МААМ-картинки

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» в 1 классе

Наталья Савина
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рабочая программа «Окружающий социальный мир» предназначена для учащихся 1 класса (вариант 2, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Публикация «Рабочая программа по предмету „Окружающий социальный мир“ в 1 классе» размещена в разделах

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.).

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, от 19 декабря 2014 года № 1599.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 365с.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.

Учебный план КОУ «Исилькульская адаптивная школа - интернат».

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями из–за различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет формировать у них осмысленное восприятие социальной действительности, научить включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель программы – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения у учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталости по второму варианту.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, об электробытовых приборах, о транспорте; о праздниках.

2. Формирование о функциональном назначении окружающих предметов.

3. Формирование представлений об окружающих людях : овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

4. Отработка умений вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

5. Развитие межличностных и групповых отношений.

Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

При проведении уроков по предмету «Окружающий социальный мир» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа, наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, технических средств, практический (упражнения, практические работы).

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Окружающий социальный мир» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

• образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

• ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС;

• ВК сообщество, Дети и родители;

• ВК сообщество, TUTOR TIME;

• ВК сообщество, «Сундучок» для педагогов и родителей;

• ВК сообщество, Дефектология Проф;

• ВК сообщество, Дефектолог. BY;

• ВК сообщество, коррекционный педагог – эксперт;

• ВК сообщество, Педагогическая копилка;

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Весь учебный материал по предмету «Окружающий социальный мир» размещается на сайте https://www.maam.ru/users/savina83.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний и умений, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. Содержание материала является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.

Занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (поликлиника, магазин, парикмахерская, кинотеатр). Ребенок выходит в город (поселок, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Программа «Окружающий социальный мир» представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции и обычаи».

Обучающие задачи по разделу:

«Квартира, дом, двор» направлены на формирование умения сообщать свой адрес, представления о планировке помещений квартиры (дома, о местах общего пользования в доме, о территории двора;

«Предметы быта» направлены на формирование представления об электробытовых приборах, о предметах интерьера;

«Школа» направлены на формирование представления о себе как члене коллектива класса, о дружеских взаимоотношениях, о профессиональной деятельности людей, работающих в школе;

«Предметы и материалы, изготовленные человеком» направлены на формирование представления о предметах, изготовленных из бумаги, дерева, резины и стекла;

«Город» направлены на формирование умения соблюдать правила поведения в общественных местах, представления о зданиях родного города, о профессиональной деятельности людей, работающих в городских учреждениях;

«Транспорт» направлены на формирование представления о специальном транспорте, о профессиональной деятельности людей, работающих на специальном транспорте;

«Традиции и обычаи» направлены на формирование представления о праздниках.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).

Примерные планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

• формирование уважительного отношения к окружающим;

• освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Возможные предметные результаты

Узнавать и различать помещения школы,

Знать назначения помещений школы

Узнавать и различать классную комнату, окружающие предметы в классе.

Узнавать и различать учащихся и педагогов, работающих в классе.

Учить узнавать и различать школьные принадлежности.

Узнавать и различать предметы, изготовленные из бумаги.

Узнавать и различать предметы, изготовленные из дерева.

Узнавать и различать предметы, изготовленные из стекла

Узнавать и различать предметы, изготовленные из резины.

Учить узнавать (различать) предметы мебели : стол, стул, диван, шкаф, кровать).

Учить узнавать (различать) предметы посуды.

Учить узнавать, различать предметы кухонного инвентаря : разделочная доска, половник.

Узнавать и различать атрибуты и праздник Новый год.

Учить узнавать и различать электроприборы - телевизор, утюг, настольная лампа, обогреватель; соблюдать элементарные правила техники безопасности.

Узнавать и различать части дома.

узнавать и различать типы домов: одноэтажные и многоэтажные.

узнавать и различать помещения (комнаты) квартиры (дома).

узнавать и различать упаковки с напитком (чай, сок, квас).

узнавать и различать упаковки с молочным продуктом (молоко, йогурт, творог).

узнавать и различать готовые мясные продукты - колбаса.

Узнавать и различать наземный транспорт.

Узнавать и различать водный транспорт.

Узнавать и различать воздушный транспорт.

узнавать и различать части территории улицы (проезжая часть, тротуар)

узнавать и различать профессии людей, особенностями их деятельности, отдельными орудиями труда (учитель – указка, книга; врач – градусник, бинт; повар – половник, кастрюля).

Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах города.

Изучение предмета «Окружающий социальный мир» 1 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные результаты:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

осознание себя как одноклассника, друга;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Коммуникативные результаты:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные результаты:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

работать с учебными принадлежностями;

следовать предложенному плану, работать в общем темпе.

Познавательные результаты:

сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

наблюдать;

работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Методы диагностики и критерии результативности

Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Окружающий социальный мир» проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)

2 этап – январь (промежуточная диагностика)

3 этап – май (итоговая диагностика)

Результат оцениваются по следующим критериям:

5 баллов - выполняет действие самостоятельно,

4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.,

3 балла - выполняет действие по образцу,

2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,

1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,

0 баллов - действие не выполняет.

Полученные данные заносятся в карту развития.

Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)

2 этап – январь (промежуточная диагностика)

3 этап – май (итоговая диагностика)

Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов сформированности БУД.

Тематический план

№ п/п Наименование разделов Всего часов

1 Школа. 8 часов

2 Квартира, дом, двор. 3 часа

3 Транспорт. 3 часа

4 Продукты питания 3 часа

5 Предметы быта 4 часа

6. Предметы и материалы, изготовленные человеком 4 часа

7. Город 4 часов

8. Традиции и обычаи 3 часа

Итого 33 часа

Содержание предмета.

Школа.

Здравствуй, школа! Помещения школы. Классная комната. Я в классе. Кто меня учит? Я ученик! Мои учебные вещи.

Квартира, дом, двор.

Дом, части дома. Типы домов: одноэтажный и многоэтажный. Помещения (комнаты) квартиры (дома).

Транспорт.

Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт.

Продукты питания

Узнавание и различение упаковок с напитком. Узнавание и различение упаковок с молочным продуктом. Мясные готовые продукты – колбаса.

Предметы быта

Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, кровать). Предметы посуды (тарелка, стакан, ложка, вилка, кастрюля, чайник, сковорода). Кухонный инвентарь: разделочная доска, половник. Электробытовые приборы. Правила техники безопасности.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Бумажные предметы. Деревянные предметы. Стеклянные предметы. Резиновые предметы

Город

Улица. Профессии (учитель, врач, повар). Правила поведения в общественных местах.

Традиции и обычаи

Праздник Новый год. Праздник мам.

Программно-методическое обеспечение :

комплект рабочих тетрадей -Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. «Я - говорю!» : «Я в семье», «Я – ребёнок».

«Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н. В. Гальская, Л. М. Сахар.

пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я и окружающий мир», авторы: Т. В. Демьяненок, Ю. Н. Кислякова, И. Ю. Оглоблина.

Материально-техническое обеспечение: натуральные объекты, муляжи, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения; технические средства обучения: ноутбук.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью;

2. примерная адаптированная основная образовательная программа, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Публикации по теме:

Макет карточки-задания для учителя по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе. Пейзаж в русской и советской живописи Вид занятий: беседы по искусству. Тема урока: «пейзаж в русской и советской живописи». Задание: Проанализируйте содержание художественных.

Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа 21 века» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 51 Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседании МО.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музееУрок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве. Задачи: познакомить.

Презентация «Внеурочная деятельность по предмету «Кубановедение» во 2 классе. Заочная экскурсия» Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас совершить заочную экскурсию с учащимися 2 класса по городу Краснодару. Ученики подготовили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» в 1 классе
Опубликовано: 23 октября 2020 в 19:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» в 1 классе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Савина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД