Татьяна Михеева
Рабочая программа по совместной деятельности «Сказки Фиолетового Леса» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности. Работая по технологии развивающих игр В. Вокобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Рабочая программа по совместной деятельности „Сказки Фиолетового Леса“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
Ведущая роль в интеллектуальной жизни дошкольника играет практическое взаимодействие с предметами. Любая предметно – развивающая среда должна направлять внимание детей на то, что их окружает, заставляет размышлять, экспериментировать, делать выводы
Цель: развитие познавательно- творческих способностей детей в условиях организации этого процесса в игровой форме.
Задачи:
Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные действия с предметами.
Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.
Способствовать накоплению детского познавательно- творческого опыта через практическую деятельность.
Поощрять проявление детьми самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в разных видах деятельности.
Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, видеть противоречивые свойства в предметах и явлениях.
Создавать условия для становления элементов коммуникативной культуры-умения слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач.
Планируемый результат: Включение в образовательный процесс развивающих игр предоставляет возможность для творческой деятельности и самореализации личности, способствует активному вовлечению в учебный процесс и достижению высоких результатов в интеллектуальном развитии детей.
Применяя данную технологию, я могу достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.
Для детей :
1. Высокий уровень интеллектуального развития у детей;
2. Высокий уровень творческого воображения как основ креативности;
3. Высокий уровень овладения логико – математической, дидактической игрой;
4. Рост умственного потенциала;
5. Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, активности.
Для педагогов:
1. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
2. Повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий.
3. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по познавательной деятельности дошкольников.
4. Личностный и профессиональный рост.
5. Самореализация.
Для родителей:
1. Повышение уровня заинтересованности родителей в применении игровых технологий дома;
2. Удовлетворенность социальным заказом со стороны родителей на интеллектуальное развитие дошкольника.
Перспективное планирование
сентябрь I «Как Малыш Гео узнал о волшебстве считалки».
Развивать умение определять пространственное положение предметов, составлять фигуру- головоломку из частей по алгоритму «цвет», придумывать и называть предметы заданного цвета, выкладывать их контуры, высказывать предположения.
Персонажи: Малыш Гео, Паучок, Медвежонок Мишик.
Игры: «Чудо-крестики2», «Геоконт-малыш», коврограф «Ларчик», цветные квадраты.
II «Как Магнолик удивил Малыша Гео».
Развивать умения составлять цифру из палочек, понимать алгоритм расположения частей на игровом поле, трансформировать одну цифру в другую, придумывать и называть предметы в составе которых есть четыре части, конструировать их силуэты, придумывать и показывать физические упражнения с заданным количеством предметов. Персонажи: Малыш Гео, Магнолик, «крыска -силачка». Коврограф «Ларчик», «Забавные цифры»
Игры: «Волшебная восьмёрка1 и3», любые игры по выбору детей;
III «Как цветок исполнял желания».
Развивать умения складывать фигуру «конфета» путём перемещения частей в пространстве, трансформировать её в фигуры других цветов по словесному описанию, составлять из частей силуэт «самолёт» по схеме, рассказывать, как его будет использовать персонаж, рассказывать о желании сказочного героя придумывать название цветку. Персонажи: Малыш Гео, Лопушок, Гусеница Фифа.
Игры: «Квадрат Воскобовича» (двухцветный, «Чудо- крестики2», коврограф «Ларчик», «Лепестки», «Разноцветные верёвочки»
IV «Как в Цифроцирке появились новые артисты».
Развивать умения называть порядок цифр в числовом ряду, находить и исправлять ошибки, конструировать цифру «семь» путём наложения пластинок друг на друга и на образец, составлять цифру «восемь» из палочек, понимать алгоритм расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное положение, придумывать и вышивать узор, рассказывать, что он может украшать, ходить по канату,удерживая равновесие. Персонажи -«Забавные цифры».
Игры: «Прозрачные цифры», «Волшебная восьмёрка1, 3», «Шнур- затейник»
«Коврограф- ларчик».
октябрь I «Как Лиса показывала фокусы, а Магнолик их репетировал».
Развивать умение отсчитывать заданное количество предметов, действовать с числами (вычитать, устанавливать связи в зависимости между ними (меньше одного, но больше другого, предлагать варианты решения проблемной ситуации, возникшей в результате увеличения-уменьшения предмета (технология ТРИЗ) Персонажи -«Забавные цифры».
Игры: «Чудо- цветик», «Коврограф- ларчик».
II «Как в Буквоцирк приехал Кот Филимон».
Развивать умение составлять букву из деталей по схеме, предлагать варианты решения проблемной ситуации и конструировать картинки, их иллюстрирующие, составлять из заданного количества частей силуэт «бабочка», объяснять значение слова укротитель, придумывать, кого может дрессировать сказочный герой (заяц-укротитель). Персонажи: Филимон Коттерфильд, Зайка- укротитель.
Игры: «Конструктор букв», любые игры по выбору, коврограф «Ларчик».
III «Как у Девочки Дольки появились цветы».
Развивать умение составлять целое из разного количества частей; называть число полученных фигур; располагать их в соответствии с заданными пространственными характеристиками; рассказывать об условиях, необходимых для роста растений; составлять по схеме силуэт из частей; придумывать, на какой предмет он похож, как его можно использовать. Персонажи: Девочка Долька.
Игры: «Чудо-цветик», «Чудо-крестики 2», альбомные листы, фломастеры, коврограф «Ларчик»
IV «Как команда отправилась в плавание на новом кораблике».
Развивать координацию действий «глаз- рука», глазомер, умения определять высоту предметов и их порядковый номер; группировать предметы по цветам; складывать фигуру «рыбка» путём трансформации; рассказывать о среде обитания рыб; предлагать варианты решения проблемной ситуации; участвовать в игре «Перетягивание каната». Персонажи: Гусь- капитан, лягушки- матросы.
Игры:
«Квадрат Воскобовича»- двухцветный, кораблик «Брызг- Брызг», коврограф «Ларчик».
Ноябрь I «Как команда кораблика помогла Девочке Дольке».
Развивать умение составлять целое из разного количества частей по условиям; достраивать полученные фигуры до силуэтов «дерево» и «цветок» в соответствии со схемой; предлагать варианты решения проблемной ситуации; определять сходство и различие в строении и условиях произрастания разных представителей группы растений; высказывать предположения. Персонажи: Девочка Долька, Гусь, лягушки.
Игры: «Чудо -цветик», «Геоконт-Малыш», игры по выбору, коврограф «Ларчик».
II «Как Малыш Гео получил приз».
Развивать умения определять геометрические фигуры по заданным признакам, сравнивать их и находить сходство и различие, аргументировать своё решение; составлять силуэты «ёлочка» по образцу и «конфета» по собственному замыслу; называть первый звук в слове «конфета», придумывать другие слова на этот звук; договариваться между собой и принимать решение. Персонаж Малыш Гео.
Игры: «Прозрачный квадрат», любые игры по выбору детей, коврограф «Ларчик», схема «ёлочка»
III «Как Кот Филимон поведал Крутику По великую тайну».
Развивать умение конструировать букву из частей; находить геометрические фигуры, названия которых начинаются на букву К; сравнивать геометрические фигуры и определять заданные по признакам; понимать алгоритм составления фигур из частей; придумывать, на что похожи фигуры; называть как можно больше вариантов целого, у которого есть одна и та же часть (технология ТРИЗ). Персонажи: Филимон Коттерфильд, Крутик По.
Игры: «Конструктор букв», «Логоформочки 5», схема буквы К.
IV «Как проходило представление в Буквоцирке».
Развивать умение составлять буквы из частей, трансформировать одни буквы в другие, придумывать слова на заданную букву, составлять силуэты из частей по схеме и собственному замыслу, решать логическую задачу на поиск предмета по признакам, проявлять инициативу и предлагать разные игры.
Персонаж: Филимон Коттерфильд.
Игры: «Конструктор букв», «Чудо- соты 1», схемы букв У,Р,Е,З,Ь, четыре схемы силуэта «человечек», коврограф «Ларчик»
Декабрь I «Как в Буквоцирке появились новые артисты».
Развивать умения дифференцировать первую букву в словах, находить зеркально написанную букву; складывать фигуру по схеме путем трансформации; придумывать и составлять из частей предметный силуэт; называть его; рассказывать о предполагаемых действиях персонажа; придумывать и выполнять движения (технология ТРИЗ) Персонажи: Арлекин, Орлекин,Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Филимон Коттерфильд.
Игры: «Конструктор букв», «Квадрат Воскобовича»- двухцветный, «Прозрачные буквы», коврограф «Ларчик».
II «Как друзья катались с горки».
Развивать умения называть признаки сезона (зимы); придумывать и рассказывать о сказочной зиме; находить геометрические фигуры по форме; сравнивать их между собой; обобщать по форме (многоугольники); решать логическую задачу на поиск предмета по признакам; придумывать и конструировать одежду для сказочного персонажа; рассказывать о ней; предлагать варианты решения проблемной ситуации; участвовать в коллективных подвижных играх. Персонажи: Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик, Пчёлка Жужа, Краб Крабыч, Китёнок Тимошка.
Игры: «Чудо-крестики2», «Игровизор+ маркер», листы с изображением горок, коврограф «Ларчик»
III «Как Малыш Гео и Девочка Долька украшали елку».
Развивать умение определять количество частей в целом и составлять силуэт (елка) по словесной инструкции; группировать пластинки по одинаковой части; решать задачу на поиск цвета в радуге; придумывать и конструировать силуэт «ёлочное украшение»; решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменения состояния предмета (технология ТРИЗ).
Персонажи: Девочка Долька, Малыш Гео, Незримка Всюсь.
Игры: «Чудо-цветик», «Прозрачная цифра», «Чудо-крестики2».
IV «Как команда кораблика и Крутик По готовились к празднованию Нового года».
Развивать умения понимать алгоритм расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное положение); составлять целое из двух частей; сравнивать фигуры между собой; придумывать и составлять предметные силуэты, называть их; предлагать варианты решения проблемной ситуации; предлагать игры и участвовать в них.
Персонажи: Гусь и Лягушки, Крутик По, Малыш Гео, Девочка Долька, Незримка Всюсь.
Игры: Кораблик Брызг-Брызг, «Логоформочки5», коврограф «Ларчик».
Январь II " Как Ворон Метр приготовил для гостей сюрприз".
Развивать умения составлять силуэт по частично силуэтной схеме и называть полученный предмет; вспоминать сказки по «Волшебному» предмету; придумывать желания от лица сказочного героя; конструировать из частей сюжетную картинку; составлять по ней сюжетный рассказ; работать в команде (слушать, слышать, понимать друг друга, приходить к единому мнению).
Персонажи: Ворон Метр, Паучок.
Игры: «Чудо-соты1», «Прозрачный квадрат», схема «кувшин», коврограф «Ларчик».
III «Как Незримка Всюсь создавал проблемы в пути».
Развивать умения составлять силуэт (собака) по схеме, действуя по правилам; рисовать изображения с помощью графического диктанта; придумывать и конструировать контур предмета, называть его; составлять «Ковер» из частей по частично силуэтной схеме; предлагать варианты решения проблемных ситуаций.
Персонажи: Малыш Гео, Незримка Всюсь.
Игры: «Прозрачный квадрат», Геоконт Малыш, «Чудо-крестики2», «Игровизор+маркер», коврограф «Ларчик», схемы силуэтов (собака, ковёр).
IV " Как Буквоцирк превратился в Цифроцирк".
Развивать умения придумывать слова по определенной теме на заданную букву; конструировать буквы из частей по схеме; составлять из них слово; конструировать цифры путем наложения пластинок на образец и друг на друга; ориентироваться в числовом ряду (обратный счет, через одну, две цифры в разные стороны числового ряда); сотрудничать друг с другом, слушать и слышать другого.
Персонаж: Филимон Коттерфильд.
Игры: «Конструктор букв», «Прозрачная цифра», схемы букв М,А,Г; Коврограф «Ларчик», «Забавные цифры», «Забавные буквы».
февраль I «Как Лопушок и Гусеница Фифа измеряли длину лучей солнышка».
Развивать умения измерять длину с помощью условной мерки; видоизменять форму силуэта; находить геометрическую фигуру по форме среди множества других; придумывать и достраивать её до силуэта «цветок»; называть места обитания цветов; составлять картинку из частей; договариваться друг с другом, понимать и слышать другого.
Персонажи: Лопушок, Гусеница Фифа.
Игры: «Чудо-крестики2», «Прозрачный квадрат», «Разноцветные верёвочки», «Кружки и зажимы», «Прозрачные буквы, цифры», «Кармашки», «Лепестки», коврограф «Ларчик».
II «Как Околесик встретил Крутика По».
Развивать умения анализировать структуру целого и мысленно определять части, из которого оно составлено; решать задачу на составление силуэта «зонт» из разного количества частей; делить предметы между персонажами поровну; придумывать разные назначения одного предмета (технология ТРИЗ); конструировать картинку; рассказывать о ней; исполнять танец персонажа.
Персонажи: Околесик, Крутик По.
Игры: «Логоформочки5», «Чудо-цветик», любые игры по выбору детей, коврограф «Ларчик», силуэтная схема «зонт».
III «Как Магнолик добрался до Замка Превращений».
Развивать умения действовать с числами (прибавлять каждый раз по два); сравнивать предметы с разным количеством частей между собой и находить одинаковые; решать задачи на трансформацию геометрических фигур разного цвета; придумывать и конструировать картинку из частей на заданную тему, рассказывать о ней; предлагать варианты решения проблемной ситуации; беседовать о транспорте.
Персонаж: Магнолик.
Игры: «Счетовозик», «Квадрат Воскобовича»- четырёхцветный, «Забавные цифры», коврограф «Ларчик».
IV «Как Магнолик выручил шутов».
Развивать умения складывать фигуру по схеме методом трансформации; составлять фигуру «семь» из палочек по модели «цвет»; понимать алгоритм расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное положение); конструировать буквы из частей; состалять из букв многозначное слово, называть все его значения; выполнять физические упражнения на сохранение рановесия; понимать друг друга, слушать и слышать другого. Персонажи: Магнолик, Крокодил- канатоходец.
Игры: «Квадрат Воскобовича»- четырёхцветный, «Волшебная восьмёрка1», «Конструктор букв», «Цветные квадраты», «Забавные цифры», коврограф «Ларчик».
Март I «Как Зверята и Крутик По нашли загадочный след».
Развивать умения образовывать числа путём присчитывания по одному; заполнять игровое поле с помощью графического диктанта; рисовать по координатным точкам геометрическую фигуру; придумывать и дорисовывать её до предметного изображения; называть предмет.
Персонажи: Крутик По.
Игры: «Математические корзинки 10», «Логоформочки5», «Геовизор», листы бумаги, карандаши или фломастеры, «Забавные цифры», коврограф «Ларчик».
II «Как Девочка Долька и Малыш Гео веселились на празднике».
Развивать умения составлять целое из разного количества частей по силуэтной схеме; понимать линию симметрии и достраивать симметричный узор; придумывать, на что похож узор; называть функцию предмета и мысленно изменять её на противоположную (технология ТРИЗ); предлагать игры и участвовать в них. Персонажи: Малыш Гео, Девочка Долька.
Игры: «Чудо- цветик», «Шнур- затейник», коврограф «Ларчик», силуэтная схема «семидолька».
III «Развивать умения определять йотированные звуки; составлять слово, меняя слоги местами; понимать смысл слова; придумывать и составлять силуэт персонажа; называть его; конструировать изображение по силуэтной схеме; достраивать его до предметного». Персонаж: Кот Филимон.
Игры: «Чудо- цветик», «Забавные буквы», «Теремки Воскобовича», коврограф «Ларчик», схема силуэта «лиса».
IV «Как кораблик «Брызг-Брызг» попал в шторм».
Развивать умения решать логическую задачу на поиск предмета по признакам; понимать пространственные отношения предметов относительно друг друга; определять предмет посуды по его назначению и составлять по схеме из частей; конструировать по схеме силуэт «якорь»; предлагать варианты решения проблемной ситуации; придумывать и рассказывать о предполагаемых действиях персонажей.
Персонажи: Гусь, Лягушки.
Игры: кораблик «Брызг-Брызг», «Чудо- крестики2» «Прозрачная цифра», коврограф «Ларчик», схемы силуэтов «посуда» и «якорь».
Апрель I «Как Малышу Гео приснился необычный сон».
Развивать умения решать задачу на определение заданных по форме и размеру геометрических фигур; придумывать и составлять из них силуэт «теремок»; сравнивать предметы между собой и находить одинаковые свойства, части, назначения, окружение (технология ТРИЗ); использовать элементы театрализации.
Персонаж: Малыш Гео.
Игры: «Прозрачный квадрат»
II «Как зверята спорили из- за грибов».
Развивать умения отсчитывать нужное количество; понимать отношения чисел (больше, меньше); составлять число «десять» из меньших чисел и обозначать его цифрой; конструировать силуэты цифр по схеме; переносить изображение на лист бумаги; дорисовывать его; высказывать предположения; предлагать варианты решения проблемной ситуации. Персонажи: «Забавные цифры».
Игры: «Математические корзинки 10», «Чудо- соты1», альбомные листы, карандаши, коврограф «Ларчик», девять схем силуэтов «цифра».
III «Как Гусеница Фифа сначала удивилась, а потом обрадовалась».
Развивать умения определять пространственное положение предметов относительно друг друга; понимать предлоги, которые отражают это в речи; придумывать, на что похож силуэт; составлять из элементов буквы, а из букв – слово; объяснять значение слов, которое меняется в зависимости от ударения; называть по части предметы; составлять их из частей; рассказывать о предполагаемых действиях персонажей; придумывать название цветку; сотрудничать друг с другом; слушать и слышать другого.
Персонаж: Гусеница Фифа.
Игры: «Конструктор букв», любые игры по выбору детей, коврограф «Ларчик», «Лепестки».
IV «Как шуты придумывали новые забавы».
Развивать умения складывать фигуры путём трансформации; решать задачи на поиск и видоизменение геометрических фигур по цвету; придумывать и складывать новые фигуры; называть их; составлять слова и изменять их; высказывать предположения.
Игры: «Квадрат Воскобовича»- четырёхцветный, «Теремки Воскобовича».
Май I «Как Лопушок отдыхал на берегу Озера Айс».
Развивать умения придумывать и называть предметы по заданной функции; составлять их силуэты и рассказывать о них; конструировать квадраты из разных геометрических фигур путём наложения пластинок друг на друга; решать задачу на составление силуэта из заданного количества частей; определять место цифры в числовом ряду; исправлять специально допущенные ошибки; придумывать и показывать действия за персонажей.
Персонаж: Лопушок.
Игры: «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Забавные цифры», коврограф «Ларчик», игры по выбору детей, силуэтная схема «дерево».
II «Как Ворон Метр помог найти Крутику По его часы».
Развивать умения придумывать и составлять силуэт из частей, называть его; понимать пространственные характеристики и ориентироваться на плоскости; решать задачу на изменение направления; составлять буквы из элементов, а из букв- слово; конструировать силуэт из частей по схеме; понимать отношение чисел (меньше на два, больше на один); высказывать предположения, предлагать варианты решения проблемной ситуации; договариваться друг с другом, слушать и слышать другого.
Персонажи: Ворон Метр, Крутик По.
Игры: «Логоформочки5», «Конструктор букв», «Прозрачная цифра», «Разноцветные веревочки», «Кружки и зажимы», коврограф «Ларчик», схема силуэта «рыбка».
III «Как выступали Кот Филимон и Магнолик».
Развивать умения составлять слова из трёх слогов; придумывать и решать задачи на поиск и трансформацию геометрических фигур; проявлять инициативу, предлагать и участвовать в развивающих играх. Персонажи: Магнолик, Филимон Коттерфильд.
Игры: «Квадрат Воскобовича» - четырёхцветный, «Теремки Воскобовича».
IV «Как гномы рассказывали о предстоящих каникулах».
Развивать умения рисовать геометрическую фигуру по координатным точкам; определять закономерность перемещения фигур в пространстве; дорисовывать изображение; составлять силуэт из частей по схеме; мысленно представлять предмет и придумывать вопросы о нём (технология ТРИЗ); рассказывать о предстоящих действиях персонажей.
Игры: «Геовизор», «Чудо- соты1», листы бумаги, схема силуэта «слон», любые игры по выбору детей.
Список литературы:
1 Воскобович В. В. «Фиолетовый лес» методическое пособие РППС СПб. ,2017г.
2 Харько Т. Г. «Сказки Фиолетового Леса» методика познавательно- творческого развития дошкольников (5-7 лет) СПб., 2016г.
3 Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в старшей группе» практическое пособие Воронеж 2009г.