Перевалова Светлана Сергеевна
Рабочая программа социально-педагогического сопровождения детей 2–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? На решение данных актуальных задач и направлена настоящая Программа.
Публикация «Рабочая программа социально-педагогического сопровождения детей 2–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
1.1. Цели и задачи реализации программы Цели программы :
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования;
позитивная социализация и разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Образовательная программа направлена на реализацию задач:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.2. Принципы формирования программы
Основными принципами формирования Программы являются :
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- принцип полноты необходимости и достаточности (поставленные цели и задачи решаются только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
1.3. Характеристики особенностей развития детей
Возрастные особенности детей 2 – 3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Интенсивно развивается активная речь детей
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
Ребёнок 2 -3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.
У детей 2 -3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Внимание, мышление, память непроизвольны.
Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет
В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
Под руководством воспитателя дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания.
Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем.
Игра – любимая деятельность младших дошкольников.
Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя», могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.
Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
Возросли физические возможности детей : движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями, но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребёнок начинает выходить за рамки конкретной ситуации.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование.
Ранимость ребенка 4-5 лет – это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста.
Возрастные особенности детей 5 – 6 лет
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными.
Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле.
Расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Возрастают возможности памяти, более устойчивым становится внимание.
Совершенствуется связная, монологическая речь.
Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.
Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.
Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным, причёсываться.
В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения своей авторитетности среди других, признания ими его личных достижений и качеств. Формируется достаточно устойчивая самооценка.
Характерной особенностью является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.
Дети седьмого года предпочитают совместную деятельность индивидуальной. Достаточно широко проявляются избирательные интересы в выборе игр.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
2. Планируемый результат
Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Социально – коммуникативном развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребё нка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
- целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
II. Содержательный раздел.
1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка.
Содержание обязательной части Программы соответствует Примерной образовательной программе дошкольного образования
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2. Особенности образовательной деятельности разных видов.
Формы организации детской деятельности:
Социально-коммуникативное развитие - Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации. Индивидуальные и коллективные поручения, дежурства и коллективный труд, викторины, реализация проектов и др.
Познавательное развитие - Наблюдения, экскурсии, эксперименты, решение проблемных ситуаций, беседы, викторины, реализация проектов и др.
Речевое развитие - Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры и др.
Художественно-эстетическое развитие - Реализация проектов. Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения и др.
Физическое развитие - Подвижные игры, спортивные игры и упражнения, эстафеты, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, прогулки, реализация проектов.
Решение образовательных задач осуществляется через непосредственно образовательную деятельность с детьми, предусматривающую организацию различных видов детской деятельности (двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, а также в процессе совместной деятельности педагога и детей и во время проведения режимных моментов.
3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Одним из важных условий реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Модель взаимодействия социального педагога с родителями:
1. Педагогический мониторинг - Изучение своеобразия семей, особенности семейного воспитания, педагогических проблем, которые возникают в разных семьях, степени удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ; Выявление интересов и потребностей родителей, возможностей конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада; Знакомство с семейными традициями. (Анкетирование родителей, беседы с родителями, беседы с детьми о семье, наблюдение за общением родителей и детей)
2. Педагогическая поддержка - Оказание помощи родителям в понимании своих возможностей как родителя и особенностей своего ребенка; Сплочение родительского коллектива (Беседы с родителями, дни открытых дверей, родительские мастер-классы, проведение совместных детско-родительских мероприятий, конкурсов)
3. Педагогическое образование родителей - Развитие компетентности родителей в области права, педагогики и детской психологии; Удовлетворение образовательных запросов родителей; Темы для педагогического образования родителей определяются с учетом их потребностей (по результатам педагогического мониторинга). (Консультации, дискуссии, информация на сайте ДОУ, круглые столы, родительские собрания, показы и обсуждение видеоматериалов, решение проблемных педагогических материалов, выпуск буклетов, информационных листов плакатов для родителей)
4. Совместная деятельность педагогов и родителей - Развитие совместного общения взрослых и детей; Сплочение родителей и педагогов; Формирование позиции родителей как непосредственного участника образовательного процесса. (Проведение совместных праздников и посиделок, заседание семейного клуба, оформление совместных с детьми выставок, совместные проекты, совместные социально-значимые акции, совместная трудовая деятельность)
4. Содержание социально – педагогической работы ДОУ
4.1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Одна из главных целей работы социального педагога – способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьями. Отсюда и главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников детского сада.
Основные направления работы :
1. Работа с семьями воспитанников:
• Педагогическое просвещение родителей;
• Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
• Изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
2. Работа с педагогами детского сада:
• Удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
• Изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве детского сада.
3. Работа с воспитанниками детского сада:
• Организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
• Организация досуга детей.
4. Работа с другими службами :
• Координация взаимодействия субъектов социума в работе с семьей. Организацию работы по данным направлениям можно представить в виде структурно-функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического; практического; контрольно-оценочного.
ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА на 2018-2019 учебный год
1. Формирование целей и задач деятельности – В соответствии с программой
2. Общая диагностика контингента воспитанников (Составление социального паспорта МКДОУ; Составление социальных карт групп; Составление социального портрета вновь поступивших детей)
3. Социально-педагогическая поддержка вновь прибывших детей (Беседы с родителями, вновь поступивших детей; Консультирование родителей по адаптации в детском саду; Посещение и выступление на родительских собраниях)
4. Вовлечение родителей в активную социально-педагогическую деятельность (Беседы по индивидуальному плану; Выступление на общем родительском собрании МКДОУ; Организация анкетирования, бесед, консультаций)
5. Установление «педагогического моста» между воспитателями и родителями (Совместное посещение неблагополучных семей, беседы с родителями; Посещение групповых родительских собраний, тестирование родителей, Профилактические беседы с родителями)
6. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей (Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и свободной деятельностью детей; Индивидуальная помощь воспитателям; Роль защитника интересов в разрешении конфликтов)
7. Способствование формированию благоприятного микроклимата (Информация о социально-демографической обстановке в МКДОУ; Индивидуальная помощь воспитателям; Роль защитника интересов в разрешении конфликтов; Пропаганда знаний о правах ребенка; Совет профилактики)
8. Защита и охрана прав детей (Обеспечение постоянной связи с опекаемыми детьми и их опекунам; Обеспечение контроля за воспитанием и образованием опекаемых детей; Систематический контроль(2 раза в год) за воспитанием, обучением, материально-бытовым содержанием подопечных детей, выполнением опекунами своих обязанностей; Представление в отдел опеки актов и характеристик на опекаемых)
9. Организация межведомственного взаимодействия социальных, административных, правовых и иных структур (Совместная работа с СРЦН «Золушка»; Совместная работа с ОУУП ПДН; Совместная работа с детской поликлиникой)
10. Правовое просвещение родителей (Клуб «Навстречу детям»; Оформление текстовой информации, буклетов, стендов по семейному воспитанию, правам ребенка)
11. Повышение профессиональной компетентности (Самообразование; Семинары, МО для социальных педагогов)
12. Анализ социально-педагогической работы (Отчеты о проделанной работе в УО и ТКДН)
РАБОТА ПО ОХРАНЕ ПРАВ РЕБЕНКА
Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных воздействий.
Для осуществления работы в дошкольном образовательном учреждении необходимо распределение обязанностей и закрепление их функциональных обязанностях каждого сотрудника. Организующим началом будет выступать планирование работы дошкольного образовательного учреждения по охране прав ребенка на всех его уровнях. Также следует проводить целенаправленную работу со всеми участниками педагогического процесса на диагностической основе (педагоги, дети, родители).