Лучший педагог года Итоги 2024

Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Группа речевого развития (3–5 лет)

Людмила Искра
Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Группа речевого развития (3–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа по дополнительным платным услугам

Группа речевого развития «Семицветик»

Возраст детей 3-5 лет.

Срок реализации программы – 1 год

Составитель:

Учитель-логопед Искра Л. Н.

2016 г

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Темочки:

В современных условиях задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка, его неповторимости и самобытности.

Реализация рабочей программы дополнительной платной услуги «Семицветик» (далее – Программа) направлена на решение этих задач.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Адресат Программы – дети младшего и среднего дошкольного возраста – 3-5 лет.

Объем и срок освоения Программы – 1 год. Программа реализуется с октября 2016 г. по май 2017 г.

Время реализации для детей младшей группы - 8 часов, для детей средней группы – 10 часов 40 минут. Деятельность по Программе организуется 1 раз в неделю.

Форма организации – очная.

Особенности организации деятельности - Программа реализуется в различных видах детской деятельности – игровой, продуктивной.

Отличительная особенность Программы

Программа носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, дети не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в ходе реализации Программы, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Новизна Программы в том, что ее реализация проходит в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной Программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к продуктивной деятельности - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности Программы.

1.1. Актуальность Программы :

Актуальность Программы в том, что в настоящее время большинство детей имеют проблемы речевого развития именно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи, такие как О. С. Ушакова, А. Н. Корнев, В. М. Акименко, А. Г. Арушанова и др., выражают озабоченность увеличением числа детей с недоразвитием речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию речевой деятельности интеллектуальных способностей, а также сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

1.2. Цели и задачи Программы.

Цель: развивать речь детей через укрепление мелкой моторики рук в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, гибкость рук;

-развивать навыки продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование);

- развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

- развивать познавательные психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

1.3. Принципы, положенные в основу Программы.

Содержание Программы строится на следующих принципах:

- Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

- Принцип доступности - развитие ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

- Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе развития детей.

- Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.

- Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.

1.4. Характеристики особенностей развития детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет).

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

От 3 до 4 лет

Активность, самостоятельность ребенка 3-4 лет способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту. Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми с удовольствием пользуется ребенок в играх. Возрастные особенности детей 3–4 лет заключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете (максимум 10–15 минут). Поэтому постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации внимания. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний. Наглядно-образное мышление способствует представлению об окружающем мире. Малыши делят предметы по форме, величине, цвету, фактуре. Способны объединить их в одну группу по общему признаку (например посуда, одежда, мебель). Предметно-действенное сотрудничество помогает знакомить детей с элементарными навыками гигиены и труда. Таковы возрастные особенности детей 3–4 лет. Переходной период заключается в появлении самостоятельности. Ребенок протестует против опеки над собой. Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями.

От 4 до 5 лет

Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Разбирают и складывают трехсоставную и четырехсоставную матрешку, пирамидку, складывают разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Примечательной особенностью детей является фантазирование. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная, интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Используют обобщенные слова, называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации.

1.5. Планируемые результаты реализации Программы :

В результате освоения Программы у детей :

Развита речь.

Развита артикуляционная моторика;

Развита мелкая моторика рук;

Развиты навыки работы с бумагой;

Развито умение следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов;

Развито внимание, память, мышление, пространственное воображение, глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия.

Развиты навыки культуры труда;

Развиты коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.

Формы отслеживания и фиксации результатов.

Мониторинг проводится 2 раза в год – в начале организации деятельности по Программе (октябрь) и в конце (май).

Форма фиксации результатов – таблица «Ведомость наблюдения за освоением Программы»

Ведется Календарный график организации детской деятельности,

журнал посещаемости.

Организуются выставки работ детей.

1.6. Материально-техническое обеспечение

Для организации детской деятельности используется кабинет (или музыкальный зал)

Кабинет оборудован электронными образовательными ресурсами:

• Магнитофон.

• Фотоаппарат.

• Ноутбук.

• Проектор.

Дидактический материал:

• Презентации.

• Фотоальбомы.

• Книги.

• Художественная литература.

• Атрибуты для игр.

Материал и инструменты для деятельности с детьми

- цветная бумага различной фактуры, салфетки, вата, крупы, картон, клей;

- пластилин;

- простые и цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель;

- кисти, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;

2. Организация деятельности по Программе.

Программа рассчитана на 1 год. Для успешного освоения Программы численность детей в группе должна составлять не более 12 воспитанников. Деятельность проводится для детей 3-4 лет по 15 минут, для детей 4-5 лет – 20 минут.

Примерный тематический план реализации Программы :

№ Тема деятельности Кол-во минут

3-4года 4-5 лет

1. Овощи 1 15 20

2. Фрукты 1 15 20

3. Грибы 1 15 20

4. Ягоды 1 15 20

5. Осень 1 15 20

6. Осенние листья 1 15 20

7. Перелетные птицы 1 15 20

8. Одежда 1 15 20

9. Обувь 1 15 20

10. Головные уборы 1 15 20

11. Зима 1 15 20

12. Новый год 1 15 20

13. Зимующие птицы 1 15 20

14. Домашние птицы 1 15 20

15. Домашние животные 1 15 20

16. Дикие животные 1 15 20

17. Транспорт наземный 1 15 20

18. Транспорт воздушный 1 15 20

19. День защитника отечества 1 15 20

20. Семья 1 15 20

21. Весна 1 15 20

22. Женский праздник 1 15 20

23. Посуда 1 15 20

24. Подводный мир 1 15 20

25. Продукты питания 1 15 20

26. Животные жарких стран 1 15 20

27. Животные холодных стран 1 15 20

28. Рыбы 1 15 20

29. День Победы 1 15 20

30. Цветы 1 15 20

31. Насекомые 1 15 20

32. Лето 1 15 20

Итого: 32 занятия. Итого: 32 Х 15 минут = 480 минут = 8 часов

Итого: 32 Х 20 минут = 640 минут = 10 час. 40 мин.

3. Методическое обеспечение Программы.

Для развития моторики рук в различных видах детской деятельности используются следующие приемы, игры и упражнения:

- самомассаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание);

- аппликация, пластилинопластика.

В детскую деятельность включаются разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

Каждая встреча состоит из трё х частей:

1. Вводная игровая часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, логоритмики

2. Основная часть – творческая работа детей, которая включает в себя лепку, рисование, изготовление и оформление поделок.

3. Заключительная часть – рефлексия, т. е. самоанализ выполненной работы, аутотренинговые упражнения, заучивание коротких стихотворений.

Особенности организации деятельности:

1. Перед каждой встречей следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.

2. В середине встречи целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.

3. Начинать встречу следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.

5. Предоставить возможность ребенку самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.

6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.

7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.

8. Следить за соблюдением правильной осанки.

9. Закончить встречу следует на оптимистичной ноте.

Методы, используемые в процессе деятельности.

Применяются такие методы, как

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

Практические – упражнения, игровые методы,

Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Используются нетрадиционные техники:

- акварель;

-рисунки из ладошек; -пальчиковое рисование;

-печать по трафарету.

Список литературы.

1. Цвитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2011.

2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры –М. : Айрис Пресс, 2008

3. Новиковская О. А. Стихи для развития речи –М. : Астрель, 2008

4. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников- АСТ, 2011 г.

5. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» - ООО «Карапуз - дидактика», 2007 г.

6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:планирование, конспекты.

Публикации по теме:

Рабочая образовательная программа для детей от 1,5 до 2-х лет в группе раннего развития «Вместе с мамой» Рабочая образовательная программа для детей от 1,5 до 2х лет В группе раннего развития «Вместе с мамой» Разработана воспитателями :.

Рабочая программа для воспитанников 5–6 лет старшая группа Краткая презентация программы Рабочая программа для воспитанников 5-6 лет, старшей группы «Солнышко» МДОУ «Детский сад №8 «Сказка» разработана.

Программа речевого развития во второй группе раннего возраста Введение «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Рабочая программа для развития мелкой моторики «Умные ручки» Цель работы: развивать речь детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Содержание рабочей программы направлено на.

Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–4 лет «Цветные ладошки» СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Задачи художественно- творческого развития детей 3-4 лет 3. Перспективное тематическое планирование.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Танцевальная студия «Колокольчики». Возраст детей 4–5 лет I. Пояснительная записка. У хореографии, в последние годы особенно, становится все больше поклонников среди людей самого разного возраста.

Рабочая программа (старшая группа) Содержание I.Целевой раздел Обязательная часть Пояснительная записка Нормативно-правовая база Цели и задачи Принципы и подходы к формированию.

Рабочая программа старшая группа (от 5 до 6 лет) ОГЛАВЛЕНИЕ № Наименование разделов стр I. Целевой раздел 2-12 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2-3 1.1.1 ВВЕДЕНИЕ 1.1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ.

Рабочая учебная программа (средняя группа) Рабочая учебная программа (средняя группа) Разработали: Погодина Н. В., Воронина И. В. Содержание рабочей программы Паспорт программы I. Целевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Группа речевого развития (3–5 лет)
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 15:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Группа речевого развития (3–5 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Искра (УИ 850207) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД