Юлия Лобичева
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Санкт - Петербург - город с удивительной судьбой, кладовая исторических и культурных традиций.
Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом маленьком и юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам. В дошкольном детстве, в детских садах накапливаются первоначальные знания о городе, знакомясь с достопримечательностями Санкт - Петербурга, его каналами, природой. Именно в дошкольном возрасте закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему городу.
Публикация «Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Чувство патриотизма. любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с раннего возраста. Знакомя дошкольников с Санкт - Петербургом целесообразно, сначала привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно.
Это позволяет раскрыть интересы к истории и культуре родного города. Сначала изучение родного города необходимо начинать с ближайшего окружения, то есть с того места, где живёт ребёнок. которое он может ежедневно наблюдать. Постепенно расширяя знания о городе. знакомить с уникальной архитектурой, её красотой и многообразием. Важно, что при ознакомлении дошкольников с Санкт - Петербургом необходимо заинтересовать каждого ребёнка,подобрать индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о своём городе.
В настоящее время в школах города всё большее внимание уделяется вопросам краеведческого образования, поэтому в дошкольном возрасте детям необходимо дать первоначальное представление о родном городе, районе, научить замечать их красоту, неповторимость, сказочность.
Содержание образовательной программы «Здравствуй, Петербург!» направлено :
на создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей ребенка.
Планирование составлено с учетом возрастных и психологических особенностей детей, распределение основных вопросов содержания идет от того, что знакомо детям, использует их жизненный опыт, знание детьми своего ближайшего окружения.
В течение года проводятся совместные праздники (комплексные занятия) по следующим темам: «Осенний Петербург», «День снятия Блокады Ленинграда» и «День рождения Города»
Цель: Формирование духовно богатой и высоконравственной личности, проявляющей познавательный интерес к истории и культуре родного города.
Задачи:
Познакомить детей со спецификой города как средой обитания;
Начать формировать представления об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;
Познакомить с центральными ансамблями Невских берегов;
Начать знакомство с Василеостровским районом;
Познакомить детей с историей рождения города, историей его строительства и с историей героической защиты города в годы Блокады.
Условия реализации программы.
Программа предназначена для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми от 5 до 7 лет. Программа рассчитана на два года. Первый год – для детей старшего возраста. Второй год – для детей подготовительного возраста. Педагог встречается с детьми один раз в 2 недели.
Описание форм и методов проведения занятий:
Словесные методы обучения
Устное изложение;
Беседа;
Наглядные методы обучения
Показ иллюстраций;
Работа по образу;
Практические методы обучения
Конструирование зданий;
Работы с учебными листами;
Обыгрывание поз скульптур;
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Частично-поисковый метод обучения.
Перспективно – тематическое планирование в подготовительной группе. 2-ой год обучения.
Месяц
«Здравствуй Петербург!»
Тема
Задачи
Сентябрь
Как строился город. Рабочий день Петра Первого. Домик Петра Первого – первый дом города.
Содействовать: знакомству детей с жизнью основателя СПб – Петром I; изучению истории СПб; изучению появления Домика Петра Первого
Октябрь
Острова. Почему они так названы. Васильевский – наш родной остров. Знакомство с бомбардиром Василием: история и памятник.
Содействовать: формированию у детей представление о том, что Васильевский остров является самым большим остовом СПб; определению географическое месторасположение; знакомству с Василеостровским районом
Летний сад – любимый «огород» Петра Первого.
История его создания и появление скульптур. Скульптурная группа
Содействовать: знакомству детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностей Санкт - Петербурга; знакомству с достопримечательностями нашего города, с постройками, находящимися в Летнем Саду
Ноябрь
Санкт – Петербург – толерантная столица.
Содействовать: закреплению знаний у детей понятии «толерантность»; повышению сплоченности группы; знакомству с представлениями об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними; развитию понятия «СПБ- толерантная столица»;
Музеи на стрелке Васильевского острова.
Кунсткамера- первый музей России.
Содействовать: формированию представлений детей о музеях на стрелке Васильевского острова; Кунсткамера – история создания первого российского музея.
Декабрь
Музеи нашего города
Содействовать: знакомству с главными музеями города; знакомству детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно-историческим музеем мира – Эрмитажем
Храмы и Святые покровители СПб.
Содействовать: знакомству детей с различными храмами их назначением; воспитанию в детях понимание, того, что надо уважать взгляды людей, что вера в Бога глубоко личное дело каждого человека; воспитанию уважения к различным религиям
Январь
900 дней блокады.
Создать условия для продолжения знакомства детей с историческим прошлым нашего города; воспитанию чувства любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады
Февраль
А. С. Пушкина: памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта
Содействовать: знакомству с портретом Пушкина, его творчеством и биографией
23 февраля – День защитника Отечества. Санкт – Петербург – город военной доблести.
Создать условия для формирования представлений детей о военных учебных заведениях Петербурга и Васильевского острова. Первый кадетский корпус, Румянцевский обелиск, военно-морское училище, памятник Крузенштерну.
Март
Легенды и мифы Санкт – Петербурга.
Содействовать: знакомству детей с необычными скульптурами, украшающими них город; развитию у детей любознательность и желание узнавать у детей, что-то новое и интересное о городе, в котором они живут
Театры нашего города
Содействовать: знакомству детей с разными видами театрального искусства (опера, балет, кукольный спектакль, драматический спектакль и цирк); обобщению знаний детей о петербургских театрах, в которых они бывали
Апрель
Улицы, проспекты, бульвары, площади.
Содействовать: знакомству с неповторимой красотой нашего города, его улиц, проспектов и площадей; знакомству с устройством улиц, нумерации домов
Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы, первая верфь СПб.
Кораблик – символ города.
Содействовать: формированию представлений детей о верфи, нахождению на адаптированной карте Адмиралтейства, происхождение названия, функции.
Май
Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места)
Создать условия для формирования патриотического сознания; знакомства с историческим прошлым города Ленинграда; закрепления уважения к прошлому и героям ВОВ;
Как город празднует свой день рождения?
Содействовать: обобщению знаний детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах о людях, прославивших наш город
Ожидаемые результаты:
В конце второго года дети должны:
знать основные отличительные символы города (имя, герб, флаг)
узнавать основателя города и называть его имя;
узнавать основные достопримечательности;
знать улицу, на которой живет и на которой находится детский сад;
иметь четкое представление кто такие архитектор, скульптор художник, иметь представление о видах зданий города, части здания;
знать правила поведения петербуржца дома и в городе.
Методическое обеспечение :
:
Алифанова Г. Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – Паритет, 2005.
Гурьева Н. А. «Детям о Санкт-Петербурге». – Паритет 2012 г.
Гурьева Н. А. «Первое знакомство с Санкт-Петербургом». – Паритет 2014.
Дмитриева Е. В. «Санкт-Петербург. Пособие по истории города»
Скачать:
Файл programma_zdravstvuy_peterburg_.docx 22.5 КБ
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Санкт - Петербург - город с удивительной судьбой, кладовая исторических и культурных традиций.
Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом маленьком и юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам. В дошкольном детстве, в детских садах накапливаются первоначальные знания о городе, знакомясь с достопримечательностями Санкт - петербурга, его каналами, природой. Именно в дошкольном возрасте закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему городу.
Чувство патриотизма. любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с раннего возраста. Знакомя дошкольников с Санкт - Петербургом целесообразно, сначала привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно.
Это позволяет раскрыть интересы к истории и культуре родного города. Сначала изучение родного города необходимо начинать с ближайшего окружения, то есть с того места, где живёт ребёнок. которое он может ежедневно наблюдать. Постепенно расширяя знания о городе. знакомить с уникальной архитектурой, её красотой и многообразием. Важно, что при ознакомлении дошкольников с Санкт - Петербургом необходимо заинтересовать каждого ребёнка,подобрать индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о своём городе.
В настоящее время в школах города всё большее внимание уделяется вопросам краеведческого образования, поэтому в дошкольном возрасте детям необходимо дать первоначальное представление о родном городе, районе, научить замечать их красоту, неповтори