животных, растений, предметов. Дать представление о том, что дом – это место, где живут, где можно спрятаться от бед и ненастья. Развивать внимание, логику.
«Переезжаем на новую квартиру». Цель: Учиться ориентироваться в пространстве, развиваем образное мышление.
«Кто быстрее дом построит. Спрятанное строение». Цель: Учиться определять пространственное расположение деталей в простой конструкции.
- Изучение материала из книги «Планета чудес и загадок», раздел «Чудеса архитектуры».
- Создание, чтение, обсуждение, рассматривание альбома «Домики, дома, домища»
2 этап
основной
- Рисование на тему: «Наш дом». Цель: уточнять характерные особенности домов детей.
- Лепка из соленого теста «Пряничный домик».
- Занятие по ручному труду «Домики»
Цель: учить делать поделку на основе коробок, прочно соединяя части (многоэтажные дом, дом с балконом и т. д.); дополнять поделку деталями, соответствующими образу;
подвести детей к мысли, что дома имеют одинаковую форму, но разный размер, цвет, оформление; развивать умение работать коллективно; воспитывать умение работать коллективно; воспитывать аккуратность в работе.
- Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Проектировщики». Цель: Уметь придумывать сюжет игры, используя рисунок чертёж, по которому строятся жилые дома.
- Изучение материала из книги «Планета чудес и загадок», раздел «Чудеса архитектуры».
- Развивающие игры:
«Стройка». Цель: Учить детей конструировать по схематическому образцу.
- Рассматривание цветных иллюстраций, фотографий с изображением зданий.
- Загадывание загадок о домах.
3 этап
заключительный - Интегрированное занятие «Город моей мечты». Цель: Закрепить творческий опыт ребёнка в коллективной деятельности.
Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя.
Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные предложения.
Закрепить умение воплощать свой замысел, изготовление панорамы «Город моей мечты».
Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику.
Воспитывать у детей уважение к труду строителей, заботливое отношение к своему дому.
Ожидаемые результаты: по результатам реализации проекта можно сказать о том, что у детей закрепиться творческий опыт работы в коллективной деятельности; повысится познавательная и эмоциональная активность; разнообразится и активизируется словарный запас, а так же дети научатся выражать в продуктивной деятельности полученные знания и впечатления.