Елена Завалишина
Рабочая программа по ОБЖ «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 комбинированного вида
Рабочая программа
по ОБЖ
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
МКДОУ Детского сада №2
Составитель:
Завалишина Елена Викторовна
с. Красногвардейское
1.1 Пояснительная записка
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
Публикация «Рабочая программа по ОБЖ „Азбука безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защищаться от диких животных и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Вся наша жизнь связана с интенсивным движением транспорта на дорогах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, техническим прогрессом, экологическими проблемами. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности.
Актуальность данной темы —» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.
Основным источником впечатлений для ребенка является ознакомление с окружающим миром. Ребенка интересует все происходящее вокруг. И часто, увлеченный чем-то новым, Интересным, необычным, он попадает в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не могут еще в должной мере управлять своим поведением, у них не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся обстановке. Поэтому на взрослого человека природой возложена обязанность защищать своего ребёнка. Однако невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя., детям нужно разумно помогать избегать опасные ситуации. Именно поэтому еще в детском саду необходимо воспитывать у ребенка правила безопасного поведения.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила педагог должен быть сам с ними знаком, уметь преподнести материал доходчиво, соответственно возрасту, эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир азбуки безопасности.
1.2 Цель программы :
программа «Азбука безопасности» направлена на:
-обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте,при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми,колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями;
- становление у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей
здорового образа жизни.
1. 3 Задачи:
Создавать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ.
1. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
3. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
4. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
1.4 Законодательно – нормативное обеспечение
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Закон Ставропольского края «Об образовании».
3. Устав МКДОУ Детский сад №2.
1.5. Ожидаемые результаты
1. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей дошкольного возраста.
2. Установление прочных связей в организации совместной работы МКДОУ Детский сад №2 с органами ГИБДД, пожарной службы, общественными организациями по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.
3. Расширение материально-технического и методического обеспечения программы «Азбука безопасности».
4. Расширение представления детей об окружающей дорожной среде и правилахдорожного движения; правилах пожарной безопасности, правилах личной безопасности и формирование прочных привычек в применении полученных знаний, умений и навыков. 5. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
1.6. Объекты программы
1. Дети – воспитанники подготовительной группы №1 МКДОУ Детский сад №2.
2. Семьи детей, посещающих детский сад.
3. Педагогический коллектив МКДОУ Детский сад №2.
4. Органы ГИБДД, пожарная служба
5. Общественные организации: библиотека, больница, средства массовой информации: районная газета
.
1.7. Основные принципы программы
• Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детейдошкольного возраста.
• Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.
• Принцип развивающего обучения, реализуется путем создания проблемныхситуаций, поощряющих детей к творческому познанию и преобразованию явленийокружающей действительности и своего «я».
• Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач -основан на гармоничном переплетении всех видов детской деятельности – игры,обучения, труда, общения.
• Принцип доступности. Учет возрастных особенностей детей, соответствиематериала к возрасту.
• Принцип систематичности и последовательности. Постепенная подача материалаот простого к сложному. Частое повторение усвоенных правил и норм.
• Принцип наглядности – учет особенностей мышления.
• Принцип дифференциации. Учет возрастных особенностей. Созданиеблагоприятной среды для усвоения норм и правил безопасностижизнедеятельности каждым ребенком.
1.8. Основные направления программы
1. Один дома
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них.
Содержание работы : тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций.
2. Будем здоровы
Цель: Формировать потребность в здоровьесбережении, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Содержание работы : тематические беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, презентаций, знакомство с новыми подвижными играми, упражнениями, пальчиковой гимнастикой
3. Другие люди – кто они?
Цель: Дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности подстерегают их при контакте с незнакомцами. Выработать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Содержание работы : тематические беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение на прогулке, обыгрывание ситуаций.
4. Азбука дорожного движения
Цель: Продолжать знакомить воспитанников с правилами дорожного движения. Подвести к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Формировать навыки безопасного поведения на улице.
Содержание работы : тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, атрибутов для игр, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций.
5. Мы и природа
Цель: Развивать у детей основы экологической культуры. Формировать бережное отношение к природе. Довести до сведения детей правила безопасного поведения на природе (река, лед, лес) .
Содержание работы : тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, атрибутов для игр, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций.
1.9. Обеспечение реализации основных направлений программы «Азбука безопасности»
1. Обеспечение материально-технической базы
Материально-техническая база МКДОУ Детский сад № 2 соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В подготовительной группе создан, оснащен и пополняется центр «Азбука безопасности», в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Место, организация, оснащение и санитарное состояние нашего детского сада отвечают требованиям СанПиН. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
-Информационный уголок;
-Выставки детского творчества;
-Наглядно-информационный материал для родителей;
-Дидактические игры ;
-Крупный конструктор «ЛЕГО»;
-Крупные кубы и мелкие кубики для конструирования;
-Музыкальный центр;
-Аудиозаписи, презентации по содержанию программы;
-ТСО, информационно-коммуникативные средства.
2. Методическое обеспечение
- разработка перспективного планирования по ОБЖ;
- поиск, изучение и внедрение новых форм взаимодействия с родителями воспитанников, органами ГИБДД, общественными организациями по вопросу профилактики безопасности жизнеобеспечения детей.
- Определение структуры, выработка критериев и методик диагностики уровня знаний, умений и навыков детей по ОБЖ
- Введение специальных занятий по изучению ОБЖ в курс «Познавательное развитие дошкольников» раздел «Ребенок и окружающий мир» в индивидуальную работу с детьми вне занятий
- Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды, связанной с обучением детей ОБЖ и профилактикой ДТТ.
- Организация работы с родителями воспитанников; выпуск уголков, оказание консультативной помощи, приобщение к совместным мероприятиям, проведение родительских собраний, участие в совместных семинарах, семинарах-практикумах
3. Литература
Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основамбезопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасностьдошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книгадля воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2013.
Радзиевская Л. И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2012
Радзиевская Л. И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2012
Радзиевская Л. И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2012
Радзиевская Л. И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2012
Как обеспечить безопасность дошкольников – М. ; Просвещение, 2010
Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М. ;ТЦ «Сфера», 2014
Ганул Е. А. Правила поведения на природе - С. П., ИД «Литера», 2010
Шукшина С. Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
Как устроен человек Энциклопедия дошкольника и младшего школьника, - ЗАО «Издательство «Газетный мир»
Соколова О. В. Правила поведения в опасных ситуациях - С. П., ИД «Литера», 2014
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009
Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора - М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008