Полина Бегишева
Рабочая программа по сенсорному развитию «Разноцветная мозаика» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по сенсорному развитию для детей 2–3 лет
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Удомельская средняя общеобразовательная школа №2 им. Сергея Ступакова
(дошкольные группы Сказка)
Приложение
К приказу
МБОУ УСОШ №2
им. Сергея Ступакова
Рабочая программа
«Разноцветная Мозаика»
Возраст: 2-3 года
Срок реализации: 1 год
Воспитатель:
Бегишева Полина Анатольевна
Удомля. 2023г.
Содержание
Пояснительная записка….3
Публикация «Рабочая программа по сенсорному развитию „Разноцветная мозаика“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Основные направления по сенсорному развитию…5
Учебно-тематическое планирование….5
Календарно – тематическое планирование…7
Результативность реализации программы …. 9
Литература…10
Приложение…. 11
Пояснительная записка
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растёт возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребёнок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Радуга» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Всильевой, Т. С. Комаровой)
Продолжительность реализации программы :
Данный курс состоит из 36 занятий по 10 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.
Цель программы :
Формировать у детей восприятие сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Учить детей показывать и называть 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный.
2. Учить показывать и называть простейшие геометрические формы (плоскостные) : круг, квадрат, треугольник.
3. Способствовать умению детей называть свойства предметов.
4. Активизировать речь детей.
5. Формировать понятие о величине, дать обобщё нную характеристику размера: «большой - маленький»
6. Учить детей группировать разнородные и однородные предметы по одному (общему) признаку.
Развивающие :
1. Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.
2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
3. Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
Коррекционные:
1. Развитие сенсорное восприятие.
2. Развитие логического мышления.
3. Развитие зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к предметному окружению.
2. Воспитывать в детях усидчивость, добросовестное отношение к работе.
3. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Основные направления по сенсорному развитию.
Сенсорные ощущения классифицируются на:
1. Визуальные (зрительные);
2. Осязательные;
3. Обонятельные;
4. слуховые;
Именно в соответствии с ними у ребё нка формируются понятия о:
1. Размере;
2. Форме;
3. Цвете;
Учебно-тематическое планирование
№
п/п Тема
Кол-во часов
Практика Теория
1 Мониторинг 2ч. 2 ч.
2 «Осень» 1ч. 1ч.
3 «Дары осени» 1ч. 1ч.
4 «Фрукты» 1ч. 1ч.
5 «Зайчата» 1ч. 1ч.
6 «Цветная палитра 2ч. 2ч.
7 «Матрёшки» 1ч. 1ч.
8 «Дорожки для матрёшки» 1ч. 1ч.
9 «Прятки» 1ч. 1ч.
10 «Дом» 1ч. 1ч.
11 «Мяч» 1ч. 1ч.
12 «Елочка» 1ч. 1ч.
13 «Геометрические фигуры» 2ч 2ч.
14 «Круг» 1ч. 1ч.
15 «Где круг, а где квадрат» 2ч. 2 ч.
16 «В гостях у мишки» 1ч. 1ч.
17 «Что катится?» 1ч. 1ч.
18 «Мамин день» 1ч. 1ч.
19 «Животные» 1ч. 1ч.
20 «Водичка» 1ч. 1ч.
21 «Солнышко» 1ч. 1ч.
22 «Разноцветная карусель» 2ч. 2ч.
23 «Петушок» 1ч. 1ч.
24 «Волшебная коробка» 1ч. 1ч.
25 «Чудо - сундучок» 1ч. 1ч.
26 «Игры- развивайки» 3ч. 3 ч.
27 «Разноцветные фигуры» 1ч. 1ч.
28 Мониторинг 2 ч. 2 ч.
Итого 36 часа 36 часа
Календарно – тематическое планирование.
Группа № 1
Дата Тема занятий Комплекс занятий Кол-во часов
сентябрь Мониторинг 2ч.
октябрь «Осень» 1.«Осенние листья» 1ч.
октябрь «Дары осени» 1.«Соберём овощи» 1ч.
октябрь «Фрукты» 1.«Что за фрукт» 1ч.
октябрь «Зайчата» 1.«Угости маленького и большого зайца морковкой». 1ч.
Октябрь - ноябрь «Цветная палитра» 1.«Найди такой же по цвету и форме». 1ч.
ноябрь «Матрёшки» 1. «Подбери по форме».
2. «Наряди матрёшку» 2ч.
ноябрь «Дорожки для матрёшки» 1.«Найди матрёшке её дорожку». 1 ч.
ноябрь «Прятки» 1.«Спрячь зайку от лисы». 1ч.
декабрь «Дом» 1. «Построим башню» 2ч.
декабрь «Мяч» 1.«Какой мяч больше?» 1ч.
декабрь «Ёлочка» 1.«Новогодние ёлочки» 1ч.
декабрь «Геометрические фигуры» 1.«Разложи фигуры по местам»
2.«Какой формы предметы в нашей группе. 2ч.
январь «Круг» 1.«Гусеничка» 1ч.
январь «Где круг, где квадрат» 1.«Птичка в клетке».
2.«Кто, где спит». 2ч.
январь «В гостях у мишки» 1. «Накорми мишек» 1ч.
февраль «Что катится?» 1.«Что катится?» 1ч.
февраль «Животные» 1.«Чей дом?»
2. «Разложи по цвету корм для животных» 2ч.
март «Мамин день» 1.«Чей малыш»
2. «Стиральные машинки» 2ч.
март «Водичка» 1. Окраска воды – цвет 1ч.
март «Солнышко» 1. «Нарядим солнышко» 1ч.
март «Разноцветная карусель» 1. Лото «Цвет и форма» 1ч.
март «Петушок» 1.«Хвост у петуха» 1ч.
апрель «Волшебная коробка» 1. Волшебная коробка». 1ч.
апрель «Чудо - сундучок» 1.«Определи на ощупь» 1ч.
апрель «Игры - развивайки» 1.«Разноцветные прищепки» 1ч.
апрель «Разноцветные фигуры» 1. «Платочек для мамы».
1ч.
Май Мониторинг 2ч.
Итого 36ч.
Результативность реализации программы :
1. Стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д. ;
развитию мелкой моторики;
2. Созданию положительного эмоционального фона;
3. Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
4. Повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Список литературы:
1. Габова М. А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Детский сад: теория и практика. – 2013. –№ 12. – С. 16 – 29.
2. Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 72 – 76.
3. Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори: сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. – М., 2014. – 64 с.
4. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Международная научная конференция. «Актуальные задачи педагогики» / Изд–во Молодой ученый. – Чита, 2013. – С. 53 – 55.