Безруких оксана юрьевна
Рабочая программа педагога «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественным словом»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность темы:
Младший дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с художественным словом начиная с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т. д. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…»). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, пестушки, потешки. Художественное слово формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. С помощью художественного слова до сознания ребёнка можно донести самые сложные истины, оно не позволяет «скатиться к обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.
Публикация «Рабочая программа педагога „Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественным словом“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Знакомство с художественным словом развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Таким образом, художественное слово представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.
Цель: создать условия для развития речи детей младшего дошкольного возраста через художественное слово.
Задачи:
1. Познакомить детей с жанрами устного народного творчества (потешки, прибаутки, заклички, пестушки, песни, сказки).
2. Прививать любовь к творчеству русского народа.
3. Создать условия для реализации продуктивной деятельности детей (оформление папок-передвижек, фото альбом).
4. Привлечь родителей в использование художественного слова в повседневной жизни ребёнка.
Данная рабочая программа опирается на содержание образовательной программы МКДОУ детский сад «Берёзка», которая разработана на основе :
• Закон РФ 273-ФЗ «Об образовании».
• Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
• Устав МКДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтова.
Принципы работы по программе
• принцип доступности –обучение и воспитание ребенка в доступной,
• привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
• принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями,
• принцип коммуникативности –создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
• принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
При составлении программы учитывались возрастные особенности детей.
Срок реализации программы.
Программа реализуется в течении учебного года: с сентября по май.
Календарно-тематическое планирование
Сроки реализации
Тема
Содержание деятельности. Мероприятия с детьми и родителями.
Сентябрь
«Прибаутки, потешки.» - Чтение потешки «Наша Маша маленька»
- Проведение русской народной подвижной игры «Зайка» с заучиванием текста.
- Игра-ситуация «Поможем зайке». См. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности
- Поем потешку «Петушок», -«Водичка», используя имитационные приемы.
Октябрь
«Образы зверей в малых фольклорных формах.» - Проведение русской народной подвижной игры «Кошки-мышки».
- Поем потешку «Петушок»,
- Аппликации «Бант для Котика»
Ноябрь
«Веселые считалки»
- Заучивание считалок наизусть.
Игра-драматизация «Ёжик и котик».См. Н Ф Губанова Развитие игровой деятельности
Декабрь
«Русские народные подвижные игры.» - Проведение русской народной подвижной игры «Заинька» с использованием потешки.
- Проведение хоровода «Каравай».
- Поем песенку «Заинька», используя танцевальные движения.
- Проведение русской народной подвижной игры «Колпачок и палочка».
- Проведение русской народной подвижной игры «Воротца».
Январь
«Русские народные хороводные игры.» - Проведение русской народной хоровод- игры «Карусель».
- Проведение русской народной хоровод -игры «Флажок», используя считалочки «Хлопушка».
- Проведение русской народной хоровод-игры «Поезд».
Февраль
Колыбельные песни - Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца».
- Кукла Маша засыпай!
- Консультация для родителей «Пропевание колыбельных песен перед сном»
- Поем песенку «Заинька», используя танцевальные движения.
Март
Загадки - Загадывание загадок, повторение потешек.
- Загадывание загадок.
- Проведение физ-минуток «Заинька беленький».
- Отгадывание загадок, повторение считалок, проведение подвижной игры «Кошки-мышки».
Апрель
Русские народные сказки. Рассказывание сказки, используя пальчиковый театр, рассматривание иллюстраций.
- Русская народная сказка «Теремок».
- Русская народная сказка «Репка».
- Русская народная сказка «Козлята и волк».
- Русская народная сказка «Маша и медведь».
- Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот
Май
Загадки о животных - Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца».
- Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот».
- Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
Планируемые результаты освоения программы
К концу реализации программы дети смогут :
1. - петь колыбельные песни для кукол во время игры ;
2. – загадывать и отгадывать загадки;
3. – играть в русские народные подвижные и хороводные игры ; читалкой выбирать ведущего;
4. – внимательно слушать и рассказывать русские нородные сказки; понимать их смысл;
5. – использовать пестушки и потешки в режимных моментах.
Приложения
Что же относится к понятию «художественное слово»?
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.
Пестушки – это значит пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, «Потягушки, потягушки! Поперёк толстунушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок!» - весёлая затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение
Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».
Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока») в этих играх есть уже нередко «педагогическое наставление», «урок». В «Сороке» щедрая сорока - белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя самого маленького (мизинец, но лентяя.
Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, о курочке – рябушечке, о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойственен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, дается резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: тили - бом, тили – бом. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен, знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.
Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши. Их установка - создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребёнка смех, значит он правильно понимает соотношение вещей и явлений. В основе небылицы- парадокс, ее мир вывернут наизнанку.
При умывании:
Водичка, водичка умой моё личико….
Знаем, знаем да-да-да
Где ты прячешься вода!
Выходи водица!
Мы пришли умыться!
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
При расчесывании:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосоньки в ряд…
Во время приё ма пищи:
Умница, Варенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Это ложка. Это чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала
Кашки гречневой не стало.
Список литературы:
1. Федоренко Л. Ф., Фомичёва Г. А. М. : Просвещение, 1984г. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»;
2. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
3. Логинова В. И., Максаков А. И., под редакцией Сохин Ф. А. – 3 изд. М. : Просвещение, 1984г. «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
4. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»;
5. Чуковский К. И. «От двух до пяти». / М. : 1980г.
6. Хрестоматия по детской литературе М. К. Боголюбская М. :
Просвещение, 1984г.
7. Электронные ресурсы