лена
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе «Перспектива»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Окружающий мир
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающего мира для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (Издательство, «Просвещение», 2010 г.); с рекомендациями примерной программы (сборник рабочих программ 1-4 классы предметной линии «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2011г.); с рекомендациями авторской программы учебника по окружающему миру Плешакова А. А., Новицкой М. Ю. (2010 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г. согласно положению о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год; Министерство образования и науки Российской Федерации публикует Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Содержание программы «Окружающий мир» 4 класс соответствует содержанию ФГОС ООП НОО, ООП НОО МОУ Гимназия, учебному плану МОУ Гимназия на 2019/2020 учебный год. Плешакова А. А., Новицкой М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях. – М. : Изд-во «Просвещение», 2018 г. Комплект «Перспектива».
Публикация «Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе „Перспектива“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цели обучения по комплекту «Перспектива» :
– формирование личности ребенка
– развитие универсальных учебных действий
– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Задачи программы :
формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;
воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу, своему Отечеству;
развитие стремления к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира;
расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал.
Принципы:
– принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения
уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
– принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного
воспитания, российского менталитета;
– принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического,
нравственного и духовного здоровья;
– принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность
для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-
нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и
социума в целях продуктивного воспитания;
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Перспектива», включающий:
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М. : Просвещение, 2018; Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М. : Просвещение, 2018.;Яценко И. Ф. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» – М. : «ВАКО», 2018.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ Гимназия рабочая программа «Окружающий мир» в 4 классе составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 недели).
1. Планируемые результаты
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учащиеся научатся:
• понимать особую роль России в мировой истории;
• уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
• осознавать целостность окружающего мира;
• основам экологической грамотности, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Учащиеся получат возможность научиться:
• аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать;
• осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
• развивать навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Содержание программы
Наше отечество в природном и культурном пространстве и времени
Основное положение программы : историческое существование народов России должно сознательно строиться на основе взаимного уважения национальных традиций и плодотворного труда каждого гражданина для достижения общего блага.
Разговору о России как многонациональном государстве будет предпослан раздел с элементами физической, историко-этнографической и экономической географии: материки и океаны, горы и равнины, реки и озера; общее представление о географической карте; ориентирование на местности, стороны горизонта, компас; природные зоны России, разнообразие климатических условий жизни ее народов, богатство природных ресурсов, связь хозяйственной культуры народов России с природно-климатическими зонами их проживания в прошлом и настоящем. Будут даны правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Затем будут представлены государственная символика. Москва — столица России; основные события отечественной истории и ее крупнейшие деятели. Итог программы — мысль о важности вклада каждого народа России и каждого гражданина в развитие исторической жизни нашего Отечества; об ответственности каждого за соблюдение национальных интересов и рост общенационального богатства страны.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты
детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др., города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село, регион (область, край, республика) : название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда, верования, народные праздники и обычаи.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями) : название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог, обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир»
4 класс.
№ п. /п. Тема урока Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки (и/или коррекция)
1 Общество-это мы!
Гражданин и гражданское общество. 03.09 – 07.09
2 Российский народ. 03.09 – 07.09
3 Конституция России. 10.09 – 14.09
4 Права ребенка. 10.09 – 14.09
5 Государственное устройство России. 17.09 – 21.09
6 Российский Союз равных.
Практическая работа «Флаги республик» 17.09 – 21.09
7 Государственная граница России. 24.09 – 28.09
8 Путешествие за границу России. 24.09 – 28.09
9 Сокровища России и их хранители. 01,10 – 05.10
10 Творческий союз. 01,10 – 05.10
11 Обобщение по теме «Мы-граждане единого Отечества» 08.10 – 09.10
12 Проверочная работа. 15.10 – 19.10
13 Работа над ошибками 15.10 – 19.10
14 Карта-наш экскурсовод.
Р/к «Карта Московской области» 22.10 – 26.10
15 По равнинам и горам.
Практическая работа «Равнины и горы России»
Р/к «Особенности поверхности Московской области» 22.10 – 26.10
16 В поисках подземных кладовых.
Практическая работа «Изучение подземных ископаемых»
ПДД «Дорога, что ты расскажешь о себе?» 29.10 – 02.11
17 Наши реки
Р/к «Реки Московской области» 29.10 – 02.11
18 Озера - краса земли.
Р/к «Озёра Московской области» 06.11 – 09.11
19 По морским просторам. 06.11 – 09.11
20 С севера на юг.
ПДД «Участники дорожного движения» 12.11 – 16.11
21 В ледяной пустыне. 12.11 – 16.11
22 В холодной тундре. 19.11 – 20.11
23 Среди лесов.
Р/к «Лесная зона Московской области» 26.11 – 30.11
24 В широкой степи. 26.11 – 30.11
25 В жаркой пустыне.
Практическая работа «Живой мир пустынь» ПДД «Транспорт на дорогах нашего города» 03.12 – 07.12
26 У теплого моря. 03.12 – 07.12
27 Мы – дети родной земли. Р/к «Растительный и животный мир Московской области» 10.12 – 14.12
28 В содружестве с природой. 10.12 – 14.12
29 Как сберечь природу России
ПДД «Безопасность на дороге - зависит от нас» 17.12 – 21.12
30 По страницам Красной книги.
Создание проекта «Красная Книга нашего региона» 17.12 – 21.12
31 По заповедникам и национальным паркам.
Обобщение. Создание проекта «Чудесное путешествие по России» 24.12 – 28.12
32 Проверочная работа 24.12 – 28.12
33 За страницами учебника 09.01 – 11.01
34 В путь по Реке времени. Создание проекта «Календарь памятных дат»
ПДД «Средства регулирования дорожного движения» 14.01 – 18.01
35 Путешествуем с археологами. 14.01 – 18.01
36 По страницам летописи. 21.01 – 25.01
37 Истоки древней Руси. 21.01 – 25.01
38 Мудрый выбор. 28.01 – 01.02
39 Наследница Киевской Руси. 28.01 – 01.02
40 Москва – преемница Владимира. 04.02 – 08.02
41 Начало Московского царства. 04.02 – 08.02
42 Подвижники Руси и землепроходцы. 11.02 – 15.02
43 На пути к единству.
ПДД «Безопасность на дороге в разное время года (весна, лето)» 11.02 – 15.02
44 Начало Российской империи. 18.02 – 19.02
45 «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» 25.02 – 01.03
46 Отечественная война 1812 года. 25.02 – 01.03
47 Великий путь.
ПДД «Безопасность на дороге в разное время года (осень, зима)» 04.03 – 08.03
48 Тест по теме «Российская империя» 04.03 – 08.03
49 Золотой век театра и музыки. 11.03 – 15.03
50 Расцвет изобразительного искусства и литературы.
Обобщение по теме. 11.03 – 15.03
51 В поисках справедливости 18.03 – 22.03
52 Век бед и побед. 18.03 – 22.03
53 .«Вставай, страна огромная!» 25.03 – 29.03
54 Трудовой фронт России. 25.03 – 29.03
55 «Нет в России семьи такой…»
Создание проекта «Моя семья в истории России»
(Продолжение)
Р/к «Я помню, я горжусь» Герои ВОВ г. Фрязино 01.04 – 05.04
56 После великой войны. 01.04 – 05.04
57 Экскурсия в музей. 08.04 – 09.04
58 Достижения 1950 – 1970-х годов.
Создание проекта «Моя семья в истории России» (Продолжение)
Р/ к «Наши земляки, прославившие свои имена» Герои соцтруда герои СССР Порошкуро, Музей Ретро, г. Фрязино 15.04 – 19.04
59 Проверочная работа. 15.04 – 19.04
60 За страницами учебника 20.04 – 26.04
61 Современная Россия.
ПДД «Круговорот в стране дорожных знаков» 20.04 – 26.04
62 Хороша честь, когда есть, что есть.
Р/к «Виды сельскохозяйственной деятельности Московской области» 29.04 – 03.05
63 Умная сила России. 29.04 – 03.05
64 Комплексная контрольная работа 06.05 – 10.05
65 Светлая душа России. 06.05 – 10.05
66 Начни с себя! 13.05 – 17.05
67 Экскурсия на предприятие города. 13.05 – 17.05
68 Обобщение по теме.
Создание проекта «Я строю будущее России» 20.05 – 24.05
Материально-техническое обеспечение
1. Программа курса «Окружающий мир» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. М., Просвещение, 2014.
2. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. М., Из-во «ВАКО», 2018.
3.. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник в 2-ух частях, 4 класс, Просвещение 2018.
4. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 1,2 часть, 4 класс, Просвещение 2018.
5. . Технические средства : проектор, компьютер, интерактивная доска (экран).