Елена Крюкова
Рабочая программа по ручному труду для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка. Актуальность
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Ребенок с творческими способностями - активный. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Ручной художественный труд — это универсальная интегрированная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции народной культуры. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, скручивание, свивание и т. д. Ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты). Он доступен для успешного освоения детьми дошкольного возраста. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми. При этом Ручной художественный труд — это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией, саморазвитием, самопознанием на уровне подлинного творчества, в котором создается что-то новое.
Цель программы – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
Эту цель раскрывает ряд принципиальных теоретических положений.
Во-первых, художественный труд предстает перед детьми как универсальный способ приобщения к человеческой культуре. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенных педагогом «извне». Образовательный процесс начинает строиться «изнутри» в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и «сопорождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов, проходя путь развития общечеловеческой культуры.
Во-вторых, центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а смыслы и ценности как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой художественного труда, смыслы и ценности выражаются эстетическими понятиями: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реальность/фантазия и мн. др. Эти понятия предстают как смысловое поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и воображения.
В-третьих, смысловое поле культуры персонифицируется в образе человека (народного мастера, художника, дизайнера, педагога, который передает детям выкристаллизовавшийся опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек как носитель культуры формирует у ребенка разноплановый опыт общения с предметами культуры и разных видов искусства: восприятие, исполнительство, творчество (по вектору «от жизни – к искусству»).
В дошкольном и семейном воспитании принципиальное значение имеет следование традициям народной педагогики, которая всегда была и остается педагогикой сотрудничества и сотворчества. Сотворчество – это та сфера и форма совместной деятельности, когда создаются наиболее благоприятные предпосылки духовно-нравственного, трудового и художественного воспитания, когда ребенок, сообразуясь со своими индивидуальными возможностями и способностями, выбирает свой путь приобщения к общечеловеческой культуре.
Основные задачи программы :
Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на занятиях по художественному творчеству, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Формирование у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, к природе.
Главное в программе – развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны воспитателя. Она нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.
Особенности построения образовательного процесса в старшей группе дошкольного образовательного учреждения, строится так, чтобы в процессе деятельности у ребят формировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому задачей программы является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Опираясь на характерную для детей 6 – 7 лет потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Все это - обязательные элементы образа детей 6 – 7 лет в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед ребенком возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
Основные задачи педагогической работы с детьми по художественному труду :
1. Поупражнять детей в работе с бумагой, в разных способах вырезания симметричных форм, разной технике изображения (обрывании, сгибания, сворачивания).
2. Научить эстетично оформлять поделки аппликацией, прорисовывать мелкие детали фломастерами.
3. Развить изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления поделок из самых разных материалов (коробок, упаковок, проволоки, пластмассовых бутылок, шпагата, тесьмы, поролона и т. д.)
4. Научить аккуратности в процессе деятельности.
5. Работа с разными природными и бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка.
Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Также в настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Группа первого года обучения комплектуется из детей 5 – 6 лет, их количество составляет 23 – 27 человек в каждой группе. Группа работает 1 раз в 2 недели, по подгруппам всего 17 занятия за учебный год.
Возраст обучающихся в группе второго года обучения – 6 – 7 лет, количество детей составляет 25 – 27 человек в группе.
Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки детского сада соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности организации учебно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе детей. Объединяются воспитанники, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности : конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, пластилином, работа с бросовым и природным материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для детского сада и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать детям художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для дошкольников объектов труда.
В таблице представлены материалы, операция и готовые изделия, которые будут получены в результате ручного художественного труда.
Трудовые опе-рации Инструменты и оборудова-ние Материалы Продукты труда
Сгибание, об-рыв бумаги Бумага, картон, клей домики, украшения для елки, фигурки живот-ных и людей (плоские, панно
Резание Ножницы Бумага, тонкий картон, проволока в поли-хлорвиниловой оболочке, фольга, тесьма, природный материал Сувениры, украшения, игрушки
Склеивание и вклеивание Кисточка, салфетка, клеен-ка, доска Бумага, картон, использованный и природный материал, клейстер, клей карандаш Плоские и объемные изображения машин, деревьев, зданий
Трудовые опе-рации Инструменты и оборудова-ние Материалы Продукты труда
Нанизывание Проволока в оболочке, шпагат, тесьма, бумага, картон, природный материал. Слепленные из глины и обожженные буси-ны разной формы и др. Бусы, кулоны, елочные украшения, декоратив-ные занавески и др.
Отделка объ-емной аппли-кацией Кисточка, салфетка, клеенка Бумага, картон, готовые объемные формы, природный и использованные производственные материалы, салфетки Декоративные панно, коробки, шкатулки и др.
Вырезание и формовка Лопатки, совки, рамки Песок и снег Здания, машины, фигу-ры
Краткая характеристика процесса обучения.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения, формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых поделок.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Следует также выделять основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания художественного труда как интегрированной деятельности:
– разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;
– постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);
– индивидуальные программы и маршруты развития;
– роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;
– наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т. д., включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.
Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов, для которых характерно следующее:
– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;
– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);
– вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;
– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;
– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);
– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.
Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля ручного труда, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов — вот важнейшие черты проектирования Ручного труда в современном детском саду.
Список использованной литературы:
1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду : Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду : Учебно-методическое пособие. М. : ИД «Цветной мир», 2011.
3. Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : ИД «Цветной мир», 2012.
4. Школяр Л. В., Савенкова Л. Г. Сад детства. Новая модель дошкольного образования. М. : Русское слово, 2012.