Татьяна Коновалова
Рабочая программа для развития мелкой моторики «Умные ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы : развивать речь детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:
1. Развитие тонких произвольных движений пальцев рук, повышение качества управления движениями.
2. Одновременная активизация речевого и тонкомоторного центров.
3. Совершенствовать знания игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью, развитие точечных умений пальцев рук.
Публикация «Рабочая программа для развития мелкой моторики „Умные ручки“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4. Закреплять представления о предметах, совершенствовать способность к обобщению и классификации, продолжать знакомить с качественными признаками предмета.
5. Совершенствовать активную речь детей, познавательную активность, психические процессы: память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение посредством развития мелкой моторики пальцев и кистей рук.
6. Обогатить предметно – речевую среду, способствующую всестороннему развитию речи детей и развитию мелкой моторики рук.
7. Воспитывать интерес к речетворчеству, народному фольклору, через пальчиковые игры, формировать положительный эмоциональный настрой.
8. Продолжать работу по повышению педагогической компетентности родителей в вопросе развития речи детей через развитие мелкой моторики руки.
9. Подготовка руки к свободному письму, развитие глазомера, слухового внимания, зрительного восприятия.
10. Развитие дыхания, артикуляционного аппарат, правильного произношения звуков, умения регулировать темп, громкость, умение использовать различную интонацию.
Вся работа строится, опираясь на два основания: планирование и педагогическую импровизацию, посредством которой варьируются содержание, формы и методы работы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с детьми.
Осуществление этих подходов невозможно без учёта дидактических принципов.
Дидактические принципы:
1. Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
2. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.
3. Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.
4. Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.
5. Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
6. Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития.
8. Принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка.
Новизна программы
обучение детей проводится с пятилетнего возраста;
подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Вся работа по развитию речи детей посредством мелкой моторики строилась по четырем блокам:
I блок. Пальчиковые упражнения
Массаж, самомассаж;
Статистические упражнения (кольцо, коза, заяц, пальчики дружат);
Упражнение направленные на координацию движения (кулак – ребро – ладонь, ножницы – собака – лошадь и др.)
Пальчиковая гимнастика (Семья, Гномики,Дружат в нашей группе и др.)
Гимнастика с предметами (грецкий орех, карандаш, мяч с шипами и тд.)
II блок. Пальчиковые игры
Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью, расскажи сказку и тд.
С атрибутами: пальчиковый театр, перчаточный и теневой театры.
С предметами: кубики, счётные палочки, блоки Дьёныша, палочки Кьюизенера, счёты, крупа, прищепки, шнурки и тд.
III блок. Творческий
Работа с глиной, пластилином, солёным тестом.
Работа с бумагой, картон, гофрированная, салфетки, ткань разной текстуры, вата.
Изготовление игрушек способом оригами
Работа с природным и бросовым материалом: шишки, жёлуди, орехи (грецкий, фундук, скорлупу от орехов, веточки, ракушки, глина, крупы, макаронные изделия, бусинки, пуговицы, крышки и тд.
Конструирование из строительного материала)деревянный строитель, лего, мозаика и др.
Конструирование игрушек способом оригами.
IV блок Веселый карандашик (подготовка руки к письму).
Знакомство с тетрадью.
Ориентировка на листе бумаги.
Графический диктант.
Копирование (по точкам, на кальке).
Контур предмета (обведи рисунок, соедини точки).
Дорисовка (по принципу симметрии).
Волшебные узоры.
Лабиринты.
Штриховка.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребё нка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости : скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников. .
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в подгруппах (10-12 человек) по 25-30 минут как кружковая работа, и предполагают использование следующих форм:
беседа
экскурсия
дидактическая игра
ролевая игра
физические упражнения
коллективное творчество
индивидуальная корректировка действий.
В работе используются разные подходы, методы, приемы: организация работы с семьей, взаимодействие со школой, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.
Результатом работы по данной программе должно стать :
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Овладение нормами этики поведения.
Срок реализации программы :
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Результаты:
1. Дети стали включать в самостоятельные игры элементы упражнений и игры на мелкую моторику, с речевым сопровождением.
2. Речь детей стала более активной. Положительная динамика в развитии диалогической и монологической речи.
3. Дети активно включаются в деятельность по речетворчеству.
4. За счет введения блока работы «Подготовка руки детей к письму», дети стали увереннее держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги, выполнять действия по инструкции, состоящей из 2-х, 3-х элементов.
5. Благодаря информационно – просветительской работе среди родителей удалось: повысить компетентность родителей по данной проблеме, привлечь родителей к изготовлению оборудования и дидактического материала для группы, использование данных пособий и в домашних условиях, уделять больше внимание развитию мелкой моторики руки в семье, через продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация.
6. Среда группы обогатилась различными элементами игр и пособий на развитие мелкой моторики, способствующими развития интегративных качеств дошкольников.
Перспективы на будущее.
В перспективе мы планируем продолжать начатую работу «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр».
Планируем обогащать предметно - развивающую среду нетрадиционными играми и пособиями для развития мелкой моторики рук, моделями и схемами по речевому развитию.
Продолжать используемые нами формы и методы работы с родителями (законными представителями).
Продолжать работу по данному направлению со специалистами МБДОУ: инструкторами по физическое культуре, музыкального руководителя, педагогами других групп.