Марина Петрова
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» 5 класс
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ "Специальная школа № 80"
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована
МКОУ "Специальная школа № 80" к работе педагогическим
Директор ___Т. И. Колумб советом школы № 80
Протокол №
от "__"___2021 г.
Программа обсуждена на
методическом объединении
учителей трудового обучения
Протокол № __
от "___" ___2021 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
"Основы социальной жизни"
Публикация «Рабочая программа по учебному предмету „Основы социальной жизни“ 5 класс» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
5 класс
Составитель программы :
Петрова Марина Ивановна,
учитель высшей категории
МКОУ "Специальная школа № 80"
2021 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 5 класса разработана на основе :
• требований к личностным и предметным результатам освоения АООП;
• программы формирования базовых учебных действий;
с учетом:
• примерной АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Министерство образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2017;
• Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. :, в 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. - М. : Гуманитар. изд. центр Владос, 2014.- Сб. 1. - 224 с.
Изучение учебного предмета направлено на достижение основных целей :
• развитие личности обучающихся в соответствие с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
• повышение уровня общего развития обучающихся и их всестороння подготовка к самостоятельной жизни.
II. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" составлена с учетом возможностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ориентирована на:
• развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
• усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;
• понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
Структура программы представлена следующими разделами:
-Личная гигиена.
-Одежда и обувь.
-Питание.
-Культура поведения.
-Жилище.
-Транспорт.
-Торговля.
Учебный предмет "Основы социальной жизни" предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах, такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется последующих классах.
На уроках "Основы социальной жизни" используются следующие методы:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
- наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;
- практические: карточки, тесты.
Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций.
Методы и формы позволяют коррегировать познавательную деятельность: наблюдательности, воображения, внимания, памяти и устной речи. Способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий, постепенно подготавливает их труду и самостоятельной жизни.
Занятия по данной рабочей программе тесно связаны с такими предметами как : "Русский язык", "Чтение", "Математика", "Природоведение", "География", "Биология", "Естествознание" и "Ручной труд".
На занятиях по "Основам социальной жизни" следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках "Русского языка". На всех этапах занятия в связи с изученным материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умение детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Ш. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ "Специальная школа № 80", учебный предмет "Основы социальной жизни" представлен в обязательной части учебного плана, общий объем учебного времени в 5 классе составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
IV. Личностные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты :
Минимальный уровень Достаточный уровень
Личная гигиена
Называть предметы личной гигиены, используемые для выполнения утреннего и вечернего туалета.
Выполнять утренний и вечерний туалет.
Причесывать волосы. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности.
Объяснять назначение предметов личной гигиены.
Причесывать волосы и делать прическу.
Соблюдать правила освещения помещений, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.
Одежда и обувь
Называть виды одежды и обуви.
Знание отдельных видов одежды и обуви.
Ухаживать за одеждой и обувью под руководством взрослого.
Соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону.
Различать одежду и обувь в зависимости от назначения.
Выполнять ежедневный уход за одеждой и обувью.
Подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
Питание
Называть продукты питания.
Соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи.
Готовить бутерброды, яичницу, заваривать чай, делать винегрет под руководством взрослого.
Читать печатные инструкции к различным бытовым химическим средствам. Различать продукты питания.
Знакомиться с разнообразием продуктов питания для здоровья человека.
Соблюдать санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой.
Выполнять правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
Составлять меню завтрака.
Готовить бутерброды.
Заваривать чай.
Готовить яичницу.
Делать винегрет.
Сервировать стол к завтраку.
Культура поведения
Выполнять требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя.
Соблюдать правила поведения при встрече и расставании.
Использовать формы обращения с просьбой, вопросом.
Выполнять правила поведения за столом. Следить за своей осанкой.
Принимать правильную позу в положении сидя и стоя.
Следить за своей походкой и жестикуляцией.
Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях.
Обращаться вежливо с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.
Вести себя тактично и вежливо во время разговора со старшими и сверстниками.
Правильно вести себя за столом во время приема пищи.
Жилище
Называть виды жилых помещений в городе и деревне.
Называть свой домашний почтовый адрес. Различать виды жилых помещений в городе и деревне.
Называть свой домашний почтовый адрес и уметь записывать его.
Транспорт
Называть основные транспортные средства.
Соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Соблюдать правила дорожного движения.
Совершать поездку на общественном транспорте под руководством взрослого. Выбирать наиболее рациональный маршрут проезда до школы.
Подбирать варианты проезда до школы различными видами транспорта.
Ориентироваться в расписании.
Совершать поездку в общественном транспорте.
Оплачивать проезд, приобретать билеты в общественном транспорте.
Соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, правила дорожного движения.
Торговля
Называть основные виды магазинов, их назначение.
Совершать покупки различных товаров под руководством взрослого.
Оплачивать покупку под руководством взрослого.
Соблюдать правила поведения в магазине. Различать основные виды магазинов.
Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.
Оплачивать покупку.
Соблюдать правила поведения в магазине.
V. Содержание учебного предмета
1. Личная гигиена - 5 ч.
Личная гигиена. Ее назначение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически. Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуальных вещей) вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.
2. Одежда и обувь - 4 ч.
Виды одежды и головных уборов. Их назначение. Уход за одеждой и подготовка ее к хранению. Обувь. Уход за обувью. Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви. Пр. р.
3. Питание - 9 ч.
Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовление пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола.
4. Культура поведения - 3 ч.
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Правила поведения за столом.
5. Жилище- 4 ч.
Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, школьные помещения. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления. Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем. Почтовый адрес дома и школы.
6. Транспорт - 3 ч.
Виды транспортных средств. Проезд в школу (маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
7. Торговля - 3 ч.
Виды торговых магазинов. Их назначение для обеспечения жизни и деятельности людей, животных. Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея. молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария. Продуктовые специализированные магазины "Булочная", "Булочная-кондитерская", "Овощи и фрукты". Виды товаров: фасованные, в развес и розлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживания). Сроки годности, стоимость. Хранение товаров.
VI. Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности
№
п/п Тема раздела Количество часов Виды учебной деятельности обучающихся
1. Личная гигиена 5 Определяют последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета.
Рассказывают о правилах ухода за кожей рук и ногтями.
Называют предметы личной гигиены.
Объясняют правила ухода за полостью рта, ушами.
Рассказывают о периодичности мытья головы.
Перечисляют правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, правила освещения помещения.
2. Одежда и обувь 4 Подбирают одежду. головные уборы и обувь по сезону.
Различают одежду и обувь в зависимости от их назначения.
Рассказывают о правилах ухода за одеждой и обувью.
3. Питание 11 Рассказывают о значении разнообразия продуктов питания для здорового человека.
Определяют место и условия приготовления пищи и его оборудование.
Называют отличия бутербродов.
Характеризуют блюда из яиц.
Рассказывают о правилах нарезки овощей для салата.
Объясняют правила заваривания чая.
Определяют средства для мытья и чистки кухонных принадлежностей и посуды.
Объясняют правила сервировки стола к завтраку.
4. Культура поведения 3 Объясняют требования при ходьбе, в положении сидя и стоя.
Рассказывают о правилах поведения при встрече и расставании, о формах обращения с просьбой, вопросом.
Рассказывают о формах обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.
Называют правила поведения за столом во время приема пищи.
5. Жилище 4 Различают виды жилых помещений.
Рассказывают о типах жилья, видах отопления.
Называют почтовый адрес своего дома и школы.
6. Транспорт 3 Называют виды городского наземного транспорта.
Рассказывают об оплате за проезд в транспорте.
Составляют маршрут проезда из дома до школы.
Различают виды городского наземного транспорта.
Объясняют правила поведения в транспорте, на улице.
Различают знаки дорожного движения.
7. Торговля 3 Называют основные виды магазинов, их назначение.
Рассказывают о порядке приобретения товаров в продовольственных магазинах.
Всего 34 ч.
VII. Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у обучающихся используют специально оборудованный кабинет, который соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и противопожарным нормам.
В кабинете четко определены и специально оборудованы зоны. Проведение уроков в специально оборудованном кабинете могут показать обучающимся в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученный опыт.
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий жизни человека.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Программы
1. Воронкова В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ В. В. Воронкова// Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы – М. : ВЛАДОС, 2014.
Учебники
1. Субчева В. П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие : 5 класс образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / В. П. Субчева – М. : Издательство ВЛАДОС, 2020.
Рабочие тетради
1. Миронюк З. Н. Социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь : 5 класс образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / З. П. Миронюк, Н. А. Ивершина – М. : Издательство ВЛАДОС, 2020.
Методические пособия для учителя
1. Дерябина С. П. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : контрольно-измерительные материалы: вариантные текстовые задания / С. П. Дерябина Волгоград: – Издательство Учитель, 2020.
2. Львова С. А. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развернутое тематическое планирование/ С. А. Львова. – Волгоград: Учитель, 2014.
3. Бабушкина Л. А. Социально-бытовая ориентировка. 5 класс : поурочные планы по программе уроков по программе В. В. Воронковой, С. А. Казаковой/ Л. А. Бабушкина, М. В. Ковтонюк, З. А. Стульнева – Волгоград: Учитель, 2020.
4. Субчева В. П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5- 9 классы образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / В. П. Субчева – М. : Издательство ВЛАДОС, 2017.
5. Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя /Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова, Н. М. Платонова, А. М. Щербакова – М. : ВЛАДОС, 2014.
6. Львова С. А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы : пособие для учителя / С. А. Львова – М. : ВЛАДОС, 2018.
7. Воронкова В. В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В. В. Воронкова, С. А. Казакова – М. : ВЛАДОС, 2020.
Дидактические материалы
Дидактический материал по раздела курса:
"Личная гигиена"
1. Тематический словарь в картинках " Гигиена и здоровье".
2. Тематический словарь в картинках " Я и мое тело".
3. Дидактическая игра-лото "Режим дня".
4. Развивающая игра-лото "Будь активным и здоровым".
5. Развивающая игра-лото "Как расти здоровым".
6. Обучающая игра "Валеология или здоровый малыш".
7. Наглядно-дидактическое пособие "Распорядок дня".
"Одежда и обувь"
1. Тематический словарь в картинках "Одежда. Обувь. Головные уборы".
2. Наглядно-дидактическое пособие "Сезонная одежда".
3. Наглядно-дидактическое пособие "Головные уборы".
4. Наглядно-дидактическое пособие "Женская одежда".
5. Наглядно-дидактическое пособие "Мужская одежда".
6. Наглядно-дидактическое пособие "Обувь".
7. Развивающее лото "Одежда".
"Питание"
1. Тематический словарь в картинках "Посуда. Продукты питания".
2. Тематический словарь в картинках "Электричество и электробытовая техника".
3. Тематический словарь в картинках "Мебель, оборудование, интерьер кухни".
4. Тематический словарь в картинках "Овощи. Фрукты".
5. Наглядно- дидактическое пособие "Посуда".
6. Наглядно- дидактическое пособие "Мебель".
7. Наглядно- дидактическое пособие "Овощи и фрукты".
8. Развивающая игра "Овощное лото".
"Культура поведения"
1. Наглядно- дидактическое пособие "Уроки этикета".
2. Наглядно- дидактическое материал "Этикет для малышей"
3. Демонстрационный материал "Уроки вежливости".
"Жилище"
1. Тематический словарь в картинках "Город, улица, дом. Квартира, мебель".
2. Наглядно-дидактическое пособие "Мой дом".
3. Наглядно-дидактическое пособие "Наш дом".
4. Познавательная игра "Моя квартира".
"Транспорт"
1. Наглядно- дидактическое пособие "Правила дорожного движения".
2. Тематический словарь в картинках "Транспорт".
3. Тематический словарь в картинках "Правила поведения на дороге".
4. Наглядно-дидактическое пособие "Виды транспорта".
5. Развивающее лото "Транспорт".
"Торговля"
1. Тематический словарь в картинках "Какие бывают магазины".
2. Дидактическая игра "В магазин за продуктами".
3. Развивающее лото "Где что продается?"
4. Лото "Магазин".
Печатные пособия
"Введение"
1. Правила поведения в кабинете "Основы социальной жизни".
"Личная гигиена"
1. Правила личной гигиены.
2. Правила гигиены.
"Одежда и обувь"
1. Одежда и обувь.
"Питание"
1. Санитарно-гигиенические правила.
2. Гигиена питания.
3. Оборудование кухни и требования к ее содержанию.
4. Требования к обработке и хранению продуктов.
5. Посуда.
6. Сервировка стола.
7. Правила пользования столовыми приборами.
8. Правила работы с ножом и приспособлениями.
9. Пищевые вещества.
10. Классификация блюд.
11. Первичная обработка овощей.
12. Холодные блюда.
13. Электроприборы.
14. Домашние помощники.
15. Овощи.
16. Фрукты.
"Культура поведения"
1. Хорошие привычки.
2. Культура поведения.
3. Правила поведения за столом.
5. Столовый этикет.
6. Правила этикета.
"Жилище"
1. Виды жилых помещений.
2. Жилые помещения.
3. Какие помещения имеются в доме?
4. Варианты подсобных помещений.
"Транспорт"
1. Что на нашей улице.
2. Машины.
3. Для чего нужны машины.
4. Безопасность на дороге.
5. Уроки безопасности.
6. Правила безопасности.
7. Дорожная азбука.
8. Дорожные знаки.
9. Переход улиц и дорог.
"Торговля"
1. Какие бывают магазины.
2. Продукты питания.
3. Продовольственные товары.
4. Специализированные товары.
Интернет-ресурсы
Компьютерные презентации по раздела курса:
"Личная гигиена"
1. Личная гигиена.
2. Уход за волосами.
3. Гигиена зрения и слуха.
"Одежда и обувь"
1. Виды одежды и головных уборов, их назначение.
2. Обувь, уход за обувью.
"Питание"
1. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания человека.
2. Оборудование для кухни.
3. Посуда и приборы на кухне.
4. Средства для ухода за посудой.
5. Приготовление бутербродов.
6. Правила заваривания чая.
7. Сервировка стола к завтраку.
8. Приготовление овощных салатов.
9. Яйца отварные, яичница, омлет.
"Культура поведения"
1. Правильная осанка.
2. Формы обращения к старшим и сверстникам.
3. Правила поведения за столом.
"Жилище"
1. Виды жилых помещений.
2. Почтовый адрес дома и школы.
3. Понятие дом. Обычаи и обряды связанные со строительством дома.
"Транспорт"
1. Наземный городской транспорт.
2. Правила дорожного движения.
3. Дорожные знаки.
" Торговля"
1. Вида магазинов и их назначение.
2. Порядок приобретения товара.
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Принтер.
3. DVD проигрыватель.
4. Телевизор.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
"Личная гигиена"
1. Раковина с подводкой горячей и холодной воды.
2. Тазы для мытья головы, ног.
3. Расчёски, зубные щётки, ватные палочки, массажные щётки для волос.
4. Образцы средств по уходу за волосами, кожей рук, лица, тела.
5. Губки, мочалки для мытья тела.
6. Бритвенные принадлежности.
7. Маникюрный набор (ножницы, пилка).
8. Зеркало.
9. Полотенца (для тела, лица, ног).
10. Средства по уходу за кожей рук (перчатки, защитные кремы).
11. Носовые платки.
12. Косметические салфетки.
"Одежда и обувь"
1. Иллюстрации- образцы одежды и обуви.
2. Инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью.
3. Образцы взрослой детской обуви из различных материалов.
4. Образцы взрослой и детской одежды.
5. Щётки для одежды и обуви.
6. Кремы для чистки обуви.
7. Образцы чистящих и моющих средств.
8. Таз для стирки белья.
9. Электрический утюг.
10. Гладильная доска.
11. Образцы тканей.
12. Ножницы.
13. Наборы швейных игл.
14. Нитки швейные.
15. Пуговицы.
"Питание"
1. Книги по кулинарии.
2. Кухонный гарнитур.
3. Сушилка для посуды.
4. Мойка с подводкой горячей и холодной воды.
5. Образцы моющих и чистящих средств для мытья посуды.
6. Инвентарь и приспособления для уборки кухни.
4. Электрическая плита.
5. Микроволновая печь.
6. Холодильник.
7. Разделочные доски.
8. Набор кухонных ножей.
9. Набор мисок.
10. Набор салатников.
11. Тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые.
12. Набор столовых приборов.
13. Набор эмалированных кастрюль.
14. Набор сковородок.
15. Наборы сервировочные (солонки, горчичница, перечница).
16. Терки механические.
17. Хлебница.
18. Подносы.
19. Чайник доливной.
20. Сахарница.
21. Чайные пары - чашки и блюдца.
22. Подставка под яйца.
23. Салфетница.
"Культура поведения"
1. Литература по этикету.
"Жилище"
1. Почтовые конверты, открытки.
"Транспорт"
1. Образцы проездных билетов.
2. Правила пользования автобусом.
3. Схемы движения автобусов по маршрутам.
"Торговля "
1. Наборы карточек с названием магазинов, секций, торговых работников, промышленных товаров и продуктов.
2. Предметы парфюмерии, канцтоваров, образцы круп.