Наталья Бондаренко
Рабочая программа по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: познавательно-речевое развитие.
Продолжительность освоения: 1 год.
Возраст обучающихся: 4 года
Актуальность: Организуются виды деятельности – игровая, коммуникативная, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития детей. Очень важно понимать, что раннее обучение основам родного языка, позволяет наиболее осознано освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе. Новизна программы заключается в том, чтобы всесторонне способствовать своевременному и эффективному развитию речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, комплексно формировать структурные компоненты системы языка – фонетической, лексической, грамматической.
Публикация «Рабочая программа по речевому развитию в средней группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы по данному курсу.
Цель: развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
Задачи:
- развитие познавательной речевой активности;
- развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками;
- развитие умений говорения и слушания;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного словаря;
- формирование описательной развернутой речи воспитанников;
- развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей.
Формы организации образовательной деятельности.
- Общение взрослого с ребенком во всех видах и сферах деятельности.
- Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками, детьми разного возраста.
- Высокая культура речи взрослых.
- Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей.
- Предоставление воспитанникам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми. Восприятие становится более расчленённым. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечё т за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая, к своего рода, опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
При разработкеконспектов занятий использовалась следующая литература:
1. В. В. Гербова «Учусь говорить»
2. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников
3. О. Е. Громова «Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет»
4. А. Г. Арушанова «Развитие диалогического общения»
5. Журналы «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения»
6. Д. Денисова, Ю. Дорошин. Прописи для малышей. Средняя группа.
Название игры
цель
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1. «Кто больше слов скажет?»
2. ЗКР. Звук «С»
3. ЗКР. Звук «Л (ль)»
4. Формирование правильного произношения звука «Ч»
5. Прописи. 6стр. 1-2
1. Учить называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
2. Познакомить с произношением звука «с»; учить правильному произношению звука «с» в слогах, в слогах, предложениях. 3. Учить детей артикулировать звук, закрепить произношение мягкого и твердого звука в словах, упражнять в определении наличия звука в словах. 4. Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно, в слогах, словах и предложениях.
5. Учить обводить по точкам.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1. Знакомство со звуком «Д»
2. "Звук "Ц"
3. «Звук Ш»
4. «Кто заблудился?»
5. Прописи. 6стр. 3-4
1. Учить воспринимать на слух и правильно произносить звук «Д»
изолированно в словах, фразах, слогах. Упражнять нахождение места звука в слове.
2. Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. 3. Учить детей рассматривать сюжетную картинку,
обогащать их словарь, совершенствовать грамотный строй речи.
4. Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
5. Учить обводить по точкам.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1. «Невероятные истории»
2. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Зимние забавы»
3. Прослушивание муз. отрывков (В. Герчик «Песня стрекозы»,
В. Шаинский «Чунга – чанга и др.)
4. Разучивание отрывка «Разные звуки»
5. Прописи. 6стр. 5-6
1. Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опыта.
2. Формировать умение рассказывать о картине последовательно, учить описывать свои чувства и настроение вызываемые картиной.
3. Учить понимать содержание отрывков из музыкальных произведений и соотносить их с эмоциональным словарем.
4. Продолжать развивать умение правильно произносить в словах звуки.
5. Учить обводить по точкам.
Где-то собаки ворчали:
Листья под ветром шумели:
Р-р-р! Тссс!
Гудели от ветра все провода:
Змеи в лесу шипели:
З-з-н! Шшии!
В стойле коровы мычали:
А комары все пели:
Мму-у! Дззы!
Капала в кухне из крана вода:
Непоседа мяч и ночью
Динь! Успокоиться не хочет:
В комнате мухи жужжали:
Пам! Пам!
Жж-жи! Куклы кашляют в постели –
Перекликались в ночи поезда:
Днем мороженое ели:
Чууу! Кха! Кха!
Мимо машины бежали:
Тррр!
Я
Н
В
А
Р
Ь
1. Составление необыкновенной истории про Незнайку.
2. Заучивание стихотворения М. Джалиля «Мой пес»
3. Д/и «Проведи дорожку»
( Описание игры: в верхней части большого листа бумаги нарисованы завод, магазин, школа, парк, кинотеатр, цирк, детский сад, жилой дом; в нижней части – мама, папа и брат с сестрой).
4. Разучивание русской народной потешки.
«Дубы – дубочки, пеку блиночки»
5. Прописи. 6стр. 7-8
1. Учить детей подбирать нужные и правильные слова.
2. Продолжать учить детей понимать смысл стихотворения, уметь объяснить главную мысль этого стихотворения.
3. Учить детей составлять предложения, связанные между собой по смыслу.
4. Учить детей рассказывать потешки наизусть, сопровождая речь движениями.
5. Учить обводить по точкам.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1. Драматизация сказки «Колобок»
2. Беседа «Чем питаются птицы». Заучивание стихотворения О. Г. Зыкова
3. Составление рассказа о зиме.
4. Д/и «Сравни снеговиков»
5. Прописи. 6стр. 9-10
1. Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев.
2. Продолжать учить детей читать стихотворения наизусть с выражением.
3. Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта.
Придумать вместе с детьми интересную, необыкновенную, зимнюю историю.
4. Учить детей находить отличия между двумя предметами. Учить отвечать полными ответами.
5. Учить обводить по точкам.
М
А
Р
Т
1. Составление рассказа «Моя комната»
2. Д/и «Огород»
(Од-од-од - у нас славный огород.
Ро-ро-ро - наполняй водой ведро.
Ко-ко-ко - мы посадим семечко.
Ем-ем-ем - мы из леечки польем.
- Что такое огород? Что растет на огороде)
3. Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка»
4. Заучивание стихотворения А. Кочергиной
«Что растет у Натки
На зеленой грядке?»
5. Д/игра «Что вы видите вокруг?»
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Плим»
6. Прописи. 6стр. 11-12
1. Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. После составления рассказа зарисовать свою комнату.
2. Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание.
3. Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев.
4. Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.
5. Уточнить представления детей о названиях предметов, развивать умение использовать в речи обобщающие слова.
6. Учить обводить по точкам.
А
П
Р
Е
Л
Ь
1. Заучивание стихотворения наизусть «Ты скажи мне, реченька лесная…»
2. Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.
3. Чтение сказки «Про Иванушку-дурачка»
сопровождая показом иллюстраций.
4. Составление сказки «Приключения Маши в лесу»
5. Прописи. 6стр. 13-14
1. Педагог спрашивает у детей, доводилось ли кому-нибудь видеть чистую речку? Вода в таких речках холодная и журчит, будто разговаривает с бережком и деревцами.
2. Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь. Можно использовать картинки с дикими животными для составления рассказа.
3. Объяснить детям, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
4. Учить составлять сказки.
5. Учить обводить по точкам.
М
А
Й
1. Заучивание «Что такое день победы!»
2. Заучивание стихотворения О. Г. Зыкова
«Родина»
3. «В гостях у лесника»
4. Д/и «Как сказать по -другому?»
5. Прописи. 6стр. 15-16
1. Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.
2. Перед заучиванием стихотворения провести беседу. Учить четко проговаривать слова, рассказывать выразительно стихотворение.
3. Упражнять в подборе однокоренных слов; побуждать к составлению творческого рассказа.
4. Учить заменять многозначные слова в словосочетаниях.
5. Учить обводить по точкам.
Родина
(отрывок)
Дом родной знакомый с детства,
Где бабуля ставит тесто;
Школа, где учился брат;
Мой любимый детский сад;
Все мои друзья, подружки,
Санки, мячики, игрушки,
Мама, папа, брат и я –
Это Родина моя!