Милентьева Светлана Владимировна
Рабочая программа младшей группы ДОУ в соответствии ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа младшей группы
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, разработана настоящая рабочая программа, как программа психолого-педагогической поддержки полноценного развития личности детей дошкольного возраста.
1 РАЗДЕЛ - ЦЕЛЕВОЙ
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа младшей группы ДОУ в соответствии ФГОС» размещена в разделах
Рабочая программа является инновационным программным документом для младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Теремок».
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
Цель и задачи реализации рабочей программы для детей младшего дошкольного возраста МБДОУ «Детского сада № 1 «Теремок» – обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Принципы и подходы к формированию программы
В основе реализации рабочей программы лежит культурно-исторический подход к развитию ребенка, который предполагает:
• индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
• партнерство с семьей;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• возможность выбора детьми материалов, видов активности, выбор участников совместной деятельности и общения;
• защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Общие сведения о коллективе детей.
Возрастная категория Количество
детей 1ребенок в семье 2 ребенок в семье 3 ребенок в семье 4 ребёнок в семь Дети -сироты Опекуны Дети, проживающие с бабушкой
От 3до 4лет 31 6 18 6 1
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной -двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Планируемые результаты
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность воспитателя, направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться как развивающаяся личность.
Деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу возможность через наблюдение получать представление об их развитии.
Творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление)
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии, содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
Ключевые признаки: В рамках наличной предметно игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии);
вариативно использует предметы – заместители в условном игровом значении.
Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала.
Обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т. п.); завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос: что ты делаешь? - отвечает обозначением процесса (рисую, строю).
Ключевые признаки: Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.
Привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял; также выступает как активный наблюдатель - пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.
Ключевые признаки: Обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия ("Смотри. ", комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого.
Коммуникативная инициатива коммуникативная инициатива (включенностОбращает
Познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные отношения.
Замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к
ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом.
Ключевые признаки: Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими,
практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.
2 РАЗДЕЛ - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Содержание воспитательно - образовательной работы по образовательным направлениям
Содержание Программы обеспечивает развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные направления:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно эстетическое развитие;
физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Содержание образовательной работы с детьми направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:
- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам.
- уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;
- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;
- знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества;
- поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями.
- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;
- создавать общую атмосферу доброжелательности, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;
- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;
- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;
- обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;
- добиваться выполнения правил дорожного движения.
Познавательное развитие
Развитие любознательности и познавательной мотивации:
- развивать умение детей наблюдать различные явления и события;
- способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;
- целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.
- совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое;
- содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с ними и других людей;
- содействовать формированию способности самопознанию на основе широкого использования художественной деятельности;
- формировать представление о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»;
- способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе;
- развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы.
Речевое развитие
Владение речью как средством общения:
- побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;
- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы.
- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка;
- обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;
- вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;
- способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);
- упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.
- формировать правильное звукопроизношение;
- упражнять в качественном произношении слов и помогать в правильной постановке ударения при произнесении слов.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы:
- воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу;
- развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий (ветра, дождя, снегопада, водопада);
- развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы.
- помогать детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др. ;
- поддерживать стремление детей к творчеству;
Физическое развитие
Приобретение опыта в выполнении упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук:
- удовлетворять потребность детей в движении;
- повышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов;
- расширять у детей представления и знания о различных видах физических упражнений спортивного характера;
- целенаправленно развивать физические качества (силу, гибкость, ловкость и выносливость);
- развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость;
- развивать у детей возможность самостоятельного выполнения всех гигиенических процедур и навыков самообслуживания;
- формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культуры.
Способы направления поддержки детской инициативы
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях.
Психолого-педагогические условия реализации программы :
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей
1) обеспечение эмоционального благополучия;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей;
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности : вторник, среда, четверг.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно – гигиенических навыков осуществляется на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни во время проведения режимных моментов.
В специально организованной деятельности обязательным является проведение физкультминуток или динамических минуток, содержание которых определяется каждым педагогом индивидуально.
В период адаптации детей к условиям детского сада они освобождаются от специально организованной деятельности (обучение новому материалу, предпочтение отдаётся игровой деятельности, которая выступает основой познавательной, творческой деятельности ребенка в этот период.
Материально-техническое обеспечение помещений и участков
В детском саду МБДОУ "Детский сад №1 «Теремок» созданы условия для полноценного развития детей. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата в пространстве взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Для реализации задач всестороннего развития ребенка в дошкольном учреждении большую роль играет организация развивающего окружения.
Создана материально-техническая база, которая обеспечивает достаточный уровень физического, речевого, познавательного, художественно - эстетического и социально- коммуникативного развития ребенка.
Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет, М. ,2012 г
Пензулаева Л. И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2012 г
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Младшая группа. — М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.
Социально-коммуникативное развитие ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Авдеева Н. Н., Князева О. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М. ; Мозаика-Синтез, 2011-2012.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
«Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие». - М. : Айрис-пресс, 2009.
Плакаты большого формата:
«Берегись пожара»
«Правила поведения дома и на улице»
«Правила поведения на природе»
«Правила дорожного движения для малышей» — М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М. ; Мозаика-Синтез, 2014 г.
Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей
группе детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 2014г,
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М. : Мозаика- Синтез,2014 г.
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М. : Мозаика- Синтез, 2014.
Познавательное развитие ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. -М. : Мозаика- Синтез, 2014.
Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада : Планы занятий. —М. : Мозаика- Синтез, 2014г
Рабочие тетради
Денисова Д. Математика для малышей. Младшая группа. — М. : Мозаика-Синтез,2013.
Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М. : Мозаика-Синтез,2013.
Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей
группе детского сада. Конспекты занятий. — М. ; Мозаика-Синтез, 2014
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада. —М. : Мозаика-Синтез, 2014 г
Серия «Мир в картинках» (предметный мир)
Серия «Мир в картинках» (мир природы)
Речевое развитие ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Серия «Рассказы по картинкам»
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. -М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет: Наглядно- дидактическое пособие. — М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. -М., 2014.
Художественно-эстетическое развитие
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М. : Мозаика-Синтез,2014 г.
Серия «Мир в картинках» (Хохлома, Гжель, Каргополь, Городец, Дымка и пр).- М. : Мозаика-Синтез, 2005
Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М, : Мозаика-Синтез,2014.
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М. : Мозаика- Синтез, 2014.
Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М. :-Мозаика- Синтез, 2014.
Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. -М. : Мозаика- Синтез, 2014г.