Людмила Искра
Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Группа речевого развития (3–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по дополнительным платным услугам
Группа речевого развития «Семицветик»
Возраст детей 3-5 лет.
Срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Учитель-логопед Искра Л. Н.
2016 г
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В современных условиях задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка, его неповторимости и самобытности.
Реализация рабочей программы дополнительной платной услуги «Семицветик» (далее – Программа) направлена на решение этих задач.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Адресат Программы – дети младшего и среднего дошкольного возраста – 3-5 лет.
Объем и срок освоения Программы – 1 год. Программа реализуется с октября 2016 г. по май 2017 г.
Время реализации для детей младшей группы - 8 часов, для детей средней группы – 10 часов 40 минут. Деятельность по Программе организуется 1 раз в неделю.
Форма организации – очная.
Особенности организации деятельности - Программа реализуется в различных видах детской деятельности – игровой, продуктивной.
Отличительная особенность Программы
Программа носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, дети не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в ходе реализации Программы, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна Программы в том, что ее реализация проходит в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной Программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к продуктивной деятельности - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности Программы.
1.1. Актуальность Программы :
Актуальность Программы в том, что в настоящее время большинство детей имеют проблемы речевого развития именно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи, такие как О. С. Ушакова, А. Н. Корнев, В. М. Акименко, А. Г. Арушанова и др., выражают озабоченность увеличением числа детей с недоразвитием речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию речевой деятельности интеллектуальных способностей, а также сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
1.2. Цели и задачи Программы.
Цель: развивать речь детей через укрепление мелкой моторики рук в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, гибкость рук;
-развивать навыки продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование);
- развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- развивать познавательные психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
1.3. Принципы, положенные в основу Программы.
Содержание Программы строится на следующих принципах:
- Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
- Принцип доступности - развитие ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.
- Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе развития детей.
- Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.
- Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.
1.4. Характеристики особенностей развития детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет).
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
От 3 до 4 лет
Активность, самостоятельность ребенка 3-4 лет способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту. Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми с удовольствием пользуется ребенок в играх. Возрастные особенности детей 3–4 лет заключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете (максимум 10–15 минут). Поэтому постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации внимания. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний. Наглядно-образное мышление способствует представлению об окружающем мире. Малыши делят предметы по форме, величине, цвету, фактуре. Способны объединить их в одну группу по общему признаку (например посуда, одежда, мебель). Предметно-действенное сотрудничество помогает знакомить детей с элементарными навыками гигиены и труда. Таковы возрастные особенности детей 3–4 лет. Переходной период заключается в появлении самостоятельности. Ребенок протестует против опеки над собой. Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями.
От 4 до 5 лет
Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Разбирают и складывают трехсоставную и четырехсоставную матрешку, пирамидку, складывают разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Примечательной особенностью детей является фантазирование. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная, интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Используют обобщенные слова, называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации.
1.5. Планируемые результаты реализации Программы :
В результате освоения Программы у детей :
• Развита речь.
• Развита артикуляционная моторика;
• Развита мелкая моторика рук;
• Развиты навыки работы с бумагой;
• Развито умение следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов;
• Развито внимание, память, мышление, пространственное воображение, глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия.
• Развиты навыки культуры труда;
• Развиты коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.
Формы отслеживания и фиксации результатов.
Мониторинг проводится 2 раза в год – в начале организации деятельности по Программе (октябрь) и в конце (май).
Форма фиксации результатов – таблица «Ведомость наблюдения за освоением Программы»
Ведется Календарный график организации детской деятельности,
журнал посещаемости.
Организуются выставки работ детей.
1.6. Материально-техническое обеспечение
Для организации детской деятельности используется кабинет (или музыкальный зал)
Кабинет оборудован электронными образовательными ресурсами:
• Магнитофон.
• Фотоаппарат.
• Ноутбук.
• Проектор.
Дидактический материал:
• Презентации.
• Фотоальбомы.
• Книги.
• Художественная литература.
• Атрибуты для игр.
Материал и инструменты для деятельности с детьми
- цветная бумага различной фактуры, салфетки, вата, крупы, картон, клей;
- пластилин;
- простые и цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель;
- кисти, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;
2. Организация деятельности по Программе.
Программа рассчитана на 1 год. Для успешного освоения Программы численность детей в группе должна составлять не более 12 воспитанников. Деятельность проводится для детей 3-4 лет по 15 минут, для детей 4-5 лет – 20 минут.
Примерный тематический план реализации Программы :
№ Тема деятельности Кол-во минут
3-4года 4-5 лет
1. Овощи 1 15 20
2. Фрукты 1 15 20
3. Грибы 1 15 20
4. Ягоды 1 15 20
5. Осень 1 15 20
6. Осенние листья 1 15 20
7. Перелетные птицы 1 15 20
8. Одежда 1 15 20
9. Обувь 1 15 20
10. Головные уборы 1 15 20
11. Зима 1 15 20
12. Новый год 1 15 20
13. Зимующие птицы 1 15 20
14. Домашние птицы 1 15 20
15. Домашние животные 1 15 20
16. Дикие животные 1 15 20
17. Транспорт наземный 1 15 20
18. Транспорт воздушный 1 15 20
19. День защитника отечества 1 15 20
20. Семья 1 15 20
21. Весна 1 15 20
22. Женский праздник 1 15 20
23. Посуда 1 15 20
24. Подводный мир 1 15 20
25. Продукты питания 1 15 20
26. Животные жарких стран 1 15 20
27. Животные холодных стран 1 15 20
28. Рыбы 1 15 20
29. День Победы 1 15 20
30. Цветы 1 15 20
31. Насекомые 1 15 20
32. Лето 1 15 20
Итого: 32 занятия. Итого: 32 Х 15 минут = 480 минут = 8 часов
Итого: 32 Х 20 минут = 640 минут = 10 час. 40 мин.
3. Методическое обеспечение Программы.
Для развития моторики рук в различных видах детской деятельности используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание);
- аппликация, пластилинопластика.
В детскую деятельность включаются разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.
Каждая встреча состоит из трё х частей:
1. Вводная игровая часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, логоритмики
2. Основная часть – творческая работа детей, которая включает в себя лепку, рисование, изготовление и оформление поделок.
3. Заключительная часть – рефлексия, т. е. самоанализ выполненной работы, аутотренинговые упражнения, заучивание коротких стихотворений.
Особенности организации деятельности:
1. Перед каждой встречей следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
2. В середине встречи целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
3. Начинать встречу следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
5. Предоставить возможность ребенку самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.
6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
8. Следить за соблюдением правильной осанки.
9. Закончить встречу следует на оптимистичной ноте.
Методы, используемые в процессе деятельности.
Применяются такие методы, как
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
Практические – упражнения, игровые методы,
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Используются нетрадиционные техники:
- акварель;
-рисунки из ладошек; -пальчиковое рисование;
-печать по трафарету.
Список литературы.
1. Цвитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2011.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры –М. : Айрис Пресс, 2008
3. Новиковская О. А. Стихи для развития речи –М. : Астрель, 2008
4. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников- АСТ, 2011 г.
5. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» - ООО «Карапуз - дидактика», 2007 г.
6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:планирование, конспекты.