Наталья Савина
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа «Окружающий социальный мир» предназначена для учащихся 1 класса (вариант 2, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Публикация «Рабочая программа по предмету „Окружающий социальный мир“ в 1 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир, 1 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, от 19 декабря 2014 года № 1599.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 365с.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.
Учебный план КОУ «Исилькульская адаптивная школа - интернат».
Дети с тяжелыми и множественными нарушениями из–за различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет формировать у них осмысленное восприятие социальной действительности, научить включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель программы – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения у учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталости по второму варианту.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, об электробытовых приборах, о транспорте; о праздниках.
2. Формирование о функциональном назначении окружающих предметов.
3. Формирование представлений об окружающих людях : овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
4. Отработка умений вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
5. Развитие межличностных и групповых отношений.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
При проведении уроков по предмету «Окружающий социальный мир» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа, наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, технических средств, практический (упражнения, практические работы).
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Окружающий социальный мир» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.
При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:
• образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;
• ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС;
• ВК сообщество, Дети и родители;
• ВК сообщество, TUTOR TIME;
• ВК сообщество, «Сундучок» для педагогов и родителей;
• ВК сообщество, Дефектология Проф;
• ВК сообщество, Дефектолог. BY;
• ВК сообщество, коррекционный педагог – эксперт;
• ВК сообщество, Педагогическая копилка;
• Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Весь учебный материал по предмету «Окружающий социальный мир» размещается на сайте https://www.maam.ru/users/savina83.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний и умений, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. Содержание материала является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.
Занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (поликлиника, магазин, парикмахерская, кинотеатр). Ребенок выходит в город (поселок, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Программа «Окружающий социальный мир» представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции и обычаи».
Обучающие задачи по разделу:
• «Квартира, дом, двор» направлены на формирование умения сообщать свой адрес, представления о планировке помещений квартиры (дома, о местах общего пользования в доме, о территории двора;
• «Предметы быта» направлены на формирование представления об электробытовых приборах, о предметах интерьера;
• «Школа» направлены на формирование представления о себе как члене коллектива класса, о дружеских взаимоотношениях, о профессиональной деятельности людей, работающих в школе;
• «Предметы и материалы, изготовленные человеком» направлены на формирование представления о предметах, изготовленных из бумаги, дерева, резины и стекла;
• «Город» направлены на формирование умения соблюдать правила поведения в общественных местах, представления о зданиях родного города, о профессиональной деятельности людей, работающих в городских учреждениях;
• «Транспорт» направлены на формирование представления о специальном транспорте, о профессиональной деятельности людей, работающих на специальном транспорте;
• «Традиции и обычаи» направлены на формирование представления о праздниках.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
Примерные планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Возможные предметные результаты
Узнавать и различать помещения школы,
Знать назначения помещений школы
Узнавать и различать классную комнату, окружающие предметы в классе.
Узнавать и различать учащихся и педагогов, работающих в классе.
Учить узнавать и различать школьные принадлежности.
Узнавать и различать предметы, изготовленные из бумаги.
Узнавать и различать предметы, изготовленные из дерева.
Узнавать и различать предметы, изготовленные из стекла
Узнавать и различать предметы, изготовленные из резины.
Учить узнавать (различать) предметы мебели : стол, стул, диван, шкаф, кровать).
Учить узнавать (различать) предметы посуды.
Учить узнавать, различать предметы кухонного инвентаря : разделочная доска, половник.
Узнавать и различать атрибуты и праздник Новый год.
Учить узнавать и различать электроприборы - телевизор, утюг, настольная лампа, обогреватель; соблюдать элементарные правила техники безопасности.
Узнавать и различать части дома.
узнавать и различать типы домов: одноэтажные и многоэтажные.
узнавать и различать помещения (комнаты) квартиры (дома).
узнавать и различать упаковки с напитком (чай, сок, квас).
узнавать и различать упаковки с молочным продуктом (молоко, йогурт, творог).
узнавать и различать готовые мясные продукты - колбаса.
Узнавать и различать наземный транспорт.
Узнавать и различать водный транспорт.
Узнавать и различать воздушный транспорт.
узнавать и различать части территории улицы (проезжая часть, тротуар)
узнавать и различать профессии людей, особенностями их деятельности, отдельными орудиями труда (учитель – указка, книга; врач – градусник, бинт; повар – половник, кастрюля).
Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах города.
Изучение предмета «Окружающий социальный мир» 1 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
осознание себя как одноклассника, друга;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
Коммуникативные результаты:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Регулятивные результаты:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями;
следовать предложенному плану, работать в общем темпе.
Познавательные результаты:
сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Методы диагностики и критерии результативности
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Окружающий социальный мир» проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – январь (промежуточная диагностика)
3 этап – май (итоговая диагностика)
Результат оцениваются по следующим критериям:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно,
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.,
3 балла - выполняет действие по образцу,
2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,
1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,
0 баллов - действие не выполняет.
Полученные данные заносятся в карту развития.
Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – январь (промежуточная диагностика)
3 этап – май (итоговая диагностика)
Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов сформированности БУД.
Тематический план
№ п/п Наименование разделов Всего часов
1 Школа. 8 часов
2 Квартира, дом, двор. 3 часа
3 Транспорт. 3 часа
4 Продукты питания 3 часа
5 Предметы быта 4 часа
6. Предметы и материалы, изготовленные человеком 4 часа
7. Город 4 часов
8. Традиции и обычаи 3 часа
Итого 33 часа
Содержание предмета.
Школа.
Здравствуй, школа! Помещения школы. Классная комната. Я в классе. Кто меня учит? Я ученик! Мои учебные вещи.
Квартира, дом, двор.
Дом, части дома. Типы домов: одноэтажный и многоэтажный. Помещения (комнаты) квартиры (дома).
Транспорт.
Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт.
Продукты питания
Узнавание и различение упаковок с напитком. Узнавание и различение упаковок с молочным продуктом. Мясные готовые продукты – колбаса.
Предметы быта
Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, кровать). Предметы посуды (тарелка, стакан, ложка, вилка, кастрюля, чайник, сковорода). Кухонный инвентарь: разделочная доска, половник. Электробытовые приборы. Правила техники безопасности.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Бумажные предметы. Деревянные предметы. Стеклянные предметы. Резиновые предметы
Город
Улица. Профессии (учитель, врач, повар). Правила поведения в общественных местах.
Традиции и обычаи
Праздник Новый год. Праздник мам.
Программно-методическое обеспечение :
комплект рабочих тетрадей -Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. «Я - говорю!» : «Я в семье», «Я – ребёнок».
«Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н. В. Гальская, Л. М. Сахар.
пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я и окружающий мир», авторы: Т. В. Демьяненок, Ю. Н. Кислякова, И. Ю. Оглоблина.
Материально-техническое обеспечение: натуральные объекты, муляжи, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения; технические средства обучения: ноутбук.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью;
2. примерная адаптированная основная образовательная программа, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).