Заркуа Алена
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Веселый английский для детей» в подготовительной группе
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Ожидаемые результаты
3. Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе
4. Учебно-тематический план
5. Перспективное планирование занятий
6. Содержание образовательной деятельности
7. Методическое обеспечение программы
7.1 Конспекты занятий (1 год обучения)
7.2 Конспекты итоговых занятий
Список используемой литературы
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию кружка „Веселый английский для детей“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Иностранный язык сегодня становиться в большой мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Изучение иностранного языка и иностранная грамотность наших граждан способствуют формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяют разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.
Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в школе и вузах, но и во многих дошкольных учреждениях. Раннее обучения иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному разнообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого акта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» (Л. В. Щерба). Язык для ребенка – это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного «Я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным миром (И. А. Зимняя).
Программа по английскому языку составлена по авторской программе М. В. Штайнепрайс «Английский язык и дошкольник», Москва, 2007 год. Программа «Английский язык и дошкольник», направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения английского языка).
Актуальность
В связи с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, а также исходя из заботы о здоровье ребенка, появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте, которая позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков и не нанесет, в связи с изучением нескольких предметов в течение всего учебного года до поступления в школу, вреда здоровью детей. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
При разработке программы «Веселый английский для детей» учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика дошкольного учебного заведения.
Цель программы : воспитание и развитие детей средствами иностранного языка в процессе практического овладения им как инструментом общения, формировать умения и навыки общения на основе различных видов детской предметно-практической деятельности. В рамках работы по английскому языку выделены следующие задачи:
• формировать у дошкольников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
• побуждать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики;
• научить элементарной диалогической и монологической речи;
• развивать фонематический слух;
• создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
• развивать мышление, память, внимание, воображение, волю, усидчивость, логики, творческих способностей, познавательного интереса, воображения;
• способствовать повышению мотивации к учению;
• расширять кругозор;
• формировать мотивацию к познанию и творчеству;
• ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
• воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
• воспитывать чувство толерантности.
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
• наличие места и его оснащенности методической литературой, ноутбуком, наглядными пособиями, дидактическими играми, игрушками, раздаточными материалами (альбомы, цветные карандаши и др.);
• разработанное содержание учитывает психофизиологические особенности возраста ребенка, его возможностей;
• выбор методов, форм, средств работы.
В программу был включен компонент ДОУ с целью сотрудничества с родителями воспитанников, так как активная поддержка с их стороны процесса обучения английскому языку является залогом успеха.
В работе с дошкольниками учитываются следующие принципы обучения английскому языку :
• Дидактики (от простого к сложному);
• Систематичности;
• Комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
• Коммуникативной направленности;
• Осознанного владения иностранным языком;
• Наглядности;
• Повторности;
• Самостоятельности;
• Научности;
• Сотрудничества.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми английским языком на элементарном уровне, как средством общения.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Срок реализации дополнительной образовательной программы «Веселый английский для детей» рассчитана на один учебный год (32 занятия, длительность одного занятия в подготовительной группе - 30 минут.
Программа по английскому языку основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. На занятиях используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам: ознакомление с окружающим, музыкальное воспитание.
Организация работы в группе :
В процессе ОД дети сидят или стоят полукругом, или кругом, как можно ближе к педагогу, что помогает им хорошо видеть и слышать педагога и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Ожидаемые результаты
К концу года должны знать:
Уметь здороваться, прощаться, благодарить, извиняться.
Рассказывать о своих игрушках (животных).
Уметь считать от 1 до 10.
Знать основные цвета.
Знать названия фруктов и овощей.
Уметь отвечать на вопросы.
О своем теле, его частях
Семья. Представлять себя, своих членов семьи.
Знать наизусть рифмовки, считалки, песни, стихи.
Способы проверки умений и навыков детей
Диагностическое обследование умений и навыков детей подготовительной группы по английскому языку проводится один раз в год (май) в форме итоговых занятий и индивидуальной беседы.
Оценка результатов
Диагностическая таблица наблюдений включает в себя несколько граф показателей компетентности: говорение, аудирование и лексику, позволяет отследить уровень знаний как индивидуально каждого ребенка, так и в среднем по группе. Оценка результатов уровня освоения программного материала по английскому языку осуществляется следующим образом :
3 балла – ребенок получает за правильный ответ, если не возникло трудностей с
вопросом и ответом;
2 балла – не совсем точный ответ, либо ребенок нуждается в небольшой подсказке,
понимает о чем речь и не может вспомнить слово;
1 балл – не проявляет интереса, не выполняет задание или выполняет неверно.
По завершению диагностики ведется подсчет баллов:
Высший уровень – 25 – 30 баллов
Средний уровень – 19 – 24 баллов
Низкий уровень – 10 – 18 баллов
Критический уровень – 0 – 8 баллов
По результатам проведенной диагностики для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации и по группе в целом, которые фиксируются педагогом.
Ф. И. ребенка Говорение Аудирование Лексика
Всего Общий уровень
1 2 3 4 1 2 3 1 2 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Задания для диагностики уровня освоения программного материала по английскому языку в подготовительной группе на конец года.
Говорение
Умение детей правильно употреблять в своей речи словосочетания и предложения на английском языке в монологической и диалогической речи.
Задание № 1: Поприветствовать ребенка на английском языке, учитывая время суток (утро, день) “Good morning!”, “Good afternoon!”, уточнить, известно ли ему (ей, как принято прощаться на английском языке.
Задание № 2: Задать вопрос “What’s your name?” (Как тебя зовут, “How old are you?” (Сколько тебе лет)
Задание № 3: Предложить ребенку взглянуть на картинку, на которой изображены
разного цвета воздушные шарики, и предложить сосчитать их, назвать их цвета.
Задание № 4: Предложить ребенку картинку, на которой изображены разной
величины предметы, и назвать большие, а затем маленькие предметы.
Аудирование
Понимание на слух отдельных простых слов и простых фраз в медленно и четко звучащей речи и ситуациях повседневного общения.
Задание № 1: Предложить поиграть в игру “Interpreter”, где ребенку предстоит выступить в роли переводчика – произнести услышанную фразу на родном языке:
-“Hello!”- привет
- “Sit down!”- садись
- “Stand up!”- встань
- “Hands up!” – подними руки
- “I can run”- я умею бегать
- “I can jump”- я умею прыгать
- “This is an elephant” – это слон
- “Touch your nose” – дотронься до носа
- “Clap your hands”- хлопни в ладошки
- “My mother is a doctor”- моя мама доктор
- “A bird can fly”- птица умеетт летать
- “Father can run”- папа умеет бегать
- “My brother can jump”- мой брат умеет прыгать
Задание № 2: Предложить ребенку посмотреть на картинки с животными, затем указать несколько животных, которые ему называют на английском языке.
Задание № 3: Игра «Мешок загадок» :
Сажая её, вы трудитесь, потейте -
По осени будет к обеду potato
В летнем саду для детей наберут
Сладких и вкусных, полезных всем fruit
Подкислит нам крем он,
Сочный, кислый lemon
Знают дети: обезьяна
Любит фрукт, что звать banana
Знаю, самый строгий цвет
В светофоре красный, red.
Если вдруг он загорится,
Все должны остановиться!
Жил на свете крокодил.
Был он добр и очень мил.
По утрам лежал один
На траве зеленой - green.
Нарисую кораблю
Море синей краской, blue.
А потом раскрашу смело
Солнце желтой краской, yellow.
Волны плещут через край.
Новый лист скорей давай!
Очень длинный поводок
У моей собаки, dog.
Где увидеть отгадай-ка
В городе тигренка, tiger,
Или горную козу?
Только в зоопарке. Zoo.
Кто в далеких странах не был,
Здесь найдет верблюда, camel,
И конечно Крошку Ру
Кенгука, kangaroo.
Лексика
Использование детьми в речи лексических единиц по пройденным темам
Задание № 1: Предложить ребенку, поиграть в игру «Какого цвета предмет?»
Задание № 2: Предложить ребенку набор картинок «Моя семья», и поиграть в игру
“Who is missing?”(Кто исчез)
Задание № 3: Предложить взглянуть на картинку человечка и поиграть в игру
“True or false?” (правда или ложь)
Учебно-тематический план
Месяц Тема Количество занятий В том числе практических занятий
Октябрь Приветствие 2 2
Знакомство 2 2
Октябрь Мои любимцы 3 3
Счет от 1 до 10 3 3
Ноябрь Цвет 3 3
Декабрь Семья 3 3
Январь Это я 3 3
Февраль Мой дом 3 3
Март Продукты. Фрукты и овощи 4 4
Апрель Магазин игрушек 2 2
Май Повторение 2 2
Диагностика 2 2
Итого в год: 32 32
Перспективное планирование занятий
Тема Лексический материал Песни / стихи
Приветствие Good morning! Good-bye!
Yes, nо, hello, hi, I What is your name? My name is.
Jump-jump Hop-hop A rabbit A bear Good-bye! I’m sorry! I’m glad
Excuse me
A mouse A cat He, she, we Sit down! Stand up! Hello. Good morning!
What is your name?
Знакомство
Настроение I’m glad I’m sorry Go I
You A cat A mouse
Thank you Who are you? I am a boy / girl
A little mouse A big bear A girl A boy
A friend Please Name My
Help me, please! Now, tell me, please Bye-bye!
A frog A rabbit And Show MeCome here! Come in, please I live in Pyt – Yakh
Where do you live?
I live in Moscow What is your name?
Happy, sad, sleepy, angry, How are you? I am happy. I am fine. If you are happy.
Мои любимцы
Животные "I’ve got а horse" "It’s а bear" Have you got a cat?
Yes, I have.
No, I haven’t
A puppy A pig A hen A cock
I see a puppy
Do you see a puppy?
Yes, I see a puppy
A chicken A squirrel A crocodile A tree I like chickens What do you like?
I like dogs
A hare A rat A bird
A bird-house
It’s a rat It’s a bird
What is it?
It’s a cat I have got a dog
Цвет Green Yellow red White Black I see a white dog
What is it?
It’s a green frog
Pink Brown Red Blue
This dog is white
That dog is black
What colour is that dog?
It’s a black dog "Colour"
"Spring is green"
Счет от 1 до 10 One
Two
Three
Four
Five
Six
How many? I
Little Nice
What do you see?
Let’s count, Show me, please 1,2,3,4,5 Once I caught a fish alive
Это я Head, shoulders, knees, toes, eyes, ears, mouth, nose, face
This is my face. My small nose. My blue eyes. Head and shoulders
Семья A father A mother A sister A brother I have got a mother
Have you got a mother?
Yes, I have
A grandfather
A grandmother
A daughter A son A baby
It’s a father
Who is this?
It’s my father Finger family
Я могу walk, run, jump, swim, hop, tip-toe, sleep. I can run
Мой дом A house A window A room A door A floor A ceiling
A flower A room A wall
A bed A chair A sofa A table
A kitchen A bathroom A balcony A picture In my home
Фрукты и овощи A cabbage An onion A carrot Vegetables A cabbage is green A carrot is orange
A radish A cucumber A turnip A pear I like cu-cumbers He likes pears
An apple A plum A melon A water-melon She likes melon
A lemon An orange A tomato A potato A cherry A berry Do you like broccoli
Магазин игрушек A lorry A clock A basket A dog Give me a dog, please
A mouse An airplane То buy Teddy bear
Диагностика
Повторение
Очень важным средством обучения дошкольников являются дидактические игры, которые позволяют в интересной форме закрепить знания детей.
1. YES OR NO
После ознакомления детей с новым лексическим материалом, например, по теме «животные», педагог показывает карточки с изображениями животных в произвольном порядке, не глядя, пытаясь угадать, что на них изображено. Если взрослый угадывает, дети кричат «yes», если ошибается «nо». В последнем случае дети должны назвать сами то, что изображено на карточке.
2. ОТГАДАЙ
После того как дети выучат несколько новых слов, педагог предлагает им отгадать загадки. Загадки читаются на русском языке, а дети отвечают на английском.
3. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ЖИВОТНЫХ?
После изучения темы «животные», педагог перечисляет ряд предметов. Как только он называет животное, дети хлопают в ладоши.
4. ЧТО Я ДЕЛАЮ?
Дети образуют круг. Ведущий стоит в середине и показывает движения (бег, прыжки). Дети должны по-английски назвать, что он делает. Тот, кто угадывает первым, становится ведущим.
5. КАКОГО ЦВЕТА ОДЕЖДА?
Педагог называет цвет одежды, а дети, на которых одета называемого цвета, должны встать.
6. ЗАМОРОЖУ
Дети стоят в кругу, в центре которого находиться ведущий (Дед Мороз). Он называет по-английски те части тела, которые хочет заморозить (глаза, уши, а дети их прячут.
7. НАЗОВИ БУКВУ
На столе изображением вниз разложены карточки с буквами. Ребенок берет любую карточку и называет букву. Если он затрудняется с ответом или ошибается, дети помогают ему.
8. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН
Педагог вывешивает 4-5 картинок с изображением предметов, названия которых известны детям. Затем убирает их. Дети должны назвать предметы на английском языке в том порядке, в котором они их видели.
9. AND
После изучения слова «И» детям предлагается назвать два любых предмета, обязательно используя союз «и».
Содержание образовательной деятельности
Каждая ОД курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или, стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется магнитофон и диски с записями стихов и песен на английском языке.
Примерный план НОД:
1. Приветствие.
2. Речевая разминка.
3. Повторение пройденного и введение нового лексического материала.
4. Разминка с использованием подвижных игр.
5. Активизация пройденного закрепление нового лексического материала.
6. Разучивание стихов и рифмовок.
7. Подведение итога.
Принципы работы :
• Обязательно использовать различные средства поощрения (вербальные, материальные).
• Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.
• Системно вводить лексику: Первое занятие – 4 – 6 слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
• Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
• Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
• Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат и снимает языковые барьеры.
• Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Список использованной литературы
1. Вербовская М. Е., Шишкова И. А. Английский для малышей / Под ред. Н. А. Бонк. М., 1996.
2. Гурвич Е. М. Мы играем. Пособие по английскому языку для дошкольников. М., 1996.
3. Гудкова Л., Граник Г. Моя самая первая книжка по английскому языку. М., 1995.
4. Зюзгина Л. А., Жумаева Т. Н. Проектный метод обучения детей английскому языку в дошкольном учреждении // Управление ДОУ. 2006. №5.
5. Козина С. В. Музыкальные физкультминутки на занятиях английского языка // Управление ДОУ. 2006. №2.
6. Компанийцева Л. В. Английский язык с мамой. М., 1992.
7. Рыжкова И. А. Мой первый учебник по английскому языку. М., 1998.
8. Рона Р. Английский язык для малышей и родителей. М., 1995.
9. Ульянова О. О самооценке дошкольника // Дошкольное воспитание. 1999. №12.
10. Фурсенко С. В. Веселый алфавит английского языка. М., 2000.
11. Штайнепрайс М. В. Английский язык и дошкольник. Программа обучения дошкольников английскому языку. М. 2007.