Гюлбахар Савзиханова
Рабочая программа «Ознакомление с миром природы»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательная область «Познавательное развитие»
непрерывная образовательная деятельность «Ознакомление с миром природы»
для первой младшей группы № 9 общеразвивающей направленности
0,25 непрерывной образовательной деятельности в неделю
(всего 9 непрерывной образовательной деятельности в год)
Составитель:
воспитатели МАДОУ «Машенька»
Савзиханова Г. Ф
2018 -2019 учебный год
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа „Ознакомление с миром природы“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014; Карпухина Н. А. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада»; Афонькина Ю. А. «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа», Волгоград, 2014.
Основная работа по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе осуществляется в рамках организации непрерывной образовательной деятельности
Рабочая программа рассчитана на 9 непрерывной образовательной деятельности в год. Недельная нагрузка составляет – 0,25. Длительность одной непрерывной образовательной деятельности 8 минут.
Основными целями данной рабочей программы являются :
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
знакомить детей с доступными явлениями природы;
учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их;
узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их;
наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц;
учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
помогать, детям замечать, красоту природы в разное время года;
воспитывать бережное отношение к животным;
учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения:
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе : похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях : стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе : потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения : яркое солнце, жарко, летают бабочки.
Новизна рабочей программы заключается в обновлении содержания программы в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ее отличие от раннее действовавшей заключается в изменении традиционной системы речевых задач, создание условий для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Содержание рабочей программы отражает : специфику федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и решает задачи по расширению и уточнению знаний детей о родном городе; формирование определенного отношения ребенка к родному краю, конкретные яркие представления активного отношения к окружающей жизни; развитие искренних чувств любви к родным местам; воспитание бережного отношения к природе родного края.
Национально-региональный компонент реализуется в ходе игровой деятельности (дидактические и подвижные игры, бесед, наблюдений в природе.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие» - использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений окружающем мире;
«Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения в природе; а также безопасности окружающего мира;
«Художественно-эстетическое развитие» : использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения образовательных областей;
«Физическое развитие» : развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами.
Особенностью организации образовательного процесса, является творческий подход педагога и поддержание интереса ребенка к выполнению игровых и творческих заданий. Предпочтительная организация образовательного процесса адекватная возрасту детей – фронтальная (групповая); используемые методы: наглядные, словесные, практические.
Рабочая программа для детей первой младшей группы основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Программой предусмотрено проведение:
№ П/П Тема (раздел) Количество непосредственно образовательной деятельности
3, 6, 7, 8. Явления живой природы. Животные. 4
1, 2, 4, 5, 9. Предметы (объекты) неживой природы 5
Итого: 9
Учебно-тематический план
№
п/п Содержание Кол-во
в месяц Предполагаемая
дата Фактическая дата
1. Морковка от зайчика 1
2. Листопад, листопад, листья желтые летят 1
3. У кормушки 1
4. Чудо – овощи. 1
5. Снеговичок и елочка 1
6. Котенок Пушок 1
7. Петушок и его семейка 1
8. Дикие животные. 1
9. Солнышко, солнышко, выгляни в окошко… 1
Всего: 9
Требования к результатам освоения непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» образовательной области «Познавательное развитие» воспитанниками:
Знает: домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей; некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называет их;
Умеет различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
У ребенка развиты чувства к красоте природы в разное время года.
Имеет представление о бережном отношении к животным; о сезонных явлениях природы;
Проявляет интерес к птицам и насекомым на участке, к подкормке птиц; к основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Педагогический анализ знаний и умение детей (диагностика) проводится по пособию Афонькиной Ю. А. «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа» один раз в год (апрель) в форме наблюдения за деятельностью детей.
.Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Возрастная группа:___ Воспитатели:___
Дата заполнения:___
№ п/п Фамилия имя ребенка Направление реализации образовательной области «Познавательное развитие» Личный уровень
Развитие
интересов детей:
любозна
тельности и познава
тельной мотивации
Формиро
вание познава
тельных действий, становление сознания Развитие вообра
жения и творчес
кой активнос
ти Формирование первичных представлений о себе и других людях Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира Формирование первичных представлений о малой Родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран народов мира Формирование первичных представлений об особенностях природы
1 Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Начало года: В. у. -%, С. у. - %, Н. у. - %. Конец года: В. у. -%, С. у. - %, Н. у. - %.
Календарно-тематический план образовательной области «Познавательное развитие»
по непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы»
(первая младшая группа № 9 общеразвивающей направленности)
Предполагаемая дата Факт. дата
№ п/п № темы Опорные слова и материал Содержание Региональный компонент
Предметы (объекты)
неживой природы Явления живой природы.
Животные
1. Морковка от зайчика
4 стр20 Тучи, идет дождь, листья падают, Расширять представления об овощах. Формировать доброжелательное отношение к окружающему. РНК:
Формировать представления о сезонных явлениях природы родного края
2. Листопад, листопад, листья желтые летят
4 стр. 21 Листья разные, их много, они падают с деревьев. Формирование представления о явлениях природы Учить различать, узнавать и называть растения.
Учить пользо-ваться сенсорными эталонами. Воспитывать способность переживать радость от общения с природой.
РНК: Формирование представлений о разнообразии природы родного края
3. У кормушки
4 стр. 24 Голуби большие, крупнее во-робьев, клюют корм, стаей при-летают на кор-мушку, воркуют. Познакомить с птицами, их образом жизни.
Формировать доброе отношение к птицам, желание заботится о них. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
РНК:
Познакомить детей с птицами родного края.
4. Чудо – овощи.
2 стр. 81 Картофель, капуста, свекла, морковь, овощи растут на земле в огороде. Познакомить детей с плодами овощных культур.
Учить описывать овощ по характерным признакам. Воспитать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожай.
5. Снеговичок и елочка
4 стр. 26 Стало холодно, идет снег; вьюга, метель, мороз, холодный ветер, деревья, елочка. Расширять представления о деревьях. Показать свойства снега. Формировать представления о явлениях зимней природы. РНК:
Формировать представление детей о северной зиме, о состоянии о неживой природы.
6. Котенок Пушок
4 стр. 27 Корова,
свинья, лошадь, собака; сарай, кормят, пасет, убирают, дает молоко, ловит мышей, возит телегу, охраняет дом. Продолжить знакомство с домашними животными и их детенышами
Знакомить с русским бытом. Формировать желание проявлять заботу о домашних животных. Воспитывать любовь к окружающей природе.
7. Петушок и его семейка
4 стр. 29 Куры, утки, гуси, индюки, цыплята, утята; клюв, лапки, перья, крылья. Продолжать знакомить с домашними птицами, их характерными особенностями. Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах Воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру.
8. Дикие животные.
№ 2 стр. 100 Лиса, волк, медведь, заяц, белка; лапы, хвост, шерсть, морда, глаза, уши; берлога, кора, дупло. Обогащать представления детей о животных.
Учить отмечать характерные признаки диких животных. Воспитывать заботливое отношение и интерес к живой природе.
9. Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…
4 стр. 31 Светит солнце, тает снег, становится теплее. Обогащать представления о весенних явлениях природы.
Учить выделять основные приметы весны. Учить передавать образ солнца в рисунке. Воспитывать эстетические чувства и любовь к природе.
РНК:
Формировать представление детей о северной весне, о состоянии о неживой природы.
Литература:
1. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»;
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»;
3. Карпухина Н. А. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада».
4. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014г. ;
5. Афонькина Ю. А. «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа», Волгоград, 2014.