Елена Русина
Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности (МКДОУ детский сад №25)
Принята Утверждена: Педагогическим советом заведующим МКДОУ детский сад № 25
Протокол № ___ Глебовой О. Н. ___ от«___» ___ 2016г. от «___» ___ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модуль 5)
Публикация «Рабочая программа образовательной области „Физическое развитие“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
образовательной области «Физическое развитие» основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности
для детей 3-7-го года жизни
Срок реализации – 4 года
Разработчик : Лира Елена Юрьевна,
инструктор по физической культуре
I квалификационной категории
Тавда
2017
Содержание
1 раздел. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации образовательной области «Физическое развитие»….3
1.1.2. Принципы и подходы к реализации образовательной области «Физическое развитие»…4
1.1.3. Значимые для реализации образовательной области «Физическое развитие»
характеристики….5
1.2. Планируемые результаты освоения детьми содержания образовательной области «Физическое развитие»…. 8
2 раздел. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Описание вариативных форм, способов и средств их реализации с учетом возрастных индивидуальных особенностей воспитанников 3-7 го года жизни, специфики их образовательных подробностей и интересов…. 10
2.2. Особенности организации режима пребывания детей в образовательном учреждении области «Физическое развитие»…. 15
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы в области «Физическое развитие»…. 17
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в ходе освоения детьми образовательной области «Физическое развитие»…. …18
3 раздел. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания образовательной области «Физическое развитие»…19
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды развития детей в области «Физическое развитие»…. 20
3.3. Традиционные спортивные праздники, досуги и развлечения, физкультурно - оздоровительные праздники…. 22
Приложение
Комплексно-тематический план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования….24
Система мониторинга освоения детьми образовательной области «Физическое развитие»…. 25
2
1 раздел ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации образовательной области
«Физическое развитие»
Цель ОП: Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цели реализации образовательной области «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задачи реализации образовательной области «Физическое развитие»
1. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
2. Дать представление о ценности здоровья;
3. Формировать желание вести здоровый образ жизни.
4. Формировать о значении физических упражнений для организма человека. Знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
5. Обеспечить гармоничное физического развития, совершенствовать умение и навыки в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
6. Формировать потребности в ежедневной двигательной деятельности.
7. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях,
8. Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
9. Правильное выполнение основных движений
3
Часть, формируемая участниками образовательного процесса :
Задачи:
1. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, уважение к культурным традициям своего и других народов.
2. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам)своего этноса, других народов и национальностей.
3. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных этносов.
4. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и
национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации образовательной области «Физическое развитие»
Дидактические
• Систематичность и последовательность
• Развивающее обучение
• Доступность
• Воспитывающее обучение
• Учет индивидуальных и возрастных особенностей
• Сознательность и активность ребенка
• Наглядность
Специальные
• Непрерывность
• Последовательность наращивания тренирующих воздействий
• Цикличность
Гигиенические
• Сбалансированность нагрузок
• Рациональность чередования деятельности и отдыха
• Возрастная адекватность
• Оздоровительная направленность всего образовательного процесса
• Осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания
Здоровьесберегающие
• Принцип комплексности состоит в создании единой целостной программы здоровьеформирующих основ у детей дошкольного возраста на районном уровне.
• Принцип дифференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьеформирующего образования в воспитательно – образовательном процессе, в индивидуально – дифференцированном подходе к каждому ребенку.
• Принцип последовательности заключается в постепенном подключении оздоровительных процедур, их разнообразие, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.
• Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются мировоззренческое представление общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста, так как сформированность здорового образа жизни детей является основой для формирования здорового психофизического развития ребенка в дальнейшем.
• Принцип активности и сознательности предполагает участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4
1.1.3. Значимые для реализации образовательной области. «Физическое развитие» характеристики
- Климатические
Тавда находится в зоне резко континентального климата, где зима продолжительная, многоснежная и суровая, а лето короткое влажное и умеренно-тёплое. Весна приходит в конце марта. В среднем установление устойчивого снежного покрова происходит в первой декаде ноября, а схода в первой декаде апреля.
Средняя относительная влажность воздуха составляет 71%. В течение всего года преобладает юго-западный ветер, но часты также западный и южный.
Наиболее часто туманы в августе, сентябре и декабре, вероятнее всего утром, в промежутке. Метели чаще бывают в ноябре — декабре. В начале зимы, случается гололёд.
Исходя из климатических условий региона, графика образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. Холодный - учебный год (сентябрь-май). Составляется определенный режим дня и расписание непосредственной образовательной деятельности.
2. Летний (июль-август, для которого составляется другой режим дня.
В холодной время пребывание детей на открытом воздухе ограничивается температурными режимами. А в летнее время деятельность детей организуется на открытом воздухе.
Прогулки с детьми в холодный период предусматриваются в соответствии с требованиями СанПиН и режимом/распорядком дня. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день : в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
В условиях холодной уральской зимы, когда световой день уменьшается до 7 часов, количество прогулок и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой на улице во вторую половину дня, сводится к минимуму. Прогулка не рекомендуется проводить при t воздуха ниже -15С и скорости ветра боле 15м/с для детей до 4-х лет; для детей 5-7 лет при t воздуха ниже -20С и скорости ветра более 15м/с.
Особое внимание уделяется одежде детей, которая должна соответствовать погодным условиям. На зимних прогулках детям удобнее в утепленных куртках и штанах (комбинезонах) спортивного фасона, чем в тяжелых шубах (для занятий по физическому развитию и игре в подвижные, народные игры на прогулке).
- Природно – географические
ТАВДА, в Свердловской области, районный центр, в 360 км к северо-востоку от Екатеринбурга. Расположен на Западно-Сибирской равнине, пристань на правом берегу р. Тавда. Тавдинский район богат лесом, в нем много лиственных и хвойных пород деревьев, кустарников и цветов. Его населяют разные виды животных и птиц. Много рек и озер. Железнодорожная станция на линии Екатеринбург — Устье-Аха. Возник в 1910 как посёлок при создании лесосеки. В городе развита деревообрабатывающая промышленность : фанерный комбинат и другие частные предприятия. Город состоит из нескольких отдельных посёлков, расположенных преимущественно на правом берегу Тавды. Действует музей лесной и деревообрабатывающей промышленности. Климат континентальный. Основной природный лечебный фактор — термальная (42°С) хлоридная натриевая йодо-бромная вода, применяемая для питьевого лечения и ванн при заболеваниях органов пищеварения, движения и опоры, нервной системы (функционирует водолечебница «Родник»).
5
- Возрастные особенности детей по физическому развитию.
6
Характеристики индивидуальных особенностей воспитанников групп
ТАБЛИЦА
7
1.2. Планируемые результаты освоения детьми содержания образовательной области «Физическое развитие» основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
Часть, формируемая участниками образовательного процесса «Мы живем на Урале»
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи воспитания и обучения:
1. Способствовать освоению ребенком простейших правил народных подвижных игр.
2. Создать условия для ознакомления ребенка со спортивными упражнения народов Среднего Урала, обогащая его двигательный опыт: ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам.
3. Воспитывать потребность вступать в общение с взрослым и другими детьми при выполнении спортивных упражнений, в народных подвижных играх.
4. Создать условия для приобщения ребенка к правилам безопасного, здоровьесберегающего поведения дома, в детском саду, на улице, на водоеме, на дороге, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
5. Создать условия для активного накопления ребенком первичных представлений о строении тела человека, его основных частях, их назначении, правилах ухода за ними, умения обращаться за помощью в ситуациях, угрожающих здоровью.
6. Поддержать собственную созидательную активность ребенка, его способность самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи безопасного, разумного поведения в разных ситуациях.
7. Способствовать самостоятельному переносу в игру правила здоровьесберегающего поведения.
9
2 раздел. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Описание вариативных форм, способов и средств их реализации с учетом возрастных индивидуальных особенностей воспитанников 3-7 го года жизни, специфики их образовательных подробностей и интересов
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Физическая культура
13
Принципы:
Дидактические Систематичность и последовательность; Развивающее обучение; Доступность; Воспитывающее обучение; Учет индивидуальных и возрастных особенностей; Сознательность и активность ребенка; Наглядность.
Специальные Непрерывность; последовательность наращивания тренирующих воздействий; цикличность
Гигиенические Сбалансированность нагрузок; Рациональность чередования деятельности и отдыха; Возрастная адекватность; Оздоровительная направленность всего образовательного процесса; Осуществление личностно -ориентированного обучения и воспитания
Методы: Наглядный Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры) Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)
Словесный Объяснения, пояснения, указания. Подача команд, распоряжений, сигналов. Вопросы к детям. Образный сюжетный рассказ, беседа. Словесная инструкция.
Практический Повторение упражнений без изменения и с изменениями. Проведение упражнений в игровой форме; Проведение упражнений в соревновательной форме.
Средства, формы, технологии: Физкультурные занятия, закаливающие процедуры, подвижные игры, физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения физкультурные игры на прогулке, спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования, самостоятельная двигательная игровая деятельность детей.
Двигательная активность, занятия физкультурой.
Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода).
Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий).
Здоровьесберегающие технологии
Медико –профилактические организация мониторинга здоровья дошкольников, организация и контроль питания детей, физического развития дошкольников, закаливание профилактических мероприятий, организация обеспечения требований Сан Пи Н ов, организация здоровье сберегающей среды.
Физкультурно – оздоровительные развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры детей гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Психологическая безопасность Комфортная организация режимных моментов; Оптимальный двигательный режим; Правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок; Доброжелательный стиль общения взрослого с детьми; Целесообразность в применении приемов и методов;
Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса Учет гигиенических требований; Создание условий для оздоровительных режимов; Бережное отношение к нервной системе ребенка;
Учет индивидуальных особенностей и интересов детей; Предоставление ребенку свободы выбора; Создание условий для самореализации; Ориентация на зону ближайшего развития.
Виды здоровье сберегающих технологий Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, различные гимнастики.
Технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые занятия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье»
14
2.2. Особенности организации режима пребывания детей в образовательном учреждении
Ежедневная организация жизнедеятельности детей
ТАБЛИЦА
Совместная деятельность взрослых и детей
Физкультурные занятия (игровые, занятия спортивного типа, сюжетные, физкультурно-познавательные);
Физкультурные занятия на воздухе;
Праздники, развлечения, физкультурные досуги;
Индивидуальная работа;
Настольные игры «Футбол», «Хоккей»;
Чтение рассказов о спорте, спортсменах;
Изготовление атрибутов к подвижным играм;
Изготовление нетрадиционного оборудования;
Утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетная, аэробика);
Гимнастика после сна (разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам);
Подвижные игры; гимнастика для глаз; массаж; релаксация; коррекционные упражнения для стоп;
Спортивные игры и упражнения;
Физкультминутки, пальчиковые гимнастики;
Закаливание.
дыхательная гимнастика;
Рассматривание иллюстраций о спорте;
Изготовление атрибутов к подвижным играм;
Придумывание вариантов к знакомым подвижным играм;
Дидактические и настольные игры Свободная самостоятельная деятельность детей
Настольные игры «Футбол», «Хоккей»;
Дидактические и настольные игры.
15
Режим двигательной активности
ТАБЛИЦА
16
Расписание занятий в области «Физическая культура»
ТАБЛИЦА
Ежедневная утренняя гимнастика
ТАБЛИЦА
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы в области «Физическое развитие».
• Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях в физическом развитии.
• Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей в выполнении упражнений, игре.
• Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу в организации подвижной игры.
• В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе.
• Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи.
• Учитывать индивидуальные особенности детей, с учетом их психофизического здоровья.
• Уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков в развитии физической сферы.
• Создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере, проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку; проявлять деликатность, тактичность
17
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в ходе освоения детьми образовательной области «Физическое развитие»
ТАБЛИЦА
1. Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития
-беседы
-диалоги
-индивидуальные консультации
2. Повышение компетентности родителей в вопросах ЗОЖ
-мастер-классы
-родительские собрания
-оформление стенда
-анкетирование
-консультации
-буклеты, памятки
- парная гимнастика
-день открытых дверей
-профилактика простудных заболеваний
-конкурсы и выставки
-фотовыставки
-создание журналов, газет
-папки – передвижки
3. Включение родителей в детско-взрослую свободную деятельность
-детско-взрослые проекты
-презентации
-детско-взрослые соревнования
-мини-мастерские по изготовлению спортивного оборудования
-походы
- проведение «Недели здоровья»
-проведение дней здоровья
-физкультурные досуги, развлечения, праздники
.
18
3 раздел. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания образовательной области «Физическое развитие»
19
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды развития детей в области «Физическое развитие»
Пространство спортивного зала организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством оборудования. Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение.
ТАБЛИЦА (оборудование, сколько штук)
3.3. Традиционные спортивные праздники, досуги и развлечения,
физкультурно - оздоровительные праздники.
Приложение
ТАБЛИЦА
Комплексно-тематический план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
сентябрь – апрель 2015 - 16 гг.
Протокол тестирования физической подготовленности и измерения показателей физического развития воспитанников МДОУ детский сад №25 …. группа: ФИО
Инструктор по ФИЗО: ФИО
Тестирование проводит инструктор по физической культуре
ТАБЛИЦЫ