Шершнева Ольга
Рабочая программа организации образовательной деятельности во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образовательной деятельности.
Содержание образовательной деятельности представлено в Основной образовательной программе образовательной организации «Академия сотрудничества».
Образовательные области представлены следующими образовательными компонентами :
Социально – коммуникативное развитие:
• Формирование первичных ценностных представлений;
• Развитие коммуникативных способностей;
Публикация «Рабочая программа организации образовательной деятельности во второй младшей группе» размещена в разделах
• Развитие регуляторных способностей;
• Формирование социальных представлений, умений и навыков.
Познавательное развитие:
• Развитие когнитивных способностей;
• Формирование элементарных математических представлений;
• Конструктивно –модельная деятельность;
• Ознакомление с окружающим миром.
Речевое развитие:
• Развитие речи;
• Приобщение к художественной литературе.
Художественно – эстетическое развитие:
• Приобщение к искусству;
• Изобразительная деятельность;
• Музыкальное развитие;
• Театрализованная игра.
Физическое развитие:
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
• Физическая культура.
2.2. Учебный план.
Объем и содержание образовательной деятельности с воспитанниками дошкольного возраста общеразвивающих групп (3-7 лет)
по освоению Основной образовательной программы Учреждения
Объем образовательной нагрузки (ОД) воспитанников 3-7 лет в течение недели распределен следующим образом :
№ Направление развития/
Образовательные области Вид деятельности Раздел / модуль Наименование
ОД Количество занятий (ОД) в неделю/ объём образовательной нагрузки (мин.)
2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгот. к школе гр.
1. Обязательная часть
1. Физическое /Физическое развитие Двигательная деятельность Двигательная деятельность
- Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Физическая культура 3 / 15 минут 3 / 20 минут 3 / 25 минут 3 / 30 минут
2. Социально –коммуникативное / социально –коммуникативное развитие Коммуникативная - Социализация, развитие навыков общения, формирование готовности к совместной деятельности;
- Воспитание культурно –гигиенических навыков;
- Нравственное воспитание;
- Формирование образа Я, формирование гендерной, семейной принадлежности;
- Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда, ценностного отношения к труду. Социализация
Реализуется во всех образовательных ситуациях, в процессе совместной деятельности педагога с детьми и культурных практик в режимных моментах
3. Познавательное /Познавательной развитие Познавательно –исследовательская деятельность - Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, людях,объектах окружающего мира, о малой Родине, и социокультурных ценностях нашего народа;
- Первые шаги в математику; Исследуем и экспериментируем;
- Развитие сенсорной культуры Ознакомление с окружающим миром (основы науки и естествознания) 1 / 15 минут
1 / 20 минут
1 / 25 минут
1 / 30 минут
Математическое развитие 1 / 15 минут 1 / 20 минут 1 / 25 минут 2 / 30 минут
Конструирование, робототехника 1 / 15 минут
1 / 20 минут
1 / 25 минут
1 / 30 минут
4. Речевое/ Речевое развитие Коммуникативная - Владение речью как средством общения и культуры;
- Развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; -Обогащение активного словаря
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
-Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Основы грамотности - - 1 / 25 минут 1 / 30 минут
Развитие речи
1 / 15 минут 1 / 20 минут 1 / 25 минут 1 / 30 минут
5. Художественно –эстетическое/ Художественно –эстетическое развитие Изобразительная - Изобразительное искусство.
- Развитие продуктивной
деятельности и детского творчества. Рисование 1 / 15 минут 1 / 20 минут 2 / 25 минут 2 / 30 минут
Лепка (аппликация) 1 / 15 минут (в чередовании 1 раз в нед.) 1 / 20 минут (в чередовании 1 раз в нед.) 1 / 25 минут (в чередовании 1 раз в нед.) 1 / 30 минут (в чередовании 1 раз в нед.)
Музыкальная Музыка Музыка 2 / 15 минут 2 / 20 минут 2 / 25 минут 2 / 30 минут
Театрализованная деятельность Театр Театрализованно –муз. деятельность В процессе совместной деятельности педагога с детьми
Чтение художественной литературы Художественная литература Чтение художественной литературы В процессе совместной деятельности педагога с детьми
Всего образовательных ситуаций и занятий в неделю 11 11 13 14
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1. Физическое развитие
Парциальная программа «Фитнес в детском саду: программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет», О. Н. Рыбкина, Л. Д. Морозова Оздоровительная,
двигательная деятельность Двигательная деятельность
- Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами фитнес – средств: аэробики, хореографии, фитбол –гимнастики, элементов йоги. Физическая культура В рамках ОД как часть занятия
2. Социально –коммуникативное развитие
Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»,
Л. Л. Тимофеева. Коммуникативная - Формирование основ безопасности жизнедеятельности в природе, быту, общении. Социализация
В рамках образовательных ситуаций, в совместной и самостоятельной деятельности.
3. Познавательное развитие
Парциальная программа по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию «Юный эколог», С. Н. Николаева. Познавательно –исследовательская деятельность - Ребенок открывает мир природы;
- Исследуем и экспериментируем;
- Формирование основ экологической культуры
Ознакомление с окружающим миром (основы науки и естествознания)
В рамках ОД как часть занятия
Также во всех образовательных ситуациях, в процессе совместной деятельности педагога с детьми и культурных практик в режимных моментах
4. Речевое развитие
«Программа развития речи дошкольников», О. С. Ушакова Коммуникативная - Владение речью как средством общения и культуры;
- Развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; Обогащение активного словаря
-Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Развитие речи - - В рамках ОД по развитию речи как часть занятия
5. Художественно –эстетическое развитие
Парциальная программа музыкального развития «Ладушки», И. К. Каплунова и И. Л. Новоскольцева. Музыкальная деятельность Музыка В рамках ОД по музыкальному развитию как часть занятия
6. Художественно – эстетическое развитие
Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», И А. Лыкова. Художественно –изобразительная деятельность.
Рисование, лепка, аппликация. В рамках ОД по изобразительной деятельности, лепке, аппликации как часть занятия
Общий объем образовательных ситуаций и занятий в неделю 11 11 13 14
Реализация учебного плана предусматривает решение программных задач посредством организации совместной деятельности взрослого и детей в процессе образовательной деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Учебный план составлен с учетом максимально допустимой нагрузки для общеразвивающих групп.
В соответствии с годовым учебным графиком для воспитанников дошкольных групп организуются осенние, зимние, весенние и летние каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивается время прогулок в соответствии с погодными условиями.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в Учебном плане представлена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими, сохраняя комплексность подхода в направлениях развития и образования детей (далее - образовательные области) :
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Обязательная часть представляет комплексность подхода с учетом содержания ООП, обеспечивая развитие воспитанников, во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Необходимым условием развития индивидуальности и формирования личности ребенка является создание пространства детской реализации (по Веракса Н. Е).
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, представляет собой: парциальные программы, реализуемые во всех образовательных областях.
Региональный компонент содержания Программы включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой и природным окружением города Абакана, Республики Хакасия и России в целом. Для реализации национально-регионального компонента в учебном плане не выделяется специально отведенного времени, содержание реализуется через различные виды совместной деятельности педагога с детьми - различные виды игр, экскурсии, чтение, рассматривание иллюстраций, творческие мастерские, в рамках образовательной деятельности.
Объем нагрузки на образовательную деятельность определен в соответствии СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Продолжительность непрерывной образовательной деятельности :
для детей от 3-х до 4-х лет - не более 15 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня во второй младшей группе - не превышает 30 минут.
В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия. В течение года программа предусматривает итоговое мероприятие раз в месяц в рамках событийного подхода.
Формы и способы средства реализации программы в группе.
Воспитание и обучение в режимных моментах Воспитание и обучение в процессе детской деятельности
Утренний приём детей Занятия, кружки, секции
Утренняя гимнастика Обогащенные игры в центрах активности
Дежурство Проектная деятельность
Подготовка к приёму пищи Образовательное событие
Приём пищи Свободная игра
Утренний круг
Игры, занятия
Подготовка к прогулке
Прогулка
Подготовка ко сну, дневной сон
Постепенный подъём, профилактические физкультурно –оздоровительные процедуры
Вечерний круг
Уход детей домой
2.3. Взаимодействие с семьей, социумом.
2.3.1. Взаимодействие педагога с родителями детей второй младшей группы
В младшем дошкольном возрасте большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами. Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями детского сада, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми. Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
2.3.2. Направления взаимодействия педагога с родителями
Направления взаимодействия 2-ая младшая группа
1. Педагогический мониторинг Учитывая образовательные запросы родителей, педагог стремится учесть их пожелания: беседы, анкетирования («Качество предоставления образовательных услуг ДОУ», «Качество предоставления услуг по дополнительному образованию», изучение характера детско – родительских отношений через анализ детских рисунков, беседы с детьми, анкетирование.
2 Педагогическая поддержка Для удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей педагог организует разные формы взаимодействия – тематические беседы, выставки,, создание совместного с детьми тематического журнала, альбома, альбома – воспоминания, выставки детско – родительского творчества, совместную досуговую деятельность, совместные прогулки, упражнения на развитие психических процессов.
С детьми- игры-беседы о родителях, их профессиях, родственниках и т. п.
3 Педагогическое образование родителей Воспитатель учитывает развивающиеся возможности родителей и детей, помогает родителям устанавливать партнёрские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть перспективы их будущей жизни (встречи с родителями «Права ребенка и родителей», элементы тренингов, анализ реальных ситуаций, решение проблемных ситуаций, организация различных видов совместной продуктивной деятельности, участие в проектной деятельности, родительские дискуссии). Воспитателю важно поддерживать условия для презентации педагогического роста родителей.
4 Совместная деятельность педагогов и родителей Педагог делает родителей активными участниками разнообразных утренников, конкурсов. Организация совместных детско –родительских проектов поисково – познавательной и творческой направленности (согласно годовой задачи или «Плана работы с родителями» на группе)
Педагог обращает внимание на развитие педагогической рефлексии родителей, на этом строятся перспективы совместного с семьёй развития дошкольников.
Родителей необходимо ежедневно информировать о деятельности детей за прошедший день. Такая информация является эффективным механизмом вовлечения родителей в процесс образования детей. Мы транслируем важную информацию в родительской группе в социальной сети и на стенды, размещенные в приемной группы.
2.3.3. Направления взаимодействия с социумом.
Направления взаимодействия 2-ая младшая группа
1 Визит – центр заповедника «Хакасский» Участие в конкурсах, акциях, экскурсии
2 Городская детская библиотека Экскурсии в библиотеку, участие в викторинах, конкурсах, экскурсии, работа с литературой.
3 Взаимодействие с другими ДОУ Конкурсы, творческие мероприятии, акции.
4 АЦДТ Конкурсы, акции, кружковая работа, экскурсии, мастер –классы.
5 Дом культуры Участие в муниципальных конкурсах, мероприятиях, акциях, праздниках.
6 Детская музыкальная школа Концерты, знакомство с музыкальными инструментами.
7 «Спортивная школа» Спортивные мероприятия, посещение спортивных секций, экскурсии.
8. ГИБДД, МЧС Консультации, интерактивные презентации.
9. Театр «Читиген» Театральные постановки, творческие проекты.
2. 4. Планирование работы с детьми в группе
2.4.1. Тематическое планирование
Рабочая программа построена на основе Тематического планирования, утвержденного в ОО
Тематическое планирование на 2021 -2022 учебный год.
Неделя Тема недели: группы, реализующие основную образовательную программу Темы недели : группы, реализующие адаптированную образовательную программу 2021 -2022 уч. г.
Сентябрь
1. Мониторинг Мониторинг 01.09.-10.09.21 г.
2. Мониторинг Мониторинг
3. Осень. Кладовая природы Осень. 13.09.-17.09.21 г.
4. Труд людей осенью. Овощи. Фрукты Грибы. Ягоды. Овощи. Фрукты 20.09.- 24.09.21 г.
5. Посуда. Продукты питания Посуда. Продукты питания 27.09.- 01.10.21 г.
Октябрь
1. Перелётные птицы Перелётные птицы 04.10-08.10.21. г.
2. Наша страна. День народного единства Наша страна. 11.10. – 15.10.21 г.
3. Мой город Мой город 18.10.-22.10.21. г.
4. Семья. Семейные традиции Семья. Семейные традиции 25.10.-29.10.21 г.
Ноябрь
1. Каникулы тематические «Мир предметов, техники, механизмов, изобретений».
Каникулы тематические «Мир предметов, техники, механизмов, изобретений». 02.11.-06.11.21 г.
2. Дикие животные Дикие животные 08.11.-12.11.21г.
3. Поздняя осень (итоговое об осени) Итоговое об осени 15.11.-19.11.21 г.
4. Профессии. День Матери. Профессии. День Матери.
Декабрь
1. Зимушка – зима. Зимующие птицы Зимушка – зима. Зимующие птицы 29.11.-03.12.21 г.
2. Человек. Мальчики и девочки Человек. Мальчики и девочки 06.12.-10.12.21 г.
3. Домашние животные Домашние животные 13.12.21 г. -17.12.21 г.
4. Готовимся к новогоднему празднику. Зимние забавы Готовимся к новогоднему празднику. Зимние забавы 20.12.-24.12.21 г.
5. Каникулы тематические «Праздник Новый год» Каникулы тематические «Праздник Новый год» 27.12. 21 г. – 09.01.22 г.
Январь
3. Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета. Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета. 10.01.-14.01.22 г.
4. Домашние птицы Домашние птицы 17.01.21 г. - 21.0122г.
5. Жилище человека. Мой дом Жилище человека. Мой дом 24.01.21 г. - 28.01.22г
Февраль
1. Обувь. Одежда. Головные уборы. Обувь. Одежда. Головные уборы. 31.01. -04.02.22 г.
2. Игрушки Игрушки 07.01.-11.02.22 г.
3. Защитники Отечества Защитники Отечества 14.02.-18.02.22 г.
4. Экспериментальная деятельность с природными материалами. Итоговое о зиме. Зима (итоговое занятие) 21.02.-25.02.22 г.
Март
1. Каникулы тематические «Мамин день» Каникулы тематические «Мамин день» 28.03.-04.03.22г.
2. Весна пришла Весна пришла 07.03.-11.03.22г.
3. Деревья и кустарники Деревья и кустарники 14.03.-18.03. 22г.
4. Мебель Мебель 21.03.-25.03.22г.
5. Животные Севера и Юга. Животные Севера и Юга. 28.03.-01.04.22 г.
Апрель
1. Неделя здоровья. Безопасность жизнедеятельности Неделя здоровья. Безопасность жизнедеятельности 04.04.-08.04.22г.
2. Космические просторы Космические просторы 11.04.-15.04.22г.
3. Неделя книги.
Чему учат в школе Неделя книги.
Чему учат в школе 18.04.-22.04.22 г.
4. Обитатели морей и океанов/Вода Обитатели морей и океанов/Вода 25.04.-29.04.22г.
Май
1. День Великой Победы День Великой Победы 02.05.-6.05.22г.
2. Весенний переполох. Насекомые. Итоговое о весне. Весенний переполох. Насекомые. Итоговое о весне. 10.05.-13.05.22г
3. Мониторинг Мониторинг 16.05.-31.05.22г.
4. Мониторинг Мониторинг